Лекция 34, приложение 1.
Церковные лидеры IV в. и создание патристики.

 
Формирование церковной организации, создание христианской догматики, преодоление внутренних разногласий, достижение внутреннего единства в церкви и ее консолидация в IV в., как и сама христианизация, были бы немыслимы без деятельности отцов церкви — ярких церковных лидеров, значение которых в истории христианства сравнимо разве что с самими апостолами. Среди церковных деятелей рассматриваемой нами эпохи особо выделяются несколько фигур, краткая портретная характеристика которых позволит дать дополнительные, но очень важные штрихи к общей картине христианизации. Тем более, что вся церковная история IV века так или иначе была связана с этими выдающимися личностями.
В поле нашего зрения будут находиться Афанасий Великий и Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст, Иероним Стридонский, Амвросий Медиоланский и Августин Блаженный. Всем им принадлежит слава формирования христианской церкви и христианской догмы, все они внесли огромный вклад в христианизацию Римской империи и в создание таких церковных структур, которые были предназначены для далекой исторической перспективы. Понимая всю сложность всесторонней характеристики столь значимых исторических фигур, мы ограничимся лишь тем, что попытаемся представить их краткие портреты и выяснить их роль в процессе христианизации Римской империи.
Однако первым в ряду церковных лидеров IV века следовало бы назвать Ария, без которого немыслима ни история внутрицерковной борьбы, ни первые вселенские соборы, ни многие аспекты христианизации, в том числе и создание самой христианской догматики.
Арий родился около 260 г. в Ливии и получил христианское образование в Антиохийской школе пресвитера и мученика Лукиана. В начале IV в., находясь уже в зрелом возрасте и будучи искренним ревнителем христианской веры, он появляется в Александрии и включается в церковную борьбу, которую вели между собой Мелетий, епископ Ликопольский, и Петр, епископ Александрийский. Эта борьба, несмотря на гонение Галерия, приняла довольно острые формы, и Арий в ходе ее переходил от одной стороны к другой, протестуя против решений, с которыми он сам был не согласен. Самостоятельность его позиции и непредвзятось мышления уже тогда обратили на себя внимание церковных лидеров, и он сначала был поставлен в диаконы Петром , а затем произведен в пресвитеры следующим александрийским епископом Ахилой или Александром в 311 или 313 г. Арий быстро завоевал высокий авторитет и среди клира, и среди мирян. Причем, как отмечают, особенно почитаем Арий был со стороны "благочестивых женщин". Видимо, этот зрелый священник обладал определенным очарованием, которое скрывалось за внешней аскетической худобой, подчеркиваемой его высоким ростом и подобающей его рангу серьезностью. Он был приятен в общении, благодаря дару красноречия – привлекателен как собеседник, благодаря искусству диалектики – превосходен как оратор и проповедник, но, главным образом, благодаря искренней вере, христианской образованности, нестандартному мышлению, он явно выделялся среди других, как и его мятущаяся душа, жаждущая познания и истины. Разумеется, в источниках среди черт его характера фигурируют хитрость и честолюбие, а также многие другие человеческие пороки, которыми щедро наделяли Ария его многочисленные противники, в общем итоге оказавшиеся победителями и, следовательно, не жалели мрачных красок для придания его облику самого неприглядного вида. Однако, нет сомнения, что Арий был богато одаренной и незаурядной личностью, способной стать во главе мощного течения и повести за собой массы людей.
Выступление Ария около 318 г. с самостоятельной и оригинальной трактовкой фундаментальной христианской формулы триединства, основанной на его глубоком знании диалектики, аристотелевской логики и, разумеется, самого Священного Писания в совокупности с его личным обаянием и ораторскими способностями, сразу обеспечило новому учению популярность. По сообщению Епифания, на сторону Ария сразу стали 7 пресвитеров и 12 диаконов, а несколько позже его поддержали 2 епископа и 700 (!) девственниц. Таким образом, учение Ария оказалось популярным не только в силу самого его содержания, но и благодаря личности его основателя и проповедника.
