Лекция 24

Служение.

 

 
Последнее столетие перед рождением Иисуса можно назвать временем Великого Ожидания. Мы подробно рассмотрели состояние Римской империи и Иудеи в эти времена. Сказать, что везде было неспокойно – значит ничего не сказать.

В самой Иудее все особенно обострилось после 26 года, когда правителем этой провинции (прокуратором или префектом) был назначен Понтий Пилат. Из всего полезного, что он сделал для страны – построил водопровод в Иерусалиме. Однако в целом его правление ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I (правил с 37 г.) в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

Можно только удивляться, что восстание евреев против Рима не вспыхнуло еще при Пилате, который превратил Иудею в «горячий район». Психологически оно созрело именно тогда, тем более что в других провинциях начались антиримские волнения.

В самой Римской империи Тиберий (который пришел к власти после Октавиана Августа) едва успевал справляться с бунтующими легионами, отражать натиск германцев, фракийцев, африканцев. В самой Италии возникла оппозиция, на которую Тиберий отвечал репрессивными мерами. Вначале он, подражая Октавиану, прикидывался демократом, но скоро понял, что пора сбросить маску. «Дня не проходило без казни,— пишет Светоний,— будь то праздник или заповедный день; даже на новый год был казнен человек. Со многими вместе обвинялись их дети и дети их детей... Никакому доносу не отказывали в доверии. Всякое преступление считалось уголовным, даже несколько невинных слов». Закон «об оскорблении величества», введенный Тиберием, легко мог оправдать любой акт произвола.

Есть эпохи, когда симптомы перемен становятся почти осязаемыми, но тогда, в период между 26 и 27 годами, близость каких-то необыкновенных событий переживалась с исключительной остротой. В Иудее зелоты вновь начали тайно вооружаться и собирать добровольцев. Партия зелотов (букв. «ревнитель, приверженец»)  возникла в Иудее еще в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформилась окончательно в середине I века н.э. Это было социально-политическое и религиозно-эсхатологическое течение, основной целью которого было упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества, для достижения которой считались пригодными любые средства. К середине I века н. э. зелоты оформились в политическую партию для борьбы с наследием царя Иудеи Ирода Великого. С фасада Иерусалимского храма, отстроенного Иродом, они сбили золотого орла как побуждающего к идолопоклонству и намекающего на римское владычество.

Весь мир находился в состоянии ожидания перемен.

Основным направлением ожидания в Иудее было ожидание прихода Мессии (Машиаха). Другое ожидание – ожидание воплощения Божественной Премудрости, Логоса.

Иудейская литература этого периода почти целиком религиозна. Целью практически всех литературных или философских сочинений было прославление Закона и восхваление Бога. И практически во всех сочинениях слышится надежда на спасение от власти Рима и земного страдания при помощи Божественного Избавителя. Оживали грозные видения пророка Даниила (примерно за 400 лет до н. э.) и Еноха (Книга Еноха –один из наиболее значимых апокрифов Ветхого Завета была написана в I в. до н.э. от имени ветхозаветного патpиаpха Еноха.). Мысль о борьбе за независимость сливалась у народа с представлениями о конце света. Ждали, что вот-вот грянут трубы архангелов и на горизонте покажутся рати Мессии, идущего низложить царство Зверя. В победах цезаря видели последние судороги сатаны; уповали на чудесное вторжение Бога в ход истории, которое явит перед всеми мощь Его Правды...

Царство Зла будет сокрушено, согласно книгам откровений, или непосредственным вмешательством самого Бога, или в результате земного пришествия его сына или представителя – Мессии или Помазанника. Слово Мессия (по-еврейски Машиах) часто встречается в Библии. Когда ее переводили на греческий язык, это слово перевели как Христос – Помазанник, тот, на кого излили священное масло – елей; человек, призванный и посвященный через помазание елеем на особое Божье служение. Помазание было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении монархов на престол и посвящении священников в сан. В Иудаизме считается, что через Помазание на человека снисходит Дух Божий, это изменяет человека и делает его способным исполнять Божье Служение (I Цар. 10:1 и след.).

Традиционно считалось, что перед приходом Машиаха пророк Илия спустится на землю и помажет его на царствование.

