Лекция 3

Суд и казнь.

 
В прошлый раз мы остановились на том моменте, когда Иисуса повели в преторию к Пилату.
Иерусалимская претория была временной резиденцией римских наместников в Иудее в течение их пребывания в Иерусалиме по таким случаям, как ежегодный праздник Пасхи. Её местоположение точно неизвестно. Постоянной резиденцией римских наместников служил дворец в Кесарии Палестинской, построенный Иродом Великим. В преторию привели Иисуса из дома Каиафы, и там Его допрашивал Пилат и потом истязали солдаты, в то время, как евреи ожидали решения во дворе. С судейского места, называемого Гаввафа, Пилат начал производить суд.
 
Действующие лица и ситуация в Иудее:
Понтий Пилат: один из самых загадочных новозаветных персонажей. По его поводу существует множество легенд: и о его рождении, и происхождении, и жизни, и смерти. В коптской христианской церкви он даже причислен к лику святых. Для нас он известен больше всего как герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Булгаков, судя по всему, использовал материал некоторых легенд.
Образ Пилата вызывает удивление по нескольким причинам. Его образ в Евангелиях противоречит образу его у историков. Не говоря уже о том, что его должность у Флавия и Тацита названа иначе, в Евангелиях Пилат описан заметно более хорошим человеком, чем у историков. Еще одна загадка – появление упоминания о нем в Символе Веры – кратком и точном изложении основ христианского вероучения, составленным и утвержденным на 1-м (Никейском, 325 г.) и 2-м (Константинопольском 381 г.) Вселенских Соборах.
 
Символ Веры:
«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,
Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Его же Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.
Аминь».

В Символе Веры речь идет о Едином Боге Отце Вседержителе, Господе Иисусе Христе, Сыне Божием, о Духе Святом, о Деве Марии и, почему-то, о Понтийском Пилате. Больше никто из евангельских персонажей там не упоминается.
В русском (церковнославянском) переводе Пилат Понтийский, то есть как бы имеющий отношений к Понту. Понтос – по-гречески море. Понт – северо-восточная область Малой Азии, на севере примыкавшая к Понту Эвксинскому, Гостеприимному морю (так называлось Черное море). На самом деле Понтий—родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев. 
 
Что знает о нем история:
По?нтий Пила?т — римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник (эквит).  Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий — правителем (игемоном) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был в должности префекта.
Вса?дники («эквиты», лат. equites, от лат. equus, «конь») — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме. Первоначально — в царскую эпоху и в раннереспубликанский период — это была сражавшаяся верхом патрицианская знать. Впоследствии, в связи с образованием в Риме нобилитета (III век до н. э.), всадники превратились во второе после сенаторов сословие. С развитием торговли и ростовщичества в разряд всадников стали вступать (по цензу) владельцы крупных мастерских, ростовщики.
К концу 20-х гг. II века до н. э. всадники превратились в особое сословие римского общества — финансовую аристократию, материальной базой которой было владение крупными денежными средствами и движимым имуществом. Обычными занятиями всадников были торговля и откуп налогов с провинций.
С конца I века до н. э. (со времени Августа) звание всадника стало передаваться по наследству. С I века н. э. из всадников комплектовался командный состав армии; они занимали также ряд должностей по управлению провинциями (префект Египта, прокураторы и т. д.). 
Уже в начале своей деятельности Пилат возбудил неприязнь еврейского населения, когда прибывшие на зимние квартиры в Иерусалим легионы внесли в город свои штандарты с изображением императора Тиберия и установили по всему городу щиты с портретами Тиберия. Для евреев этот акт выглядел как внесение в святой город языческих кумиров, то есть как оскорбление Закона Моисея – Декалог (десять заповедей) запрещал портретные изображения. Приказ Пилата поставил столицу на грань мятежа. Огромная толпа жителей Иерусалима двинулась в Кесарию – резиденцию Пилата с требованием убрать щиты. Прокуратор отказался, и несколько дней народ сидел перед дворцом, не трогаясь с места.
Тогда Пилат велел собрать людей на стадионе и заявил, что перебьет всех, кто не покорится его воле. Но и после того, как вокруг них сомкнулось кольцо вооруженных солдат, они повторили, что лучше погибнут, чем отступят. В конце концов наместнику пришлось сдаться. Понтий Пилат уступил, и штандарты были перенесены в Кесарию. Но с тех пор он пользовался любым поводом, чтобы мстить иудеям.
Даже то, казалось бы, хорошее, что он делал для Иерусалима, оборачивалось своей противоположностью. Понтий Пилат построил в Иерусалиме водопровод, но для постройки акведука он изъял средства Храма, что вызвало сильное недовольство населения. Когда возмущенные толпы потребовали отмены строительства, по сигналу прокуратора римские воины напали на них, убив и ранив многих.
Да и в целом его правление ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле  перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».
Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Он пишет: «Однажды иудеи стали увещевать его добрыми словами, но свирепый и упрямый Пилат не обратил на это никакого внимания; тогда те воскликнули: "перестань дразнить народ, не возбуждай его к восстанию! Воля Тиверия клонится к тому, чтоб наши законы пользовались уважением. Если же ты, быть может, имеешь другой эдикт или новую инструкцию, то покажи их нам, и мы немедленно отправим де­путацию в Рим". Эти слова только больше раздразнили его, ибо он боялся, что посольство раскроет в Риме все его преступления, его продажность и хищничество, разорение целых фамилий, все низости, инициатором которых он был, казнь множества людей, не подвергнутых даже никакому суду, и другие ужасы, превосходившие всякие пределы».
Последним актом насилия Пилата (уже после казни Христа) было избиение многих влиятельных самарян. Депутация самарян пожаловалась на него тогдашнему сирийскому наместнику Вителлию, который назначил правителем Иудеи одного из своих друзей, Марцелла, а Пилату приказал ехать в Рим оправдаться пред императором. Таким образом, Пилат после десятилетнего правления должен был с позором покинуть Иудею.
Относительно последующей жизни Пилата и его смерти существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьенн в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр в Риме, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьенн и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что, в конце концов, его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. По другим сообщениям, он был казнён Нероном; но во Вьенне (Франция) туристам показывают пирамидальную гробницу Пилата.
Вернемся к нашей теме.
Иерусалим был в те годы накален до предела. Каждую Пасху правитель ждал восстания и поэтому на праздники старался приезжать в Иерусалим, где мог лично следить за порядком. Опасения Пилата были вполне основательными. Он располагал небольшим войском в три тысячи человек. А зелоты и их сторонники ждали только вождя, который поднял бы народ против римлян.
Напомню, Зело?ты (греч.  «ревнитель, приверженец»), — социально-политическое и религиозно-эсхатологическое течение в Иудее, возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н.э. Основной целью зелотов было упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества, для достижения которой считались пригодными любые средства.
 