В последующих бурных событиях церковной истории Арий проявляет себя как стойкий борец за свои убеждения и использует свои организаторские качества для создания по сути автономной церковной организации. Церковь оказалась расколотой, в орбиту борьбы была вовлечена и сама императорская власть, а Арий оказался самым выдающимся церковным лидером своего времени. Не случайно на протяжении борьбы с Арием и противостоящие ему церковные иерархи, и императорские чиновники неоднократно предлагали ему вернуться в лоно церкви.
Значение Ария в истории христианства и в христианизации Римской империи оказалось гораздо большим, чем основание религиозного учения, отличного от линии церковного большинства. Арий оказался своеобразным катализатором развития церкви во многих направлениях – в организационном, в догматическом, в соборном. Благодаря Арию церковь получила мощный импульс для своего развития, и хотя этот импульс оказался на первых порах очень болезненным, он оказался подобен прививке, которая привела к оздоровлению и укреплению в конечном итоге всего церковного организма, что в итоге способствовало общему успеху христианизации.
Наконец, во многом благодаря Арию IV век оказался временем рождения патристики — христианской классики, без которой победа христианства и превращение его в мировую религию также были бы немыслимы.
Одним из главных противников Ария стал Афанасий Великий (ок. 298-373), александрийский епископ с 328 г. Он являлся, пожалуй, наиболее стойким и последовательным борцом за никейский символ веры и против ариан, за что и был удостоен столь почетного звания.
Афанасий родился в христианской семье и получил довольно скромное общее образование, уделив главное внимание изучению Священного Писания. Наставником Афанасия в христианском воспитании был Александр, епископ Александрийский, который сделал его своим секретарем и рукоположил его в сан диакона. Именно в таком качестве Афанасий участвовал в Никейском соборе 325 г., на котором он сразу обратил на себя внимание непримиримой позицией против арианства. Через год после собора Александр умер, и Афанасий стал его преемником, по всей видимости, по указанию своего учителя и при единодушной поддержке паствы.
Заняв пост епископа, Афанасий посвятил всю свою жизнь защите никейского символа веры и оказался столь стойким его последователем, что не отступал от него ни при каких обстоятельствах. Позиция Афанасия была, пожалуй, самым ярким примером для всех, кто желал добиться единства церкви через единомыслие. Афанасий 5 раз изгонялся императорами со своего поста, и треть времени своего епископства провел вдали от своей епархии — 15 с лишним лет из 47. Ариане, мелетиане, евсевиане и другие группировки, не признавшие никейского символа и не согласные с формулой единосущия, видели в Афанасии своего главного врага. Афанасия не могла сломить даже императорская власть. Пережив гонение Диоклетиана, он, по всей вероятности, отнюдь не думал, что христианские императоры или их христианизирующееся окружение смогут подвергнуть его физическому наказанию или казни, так как он не давал никому повода хоть на мгновение усомниться в его приверженности христианской вере и в готовности пострадать за нее. Поэтому самое большее, в чем его могли обвинить, так это в организации внутрицерковных смут, и именно за это его и отправляли в ссылку, не решаясь подвергнуть более суровому наказанию.
Афанасий являет собой также пример неподчинения решениям соборов — Тирского 335 г., Антиохийского 340 г., в Арле 353 г. и в Медиолане 355 г. Он с непреклонным упорством игнорировал все низложения и отлучения и всякий раз возвращался из своих ссылок в родную Александрию как епископ, и, что весьма показательно, именно в таком качестве он воспринимался жителями Александрии.
Впрочем, кроме официальных ссылок, Афанасий и сам не раз добровольно покидал свою епархию, отправляясь в пустыню, укрываясь среди отшельников и набираясь от них аскетизма и видения христианских истин, обретенного через изнурение плоти. Именно эти истины были положены в основу лучших догматических произведений Афанасия, в которых он убедительно раскрывал и развивал формулу единосущия и других положений, принятых никейскими отцами. Именно эти труды послужили основой восточной патристики, которая послужила фундаментом православия. Наконец, "Жизнь Св. Антония", написанная Афанасием также под ярким впечатлением от его пустынного опыта, стала настоящей Библией отшельничества и монашества, на которой воспитывались многие последующие поколения христиан.