У пророка Исайи сказано:

«Ибо младенец родится нам; Сын дан нам; владычество на плечах его. И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец Вечности, Князь Мира

Поэтому многие евреи считали Мессию земным царем, который будет потомком царского дома Давида. Другие, авторы более поздних книг Еноха и Даниила, называли его Сыном Человеческим, сходящим с небес на землю. И было еще множество других свидетельств. Но все были согласны с тем, что в конце концов Мессия покорит язычников, освободит Израиль, сделает Иерусалим своей столицей и при нем все люди примут Иегову и Закон Моисея.

О приходе Мессии пророческие прозрения были и в римском мире. На рубеже старой и новой эры в античном мире вообще ходило много разных сказаний и пророчеств о наступлении золотого века; это вполне понятно в связи с кризисом общества и вытекающими отсюда надеждами на новое устроение мира.

"Пророчество" о рождении младенца для спасения мира можно найти у величайшего римского поэта Вергилия, который родился в 70 г. до н.э., умер в 19 г. до н. э. (IV). Мировую славу Вергилию составили произведения: "Буколики" ("Пастушеские стихотворения") или "Эклоги" ("Избранные стихотворения"), а затем "Георгики" ("Земледельческие стихотворения") и особенно "Энеида". "Буколики" писались в 42-39гг., "Георгики" - в 37-30 гг. и "Энеида" - в 29-19гг. 

В эклоге 4, обращаясь к пророчествам Сивиллы, Вергилий предсказывает начало новых времен, возвращение Золотого Века – у римлян он назывался веком Сатурна.

Ныне, по слову Сивиллы, настало верховное время:
начат великий отсчет: потекла вереница столетий.
Близится Девы приход, возвращается царство Сатурна,
новое послано племя на землю из глуби небесной.
Ты же, Луцина, младенца приветишь, который повсюду
век золотой установит вместо железного века.
О, не познавшая мужа, твой Аполлон нынче правит.
Он удостоится жизни богов, увидит героев
между богами, они его тоже заметят. Он будет
править землей замиренной, на доблесть отцов полагаясь.

Луцина – древнее и распространенное по всей Италии прозвище Юноны, супруги и сестры Юпитера, которая была покровительницей новолуния, новой жизни, рождения и родов. 

Еще одно ожидание – ожидание воплощения Божественной Мудрости, Логоса. Об этом говорилось в Книге Премудрости Соломоновой, которая, предположительно, изначально была написана на греческом, хотя и в стилистике древнееврейской поэзии. Автор нигде прямо не называется, и одно время считалось, что это царь Соломон. Однако впоследствии эта версия была отвергнута. Считается, что книга была написана во II—I веках до н. э, скорее всего — в Египте. В книге Притчей Соломона в Мессии видели воплощенную Мудрость, Первенца Бога, Слово или Разум.

О Логосе говорит и Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Она не входит в канон современного иудаизма, но в православии эта книга входит в состав Библейского Канона. Время ее написания—190—180 гг. до н. э. В ней содержится учение о Премудрости Божественной в ее проявлениях в мире и человеке, и о Богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека: «Мудрость – первое творение Бога; она сотворена в начале Мира».

Сравним с первыми строками Евангелия от Иоанна: 

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 
2 Оно было в начале у Бога. 
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 

Параллельно идею Логоса развивают греческие философы, следуя за Платоном. Прежде всего, это Посидоний (1 век до н. э.), а наиболее полное развитие эта идея получила в трудах Филона Александрийского. Он был евреем, родился в Александрии, столице Египта лет за 25 до нашей эры, а умер в 40-х годах I столетия. Мы о нем еще поговорим подробнее.

С эзотерической точки зрения таким образом обеспечивалось прохождение Тока Планетарного Логоса через Тонический слой и подготавливалось построение затомиса христианской метакультуры.

В иудейском мире параллельно с мечтами о возмездии и свободе углублялось мистическое восприятие тайны зла. Мысль о нем все больше захватывала Израиль. Никогда еще демонология не была так популярна, но за этим крылось нечто большее, чем наивное суеверие. Ветхозаветный человек отчетливо осознал реальность темного мира. Казалось, сам воздух был наполнен его испарениями; участились случаи беснования и одержимости. Зло перестали считать только изъяном, оно обнаруживало свою страшную активность, направленную против Творца и Его воли. Теперь, когда говорили о дьяволе, то имели в виду не ангела-искусителя Книги Иова, а космического врага всего творения.

С метаисторической точки зрения это легко объяснимо – за последнее столетие несколько глобальных токов (в том числе демиургических) прошло по всему диапазону слоев Алес и Нижние Зоны активизировались как никогда.