Еще одна заслуга Афанасия состояла в том, что он был творцом компромисса между церковной иерархией и зарождавшимся монашеством, которое в то время было своеобразным выражением протеста против формирующейся церковной иерархии и подчеркивало несостоятельность клира, представителем которого являлся он сам. Афанасий сумел блестяще разрешить это противоречие: с одной стороны, он пользовался поддержкой монахов во время бедствий и лишений, сам был аскетом и проводил много времени среди отшельников, с другой стороны, их главных лидеров — Антония и Пахомия — он первый возвел в епископы. Этой клерикализацией монашества он укрощает его и тем подготавливает путь к мирному сожительству с иерархией.
Вслед за Афанасием титула Великий был удостоен Василий (330— 379), епископ Кесарии Каппадокийской с 370 г., который и сейчас является одним из наиболее почитаемых отцов церкви. Он был удостоен почетного титула за самоотверженную борьбу за единство церкви, за активные выступления против арианства, а также за проповедь аскетизма и поддержку монашеского движения.
Как и многие другие церковные лидеры эпохи, Василий происходил из знатного и богатого рода и получил блестящее образование, начав свое обучение в родной Кесарии, где его отец был известным ритором, и продолжив его сначала в Константинополе, а потом в Афинах. Несомненно, что Василий впитал в себя богатство античной культуры, и именно Афины способствовали его увлечению философией, которое, как и непрестанная жажда знаний, не покидало его всю жизнь. Василий всегда почтительно относился к античной культуре и, уже будучи епископом, призывал к широкому привлечению языческой культуры для христианского образования. В Афинах он обучился не только философии и диалектике, а также раскрыл в себе талант красноречия и изучил врачебную науку.
Вернувшись в Кесарию в 354 г., Василий начал свою карьеру как ритор, причем его образованность и успех у слушателей буквально вскружили ему голову. Однако вскоре им овладело желание уйти от мира и предаться духовным исканиям и аскетическим упражнениям. Этот путь не мог не привести молодого образованного ритора в лоно христианства. Василий принимает крещение и начинает свою церковную карьеру с должности чтеца кесарийской церкви.
Следующим закономерным шагом стало его путешествие в Сирию и Египет, где Василий познакомился воочию с отшельниками и подвижниками и с их помощью укрепился в своей вере и приобрел убеждение в правильности выбранного пути. Вместе с тем, включившись в христианскую жизнь, он стал свидетелем споров, буквально раздиравших в это время восточные церкви. Это поспособствовало формированию у Василия позиции стойкого и непреклонного борца за единство церкви, которое, как он считал, можно было обрести через никейский символ и через создание монашеских общин, члены которых отрекались от мира ради высших христианских идеалов. Именно такую общину, в которой сочетались светлые стороны отшельничества и общежития, Василий создал в пустыне близ Неокесарии. Здесь был создан прообраз первого монастырского устава, здесь он изучал Священное Писание и труды христианских авторов, и в первую очередь Оригена, здесь Василий и его коллеги по аскетическому служению, по выражению его друга Григория, "роскошествовали в злостраданиях".
В 364 г., когда восточная церковь переживала тяжелые времена правления императора-арианина Валента, Василий принимает самоотверженное решение — вернуться в мир и бороться за церковное единство на посту священника. Получив посвящение, он начинает пастырское служение сначала в ранге пресвитера, а после смерти в 370 г. Евсевия — в ранге епископа.
Как отмечают источники, Василий был человеком воли и долга, но он предпочитал обороняться, а не нападать на своих противников, которых он стремился одолеть стойкостью, но не решительным героизмом. Вместе с тем, он был властным церковным иерархом и мог проявить жесткость по отношению к своим подчиненным и даже к друзьям.
В то же время Василий имел впечатлительную натуру и болезненно переживал житейские разочарования, предательство и измену друзей. Однако он всегда умел подчинить личные чувства долгу. Таким образом, Василий умел воздействовать на паству и силой власти, и силой слова, и силой милосердия. Продав часть своего имущества, Василий открыл бесплатные столовые для голодающих, организовал благотворительную и воспитательную деятельность. Василию приписывают твердую организацию церковной благотворительности, основанной на ее справедливом распределении, а не на безрассудной жалости.
Хотя Василий, безусловно, считается классиком христианской мысли, он был не столько христианским философом, сколько церковным идеологом, понимавшим свою задачу прагматически: построить мировоззрение, соответствовавшее требованиям церковной ортодоксии и одновременно приемлемое для неофитов, бывших язычников.
Как церковного лидера эпохи христианизации, Василия отличает "вселенский" характер его деятельности. Благодаря осторожной позиции и тактическим уступкам по отношению к своим противникам, он оказался, по сути, единственным епископом никейской ориентации, удержавшимся на своей кафедре в период правления Валента. Оставаясь на посту, Василий стремился осторожно воздействовать на христиан и востока, и запада, чтобы прекратить распри и вернуть столь вожделенное им единство. С этой целью он писал письма, использовал свои организаторские способности и дар красноречия и, наконец, знание диалектики и богословия. Старания Василия позволили решить неразрешимую на первый взгляд задачу: объединить восточных в едином и твердом исповедании веры, истолкованной на понятном и близком для всех полуеретиков и раскольников языке, и в то же время не обидеть этим истолкованием западных "староникейцев". Василию в конечном итоге удалось примирить восточных и сплотить их для борьбы с арианством, удалось ему и восстановить общение с западными. Этим была подготовлена победа никейцев на Втором Вселенском соборе, хотя сам Василий до этого триумфа ортодоксии не дожил два с половиной года. Как великолепно заметил по этому поводу Г. Флоровский, "он сгорел в ужасном пожаре, который пылал на Востоке и который он самоотверженно тушил".
Ближайшим сподвижником, соратником и другом Василия был Григорий Богослов (ок. 330—390), также включенный в разряд отцов церкви за церковную и теологическую деятельность. Григорий родился в христианской семье. Его отец занимал пост епископа Назианза в Каппадокии, а мать была "наставницей в благочестии" для всей семьи. Как отмечает Г. Флоровский, и наследственность, и воспитание развили в Григории упорство и твердость в сочетании с пылкостью чувств и глубокой впечатлительностью. Другое важное качество Григория, воспитанное в семье, по его собственным словам, — "пламенная любовь к наукам", которыми он овладевал в различных центрах античной культуры — родном Назианзе, Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, в Александрии и, разумеется, в Афинах. Таким образом, Григорий получил наиболее полное для того времени образование, которое включало и древнюю литературу, и историю, и философию, и риторику, но, помимо этого, также и основы христианского учения. Именно в Афинах Григорий обрел любовь к философии, которая осталась его страстью на всю жизнь, как и жажда познания. В Афинах же Григорий близко сошелся с Василием, и эта дружба стала его главной земной привязанностью. В Афинах друзья дали клятву вести жизнь христианских подвижников.
В 358 г. Григорий вернулся на родину и принял крещение, которое он откладывал столь долгое время, видимо, стремясь к осознанному восприятию веры, в которой он был воспитан с раннего детства. В отличие от многих своих образованных современников Григорий не становится ритором, а выражает стремление к уединению и аскетической жизни. Однако полностью реализовать это стремление Григорию не удалось по семейным обстоятельствам. Он пытался практиковать аскетизм дома среди житейской суеты и во время редких визитов к Василию, пребывавшему тогда в пустыне. Там продолжалось его христианское образование через изучение Писания и трудов Оригена.