Прошлый раз мы говорили о детстве, отрочестве и юности Иоанна и Иисуса. Напомню, что Иоанн и Иисус были близкими родственниками, двоюродными или троюродными братьями, и родились с интервалом в полгода. Примерно с 8-летнего возраста обучались в Общине ессеев – до своего религиозного совершеннолетия (13 лет). Они обучались Закону Моисея, изучали математику, науку о звездах, пророчества и мистерии. Потом Иисус странствовал, иногда возвращаясь на родину и в Общину (ненадолго). Он обошел практически весь тогдашний «цивилизованный» мир. Иногда с ним ходила его мать Мария, но чаще всего его дядя – Иосиф Аримафейский.

У Иисуса было несколько братьев и сестер, он был обучен ремеслу плотника, как и его отец Иосиф. Но сначала поговорим о его Предтече, Иоанне Крестителе.

После обучения у ессеев Иоанн много лет жил в пустыне. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.» 

Чем он там занимался – никаких конкретных сведений нигде нет, но, судя по всему, совершенствовался в своей духовной практике, дожидаясь своего часа, готовясь к своему великому служению, преумножая знания и набирая силу. Это время наступило, когда ему (и Иисусу) было около 30 лет. Иоанн вышел из пустыни на берега реки Иордан и начал проповедовать.

К этому времени Этереоцефал и ток Планетарного Логоса достигли Астрального слоя.

За 800 лет до этого времени великий пророк Исаия говорил: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези его; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими" (Ис. 40, 3-4).

Глас вопиющего в пустыне – это и был глас великого Предтечи. Но речь идет не о той пустыне, в которой одни только шакалы и гиены могли слушать его. Речь шла о пустыне человеческих сердец, полных злобы, страстей, пороков и грехов.

 В первое время, конечно, его слушали только отдельные люди, приходившие на берега Иордана, но слова великого Предтечи так удивляли, так поражали их, что повсюду разнесли они весть о нем, как о великом пророке, и весть эта так широко распространилась повсюду, что целые толпы людей стали приходить отовсюду слушать великого пророка на берегу Иордана. Он призывал к покаянию и крестил водою Иорданской для омытия скверны греховной.

1 В пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, 
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. 
4  3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, 
2 и говорил: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 
3 Ибо я тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. 

5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
 (Лк, 3:1 и след.)

5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему 
6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. 
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 
8 сотворите же достойный плод покаяния 
9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам ", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. 
18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его. 
10 И спрашивал его народ: что же нам делать? 
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. 
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? 
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. 
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. 

Заметим, что Иоанн давал наставления каждому сословию отдельно. Успех его проповеди был так велик, приходящего к нему народа для крещения было такое множество, что втайне многие начали думать об Иоанне: не он ли Христос?

15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, - 
16 Иоанн всем отвечал:
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин развязать ремни обуви Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. 
(Мф. 3:5 и след.)

Почему все происходило на Иордане: это была священная река, которая издревле считалась как бы рубежом «земли Авраама». Согласно библейской традиции, когда Иисус Навин достиг Иордана, поток расступился, чтобы открыть путь Ковчегу Завета. Иорданские воды стали с тех пор символом преддверия, очищающего от скверны. Поэтому подготовкой к мессианскому Царству Иоанн сделал тевилу, погружение в реку, или по-гречески баптисму (в русском переводе крещение). Отсюда и прозвище, данное пророку народом, «тот, кто омывает», Креститель».

Способ совершения Иоанном крещения определить вообще трудно. У евреев, как и у многих других народов, были четко определенные в законе правила омовения и очищения. Когда же иноверец обращался в иудаизм и принимал тевилу, он считался как бы рожденным заново и получившим прощение грехов. В Иерусалиме для этой тевилы служил Силоамский бассейн. Есть версия, что именно «крещение» прозелита (новообращенного иудея) и послужило прообразом для Иоаннова крещения. Совершая его, пророк давал понять, что не только язычники, но и иудеи нуждаются в духовном возрождении.