Под влиянием Василия и обстоятельств Григорий обращается к пастырской деятельности. По принуждению отца он принимает от него сан пресвитера и с 362 года начинает служение в качестве его помощника. Через 10 лет, несмотря на внутреннее нежелание двигаться по иерархической лестнице, на сей раз по принуждению со стороны Василия, которому был нужен верный союзник в борьбе за единство церкви, Григорий занимает пост епископа небольшого городка Сасимы. Тонкой, впечатлительной, поэтической натуре Григория, испытывавшего постоянное стремление к уединению, было невероятно трудно и противоестественно участвовать в постоянных спорах и распрях, раздиравших восточные церкви. Поэтому в Сасиме Григорий, по его собственному признанию, не совершал богослужения и "не возложил руки ни на одного клирика". Вскоре он снова вернулся в Назианз по просьбе отца и после его смерти возглавил епископию "как человек сторонний". Спустя некоторое время он в буквальном смысле сбежал в один из храмов, где, наконец, обрел вожделенное уединение и предался созерцанию, но это продлилось недолго — смерть Василия заставила его отправиться в Константинополь и, снова вопреки его внутреннему желанию, вступить в церковную борьбу.
Вершины своей карьеры Григорий достигает именно в это время. Вначале он проповедует в частном доме, а затем включается в яростную борьбу с арианством. Его пламенные проповеди достигли цели — в конце 380 г. Феодосий передал все храмы православным. Но здесь Григорию пришлось оказаться в центре церковных интриг со стороны египетских епископов. В конечном итоге этой борьбы он принял временное управление Константинопольской церковью и во время Второго Вселенского собора 381 г. был признан патриархом Константинополя. Однако дальнейшие интриги церковных деятелей заставили его покинуть собор, а с ним и пост патриарха Константинополя.
Вернувшись в скорбном состоянии духа в Назианз, Григорий снова попал в водоворот церковных распрей, но на сей раз он решительно отказывается посещать церковные соборы и с радостью уступает епископский престол пресвитеру Евлалию. Таким образом, лишь под конец жизни он обретает то, к чему стремился всю жизнь, -- уединение и покой и, наконец, получает возможность заняться литературным творчеством, сочетая его со странствиями по пустыням и обителям. Именно в это время он создает свои лучшие произведения, составившие золотой фонд христианской литературы и обеспечившие их автору столь почетное имя Богослов.
Григорий высоко ставил человеческий разум и светскую образованность, а христианскую мудрость считал прямой наследницей языческой мудрости.
Иоанн Златоуст (ок. 347-407), как и его предшественники, происходил из богатой и знатной антиохийской семьи, что наложило на него отпечаток аристократического благородства и глубокой внутренней культуры. Он получил прекрасное образование (в числе его учителей был знаменитый ритор поздней античности Либаний) в лучших традициях античной классики, что сделало Иоанна великолепным оратором и стилистом. В стиле Златоуста оживают вновь сила и блеск классических Афин, что позволяет сравнивать его с Демосфеном и Платоном, а его прозу называют "гармоническим выражением аттической души". Но интересно, что при таком характере образованности Иоанн почти не вникал в суть философских проблем, и, вероятно, именно по этой причине ему никогда не приходилось мирить в себе эллина и христианина.
Златоуст, также как и другие церковные лидеры того времени, начинает свою карьеру в качестве ритора и тоже не удовлетворяется светской жизнью. Приняв в 368 г. крещение и еще находясь в родительском доме, он предается аскетизму. После смерти матери около 375 г. он удаляется на 4 года в монастырь, а затем усугубляет аскезу жизнью в течение двух лет в полном уединении в пустыне. Такое начало, как кажется, было на востоке в IV в. непременным условием настоящего пастырского служения. Оно давало духовную установку, которая достигалась путем полного отказа от телесной сущности в пользу внутреннего мира и обретения божественных истин.
В 381 г, Иоанн вернулся в мир и был посвящен сначала в диаконы, а затем, спустя 5 лет, — в пресвитеры. Будучи пресвитером, Иоанн регулярно произносил проповеди на предварительно подготовленные темы, но чаще импровизируя, что вызывало бурную реакцию его слушателей – от слез и стонов до рукоплесканий. В это время он осознает, что священник стоит выше монаха, так как в пастырском служении больше любви, чем в монашеском уединении. И Иоанн становится учителем и проповедником, затрагивая всевозможные темы от экзегетических бесед на евангельские темы до практических вопросов повседневной жизни. При этом особенностью стиля проповедей Иоанна было то, что он никогда не говорил на отвлеченные темы, а старался привязать их к животрепещущим проблемам времени и обстановки.
Вершиной церковной карьеры Иоанна стал пост патриарха Константинополя, который он занимал с 398 по 403 г. На посту первого сановника восточной церкви Иоанн повел себя совершенно необычно, поставив перед собой задачу нравственного перевоспитания общества и тех людей, для которых христианство "стало модной одеждой". Его смущала сама многочисленность христиан: "Из числа столь многих тысяч, — по его словам, — нельзя найти больше ста спасаемых, да и в этом сомневаюсь". Наступившее в результате христианизации IV в. благополучие христиан пугало его: "Безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, — хуже всякого гонения... безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а дьявол умерщвляет спящих". И еще одна важная мысль, которая позволяет оценить действительные итоги христианизации к концу IV в.: "Никто не остался бы язычником, если бы мы были действительными христианами".
Поведение самого Иоанна противоречило общему течению христианизации столицы восточной Римской империи, которое приняло явный характер роскоши и обогащения клира. Иоанн не устраивал роскошных пиров; как это делали его предшественники и не посещал дома вельмож, а стремился тратить все церковные средства на благотворительность. Он подчинил столичный клир строгой дисциплине и требовал от священников служения пастве, а не самим себе. Наконец, он выступил с серией проповедей, осуждавших богатство, роскошь и моральную распущенность власть имущих. Естественным следствием этого стало то, что в результате внутрицерковной борьбы и столкновений с императрицей Евдоксией, которая восприняла некоторые его выпады как личное оскорбление, Иоанн был отправлен в ссылку в отдаленное селение на черноморском побережье и умер по пути туда.
Будучи блестяще образованным и обладая несомненным литературным и выдающимся ораторским талантом, Иоанн настолько прославился своими проповедями, что получил почетное прозвище "Златоуст", был канонизирован и причислен к категории отцов церкви. Между тем, в изложений догматического учения, в полемике против еретиков, язычников и иудеев Иоанн не занимает выдающегося положения среди других церковных лидеров эпохи. Зато его экзегеза, простая, доступная и ясная, признана классической в христианской литературе и послужила основой для последующих толкований Священного Писаний. Главное же его значение состоит в развитии им практической морали и выяснении принципов христианской социологии, в том, что он создал в своих проповедях настоящую энциклопедию христианского нравоучения. Иоанн явил собой своеобразный идеал христианского пастыря, самоотверженна отстаивающего моральные принципы вопреки общественному мнению и давлению со стороны власть имущих. И в этом состоит его главный вклад в христианизацию ранневнзантийского общества.
Амвросий Медиолайский (ок. 340-397), епископ Милана с 374 г., один из отцов западной церкви. Сын преторианского префекта Галлии, он получил блестящее образование и прошел все ступени гражданской карьеры, дослужившись до наместника провинции Эмилия и Лигурия. Во время беспорядков, случившихся по случаю выборов нового епископа Медиолана, Амвросий был провозглашен народом епископом, хотя еще не был даже крещен. Подчинившись необходимости, он принял крещение, в течение недели прошел через церковные должности и был рукоположен в епископы. На посту епископа Амвросий зарекомендовал себя как блестящий церковный политик. В многогранной деятельности, Амвросия Медиоланского как церковного политика отчетливо выделяются три основных направлений: борьба с язычеством, борьба с ересями – в первую очередь с арианством и борьба за установление оптимальной в тех исторических условиях модели отношений церкви и государства. На всех этих трех направлениях Амвросию удалось достигнуть значительных успехов.