Однако крещение Иоанна если и не было, в смысле внешней формы, делом совершенно новым, то не находилось, однако, ни в какой связи с прежними чисто иудейскими обрядами. Также как и проповедь Иоанна была совершенно самостоятельной, независимой ни от каких исторических условий и обстоятельств, она была следствием откровения, полученного свыше, от Бога. К Иоанну приходили, вероятно, только одни мужчины, потому что в Евангелиях нет никаких следов о присутствии у вод Иордана женщин. По слову Иоанна мужчины погружались в воду. Заметим, что слово «крестились» употреблено в страдательном залоге -- крестились «от него». Да и Иоанн везде относит самый акт крещения к самому себе: «я крещу» или «крестил». То есть Крещение не было одним только допущением, дозволением или приглашением к крещению, но актом, свойственным и крещаемому, и крестившему. Крещение не было простым купаньем в Иордане, хотя из Евангелий в точности мы и не знаем, какие внешние обряды или символы употреблял при этом Иоанн, и были ли даже они собственно обрядами и символами.

Мы знаем, что вода является основой всего живого на земле, поэтому можно без преувеличения сказать, что она и есть главный информационный носитель в природе. Вода реагирует на все действия, происходящие вокруг нее. «Запоминая» информацию, вода обретает новые свойства, хотя химический состав ее остается без изменения. Но вода не только впитывает в себя свет, звук, изображение, слово, мысль, но и обменивается информацией с окружающей средой. А поскольку наше тело состоит из воды в среднем на 60% (для разного возраста – по-разному) именно вода является наилучшим проводником энергий и носителем информации. Вода сильнейшим образом связана с эфирным и астральным телом, поэтому она непременно использовалась (да и сейчас используется) как в магических операциях, так и практически во всех культах и мистериях. Погружению в воду или обливанию почти у всех народов древности – халдеев, финикиян, египтян, персов, отчасти у греков и римлян придавалось особое значение в смысле не только физического, но и нравственного очищения. Обряды, аналогичные крещению, использовались при Посвящениях во многих Традициях, именно через воду Посвящаемый подключался к соответствующим информационным пространствам и энергетическим потокам. В общине Кумрана, где Иоанн и Иисус проходили обучение, крещение как раз и толковали как символ «раскаяния во искупление греха».

Иоанн с метаисторической точки зрения к началу своего служения стал мощнейшим проводником токов и, в первую очередь, трансформирующих энергий, который должны были полностью преобразовывать астральное и эфирное тело людей, способных и готовых эти энергии принять. И тут мало было просто окунуться в воду. Но даже язычники начинали тогда понимать, что одна только «магия воды» не в состоянии изменить сердце.  Иоанн говорил: «сотворите же достойный плод покаяния», то есть не только одноразово исповедуйтесь и раскайтесь, но и в дальнейшем ведите себя соответственно. Таким образом Иоанн сумел создать первичную среду для прохождения тех энергий, которые должен был провести Иисус.

Иоанн обычно жил близ Бетании,— речной переправы, где и крестил приходящий к нему народ. Вскоре вокруг него образовалась община, которой Иоанн дал свои правила и молитвы. По имени мы знаем только двух из учеников Крестителя — Андрея из Вифсаиды и юношу Иоанна, сына Зеведеева. Оба были рыбаками и пришли с берегов Галилейского моря. Ученики смотрели на учителя как на эсхатологического Пророка, чей приход ожидался многими. Но у некоторых сложилось убеждение, что сам Креститель и есть обетованный Мессия.

Влияние Иоанна возрастало с каждым днем. В своих речах он стал затрагивать и Ирода Антипу, которому принадлежала Иорданская область. В результате, пишет Иосиф Флавий, тетрарх “начал опасаться, как бы власть Иоанна над массами не привела к каким-нибудь беспорядкам”. Был встревожен и Синедрион, и именно поэтому на Иордан был отправлены священники с полномочиями от него.

— Кто ты? Не Мессия ли? — задали они вопрос Крестителю.

— Я не Мессия, — отвечал тот.

— Что же? Ты Илия?

— Я не Илия.

— Пророк?

— Нет.

— Тогда кто же ты, чтобы дать нам ответ пославшим нас? Что ты говоришь о самом себе?

— Я глас вопиющего в пустыне: “выпрямьте дорогу Господу”, как сказал пророк Исайя.

— Что же ты крестишь, — спросили его, — если ты не Мессия, и не Илия, и не Пророк?

— «Я крещу водою, посреди же вас стоит Тот, Кого вы не знаете, Идущий за мною, Который впереди меня стал, Кому я недостоин развязать ремень обуви Его... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».


Наступило время Иисусу приступить к выполнению своей миссии:

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. 
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и вот, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 
17 И был глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
(Мф. 3:13 и след.)