Характеризуя Амвросия Медиоланского как личность, следует отметить, что, его образ носит яркий отпечаток эпохи. Он на редкость гармонично сочетал в себе тип античного государственного деятеля и тип священника высокого ранга будущего средневековья. Как античного деятеля, Амвросия характеризуют незаурядные организаторские и административные способности, "напитанность" римским правом, почти безошибочное политическое чутье, гибкое реагирование на политическую конъюнктуру, мастерство интриги и широкий круг знакомств в высших слоях общества, истинно римский патриотизм и непримиримость к врагам отечества и варварам, практическая наклонность характера и стоическое мужество в бедах и трудностях. Как христианский деятель, обращенный в будущую эпоху, Амвросий отличается тем, что неизменно ставит во главу угла интересы церкви, решительно и беспощадно борется с ee противниками, используя самые разные, в том числе и "нехристианские" средства, ставит церковь выше государства и добивается подчинения ей всех, даже самих императоров, активно манипулирует общественным мнением, вербуя множество приверженцев новой религии, твердо отстаивает позиции догматического большинства, придерживавшегося никейской веры, и строго соблюдает интересы западной церкви, признавая в то же время приоритет Рима.
Биограф Амвросия Павлин приводит целый ряд христианских добродетелей знаменитого епископа и рисует образ святого, среди качеств которого особенно бросаются в глаза его простота и доступность в общении (эти же качества отмечает и Августин). Именно эти качества, надо полагать, и были основой его популярности среди широких слоев населения Медиолана и западных провинций империи. Однако Амвросий был выходцем из среды римской аристократии и всегда сохранял, благородство и мужество, строгость и достоинство, свойственные и на закате античности лучшим из римлян.
Амвросий был оригинальным мыслителем, хотя и не достиг в своем творчестве тех высот, на которые поднялся его талантливейший ученик Августин. На Амвросия в известной степени "давил" груз античной языческой образованности, что, вероятно, и помешало ему выйти на новое философское видение мира, хотя определенных заслуг он достиг и в этой сфере. Его вклад в христианскую догматику, экзегетику и этику оказался столь значительным, что его труды вошли в золотой фонд христианской литературы, постоянно цитировались и использовались церковными и светскими авторами. Своеобразна роль Амвросия и в том, что он как бы подготовил своими трудами и деятельностью запад к восприятию августинизма, что способствовало формированию мировоззрения будущей эпохи.
Значение Амвросия не исчерпывается лишь историей христианства, хотя он был, прежде всего, епископом. Его многогранная деятельность неотделима от политической истории IV века, и она выходит далеко за рамки Италии, что делает эту личность особо привлекательной для исследователя.
Иероним Стридонский (ок. 340-420) являет собой пример церковного лидера, принадлежащего и западу, и востоку, хотя канонизирован он был именно западной церковью. Он происходил из зажиточной крестьянской семьи, обитавшей в Далмации. Иероним получил риторическое образование в Риме, где провел молодые годы в светских занятиях, но также посещал для своих занятий Трир и Аквилею. Приняв крещение в Риме в 366 г., он отправился на восток, где вначале обучался толкованию Священного Писания в Антиохии у Аполлинария, ставшего впоследствии еретиком. Как и другие церковные лидеры того времени, Иероним избрал отшельническую жизнь и предался аскетизму в Халкидской пустыне, где провел несколько лет. В это время он приобрел известность, благодаря переписке с друзьями, в которой затрагивались нравственные и богословские темы.
Завершив свое отшельническое самопожертвование и пройдя через пустынное отречение от мирских благ, Иероним возвращается в Антиохию, где получает сан пресвитера, хотя деятельность священника так и не становится его призванием. Затем, после посещения Палестины, он отправляется в Константинополь, где вступает в общение с Григорием Богословом и Григорием Нисским, усваивая их уроки, и принимает участие в работе Второго Вселенского собора в Константинополе, сопровождая своего епископа.
Вернувшись на некоторое время в Рим (382-385), Иероним становится секретарем папы Дамаса и оказывает на него такое сильное влияние, что тот "говорил его словами". В Риме Иероним примыкает к аскетическим кружкам и активно проповедует свои христианские и нравственные идеалы среди входивших в их состав благородных женщин. Однако близость к прекрасному полу, видимо, оказалась не последней причиной того, что он вновь отправился на восток, где энергично принялся за основание монастырей, обучение детей и написание своих многочисленных произведений. Поселившись в Вифлееме в 386 г., он до самой смерти находился в этих трудах: "Всегда читая, всегда в книгах, не зная покоя ни днем, ни ночью".
Наибольшую славу Иероним снискал благодаря тому, что он по поручению папы Дамаса начал осуществлять перевод на латинский язык Библии, который впоследствии был положен в основу Вульгаты. Существенное влияние на последующие поколения христиан имели его комментарии на Священное Писание и его нравственные труды. Особую роль сыграли взгляды Иеронима на монашество, целибат и девственность Марии, а также на культ святых. Значение Иеронима в контексте христианизации определяется тем, что он был одной из самых крупных фигур христианской церкви, способствовавшей ее переходу из Поздней античности в Средние века.
Августин Блаженный (354—430) занимает особое место в ряду отцов церкви. Его деятельность и творчество являются итогом христианизации IV в. и одновременно фундаментом христианизации эпохи средних веков. Он находится на грани эпох и представляет собой мощное связующее звено в философии, культуре и мысли мировой цивилизации, без которого немыслима преемственность античности и христианства. Августин явился вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области богословия и философии, методологии, этических взглядов, церковного устройства и мирской дисциплины в жизни общества и личности на протяжении многих веков. Прекрасную оценку личности Августина дает И. М. Гревс: "Глубина, с какою захвачен дух автора вечными, великими загадками бытия, искреннее потрясение его души переживаемыми ударами и озарениями, драматическая сила борьбы с внутренними сомнениями и внешними соблазнами, трогательность проникновенного лиризма, а рядом пламенность любви и ненависти, живое чувство природы и тонкое знание человеческого сердца, разносторонность потребностей, художественность концепций и яркость изобразительного языка, — все это приковывает к образу Августина идеалистов всех веков как к драгоценному истолкователю высших истин, учителю и пророку, или просто близкому другу либо сотруднику и соратнику в великой страде человечества против мрака и зла. Это многоцветный, дорогой камень в диадеме человеческого гения".
Августин родился в африканском городке Тагасте в семье городского магистрата-язычника и христианки. Как и многие другие деятели христианской церкви эпохи христианизации, Августин получил языческое образование, увлекался риторикой и философией. Основу его личности составляла пылкая и подвижная натура, чуткая к интересам ума, но и подверженная чувственным наслаждениям. Получив глубокие знания в классической литературе, риторике, философии и праве, Августин задается вечными вопросами человеческого бытия и становится на нелегкий путь поиска истины, который он потом блестяще описал в своей знаменитой "Исповеди".
Завершив свое базовое образование, Августин становится учителем, преподает грамматику и риторику в Тагасте, в Карфагене и, наконец, в Риме, не прекращая поиска вожделенной истины. В 384 г. он перебирается в Милан и в целом достигает большого успеха для выходца из провинции. Но, двигаясь вверх по карьерной лестнице в изменчивом мире Поздней античности, Августин чувствовал себя отчаянно несчастным. Поиски истины заставили его проделать длинный и мучительный путь от неоплатонизма и манихейства к христианству, и этот путь является, пожалуй, самым ярким и непревзойденным образцом христианизации личности.
Под влиянием Амвросия Медиоланского Августин принял христианство в 387 г., а в 395 г. был посвящен в сан епископа в африканском городе Гиппоне, где и провел всю последующую жизнь, посвятив ее наряду с пастырским служением и борьбой с ересями колоссальному литературному творчеству.
Августин был широко образованным и эрудированным человеком и блестящим стилистом. Ему удалось синтезировать все духовные системы своего времени, как античные, так и христианские, в единую универсальную философско-теологическую систему, влияние которой на последующее время оказалось огромным.