Впоследствии Иоанн говорил своим ученикам:

«Я увидел Духа сходящего, как голубь, с неба, и Он пребыл на Нем. И я не знал Его, но Пославший меня крестить водою, Тот мне сказал: “На ком увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Он есть крестящий Духом Святым”. И я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий». (Иоан.1:32)

После крещения Иисус тотчас же покинул Бетанию и углубился в пустыню, лежащую к югу от Иордана, чтобы в окрестностях Мертвого моря, в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю.

1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. 
2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. 
3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. 
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. 
5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 
7 итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. 
8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. 
9 И повел диавол Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, 
10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; 
11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 
12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. 
13 И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. 
14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. 
15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. 
16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. 
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 
19 проповедовать лето Господне благоприятное. 
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. 
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. 
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? 
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. 
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. 
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, 
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; 
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. 
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 
29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; 
30 но Он, пройдя посреди них, удалился. 
31 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. 
32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью. 
33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: 
34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. 
35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. 
36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? 
37 И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам. 
38 Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. 
39 Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им. 
40 При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. 
41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос. 
42 Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. 
43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. 
44 И проповедовал в синагогах галилейских.
(от Луки, гл.4).

Так началось его Служение.

Возвращаясь в Галилею, Иисус на некоторое время снова остановился в Бетании. Когда Иоанн увидел Его, он сказал, обращаясь к окружавшим его людям: “Вот Агнец Божий, Который берет грех мира”. Слово “Агнец” напоминало о пророках, которых преследовали и убивали, а в Книге Исайи Агнцем был назван Служитель Господень, чьи муки совершатся ради искупления грехов человечества.

Креститель повторил свое свидетельство и в кругу близких учеников, после чего Андрей и Иоанн стали искать встречи с Иисусом. Однажды, увидев Его, они робко пошли за ним, не зная, как начать разговор. Иисус обернулся и спросил:

— Чего вы хотите?

— Равви, где Ты живешь? — спросили они, немного растерявшись.

— Пойдемте и увидите.

Они пришли с Ним в дом, в котором Он остановился, и пробыли с Иисусом весь день. Андрей стал апостолом Андреем Первозванным, а Иоанн – «любимым учеником».

Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. 
41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (по-гречески Петр). 
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. 
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. 
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. 
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. 
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. 
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
(от Иоанна, гл. 1)

1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, 
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. 
3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. 
4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. 
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. 
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. 
7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. 
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. 
9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; 
10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. 
11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. 
(от Луки, гл. 5)

Так вокруг Иисуса стали собираться ученики. Подробнее о них поговорим в следующий раз.

Закончим историю Иоанна.

Прошло после этого около года. 

Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен галилейским царем Иродом II Антипой в темницу. Считается, что из-за того, что Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, при жизни брата своего Филиппа, женился на его жене Иродиаде. Ирод Антипа был сыном того Ирода Великого, который повелел убивать вифлеемских младенцев. Иродиада (ок. 15 до н. э. — после 39 н. э.) была внучкой Ирода Великого от его сына Аристобула. Она была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I и имела от него дочь Саломею, но вступила в преступную связь с его единокровным братом, Иродом II Антипой (у них был общий отец, Ирод I Великий, но различные матери). Ирод развелся со своей женой Аретой (дочерью набатейского царя) и женился на Иродиаде, которая приходилась ему одновременно свояченицей и племянницей. Вдобавок он женился на ней при живом муже, хотя такие браки осуждались. Эта преступная связь производила на иудеев тяжёлое впечатление.

Иродиада, будучи по своей природе женщиной распутной и злобной, разъярилась на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу. При этом сам Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его. Как пишет Флавий: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой… многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его».

Но помимо обличения Ирода из-за женитьбы на Иродиаде, Иоанну приписывают еще и следующие слова: «Господь послал меня, чтобы показать вам путь Закона, которым вы избавитесь от множества владык; и никто не будет господствовать над смертными, кроме Всевышнего, пославшего меня».

Иоанн был заключен в крепости Махерон, где и оставался до своей мученической кончины. Иосиф Флавий приписывает взятие Иоанна под стражу чисто политической цели. «Иоанн, — говорит он, — прозванный Крестителем, был человек благочестивый, убеждавший иудеев ходить в путях добродетели, исполнять свои обязанности к ближнему и к Богу, очистить души покаянием, а тело крещением. За ним всегда следовало большое множество народа, восхищавшегося его проповедью, и иудеи, казалось, готовы были принять все, чтобы он не повелел им, так что Ирод, опасаясь, чтобы власть, которую Иоанн имел над ними, не повела к возмущению, почел необходимым предупредить зло, чтобы не иметь нужды исправлять его».

Однако Иродиада, опасаясь, несмотря на стены темницы, влияния Иоанна Крестителя, требовала от Ирода его убийства. Но Ирод, несмотря на то, что был полностью под ее властью и был слишком слаб, чтобы быть справедливым, не мог найти в чистой жизни пророка ни одного пятна, которое послужило бы предлогом к его казни, и удовольствовался только удержанием его в темнице до того времени, когда Иродиада, наконец, смогла отомстить. 

Ирод сделал однажды, по случаю своего дня рождения, большой пир вельможам, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. В этом он подражал восточным царям -- у евреев не было в обычае праздновать день своего рождения. Женщины не имели права присутствовать на пиршествах мужчин; во время подобных пиров дозволялось плясать только рабыням. Но Саломея, достойная дочь своей развратной матери Иродиады, пренебрегая обычаями, вошла к пирующим в легкой одежде танцовщицы и начала плясать. Своею сладострастною пляскою она так воспламенила опьяненного уже вином Ирода, что он с клятвою обещал дать ей все, что она попросит. Саломея вышла и спросила у своей матери, не участвующей в пиршестве, чего просить. Та ответила: «Головы Иоанна Крестителя». Но боясь, что обещание Ирода казнить Иоанна не будет исполнено, она внушила дочери, чтобы та потребовала немедленной смерти пророка, и даже дала ей блюдо, на котором должны были принести ей голову убитого. Та в точности исполнила это желание матери: «с поспешностью» вошла она опять к пирующим и, обращаясь к царю, сказала: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Евангелисты свидетельствуют, что «царь опечалился» этим требованием, не желая, с одной стороны, казнить Иоанна, но, не желая нарушить и клятвы, из самолюбия и ложного стыда перед гостями, послал своего телохранителя-оруженосца, который отсек Иоанну голову и принес ее на блюде царю. Надо полагать, что пир этот происходил либо в заиорданской резиденции Ирода, откуда недалеко было до крепости Махерон, в которой содержался Иоанн, а, может быть, пир происходил и в самой крепости. Предание гласит, что Иродиада долго издевалась над головой Иоанна, колола иглой его язык, обличавший ее в распутстве и затем велела выбросить его тело в один из окружающих Махерон оврагов. Ученики Иоанновы взяли его обезглавленное тело, и, как свидетельствует св. Марк, положили его во гробе. По преданию, это была пещера, в которой были погребены пророки Авдий и Елисей.

Совершив погребение своего учителя, ученики Иоанна возвестили о происшедшем Иисусу Христу, ища, вероятно, с одной стороны, утешения в постигшей их скорби, а, с другой стороны, желая предупредить его о возможной и для него опасности пострадать от Ирода, в области которого он проповедовал. Евангелист Марк передает, что в это же время и Апостолы собрались к Иисусу, рассказав Ему обо всем, что они сделали и чему научили.

Услышав о насильственной смерти Крестителя, Иисус удалился, как это видно из сопоставления свидетельств всех первых трех Евангелистов, в пустынное место со своими апостолами. Евангелист Лука добавляет, что Ирод, под влиянием разговоров, что Иисус Христос – это Иоанн, воскресший из мертвых, «искал видеть Его».

Ирод в дальнейшем понес достойное возмездие: на войне он потерпел полное поражение, был обвинен Агриппой, братом Иродиады, в возмущении против Тиберия, и, отправившись в Рим, был лишен всех преимуществ и имения и сослан в Галлию, где погиб вместе с Иродиадой в темнице.

Почему мы так много внимания уделяем Иоанну Крестителю? Если бы он не выполнил свою задачу Предтечи, миссия Христа так же не смогла бы реализоваться в полном объеме. Поэтому приведу еще одну евангельскую цитату, относящуюся к тому времени, когда Иисус уже начал свое служение и совершил множество чудес, а Иоанн уже был заключен в темницу, но еще жив.

11 Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. 

12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. 

13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. 

14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! 

15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. 

16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.


18. И возвестили Иоанну ученики его о всем том.

19. Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?

20. Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?

21. А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

22. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;

23. и блажен, кто не соблазнится обо Мне!

24. По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? Тростник ли, ветром колеблемый?

25. Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в роскошные одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

26. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

27. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

28. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

(Лк. 7, 17 – 30)

Медитация 18-я Зона

РОН АРР СС УНИТ КРОН