Суд
По свидетельству Евангелий, описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов:
От Марка (Мк.15:1-5)
Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
От Луки (Лк.23:1-7)
И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.
Наиболее подробно суд Пилата описан у Иоанна:
От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
Быть в доме язычника в день пасхальных обрядов считалось у иудеев осквернением.
 Снисходя к предрассудку иудеев, Пилат вышел к ним из дворца и остановился на площадке лестницы, которая вела во дворец. Хотя, конечно, ему уже было доложено о Христе в то время, когда члены синедриона испрашивали у него военный отряд для взятия Христа в саду, тем не менее, Пилат, по обычаю римского судопроизводства, обращается к иудеям с требованием точно формулировать свое обвинение против Христа.
От Иоанна (Ин.18:29-38)
Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?
Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.
Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его.
Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого.
Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему:
Ты Царь Иудейский?
Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе обо Мне?
Пилат отвечал: разве я Иудей?
Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего;
если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям;
но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь?
Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь.
Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине;
всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат сказал Ему: что есть истина?
И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.
Это место разными комментаторами Евангелия комментируется по-разному. Одни считают, что Пилат проникся словами Христа и поэтому хотел его отпустить (этой же версии придерживается Булгаков и своем романе). Но, зная историческое лицо Пилата, это представляется маловероятным.
Пилат, очевидно, принадлежал к тем римлянам, которые уже утратили веру в существование истины. Это был скептически настроенный, индифферентный к истине чиновник, который привык видеть везде только ложь, неискренность и полное презрение к требованиям справедливости. В его время в Риме царили взяточничество и продажность, всякий старался только о том, как бы нажить себе состояние, и не выбирал при этом средств. Философия оправдывала такой способ действий, утверждая, что в мире нет ничего достоверного: «только и верно то, – говорил Плиний, – что нет ничего верного». Поэтому и Пилат не желает ничего слышать об истине. «Что есть истина?» Т.е. истина только мечта. Стоит ли из-за нее бороться, идти на смерть? И Пилат, не ожидая ответа (ибо что мог ответить ему этот, по его мнению, энтузиаст-мечтатель? – рассудил Пилат), прокуратор вышел к иудеям и заявил им, что не нашел никакого повода к тому, чтобы подвергнуть Иисуса наказанию.
От Луки (Лк.23:1-7)
Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке
Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?
И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
Все эти годы отношения между прокуратором и Иродом Антипой были натянутые. Оба подчинялись легату Сирии, но Антипа хотел бы видеть себя единственным хозяином страны. Отсылая Галилеянина к Ироду, Пилат достигал двух целей: примирялся с соперником, происки которого были для него опасны, и облегчал себе задачу в запутанном деле.
Тетрарх был польщен жестом римлянина. Его обрадовала также возможность увидеть Назарянина, молва о чудесах которого доходила до него. Но его постигло разочарование. Иисус не ответил ни на один его вопрос, и никакого чуда от него нельзя было добиться. Антипа сразу потерял к нему интерес. Обвинения архиереев он пропустил мимо ушей. Поиздевавшись со своими воинами над Иисусом, он велел одеть его в шутовской царский наряд и отослать обратно к Пилату. Это был знак примирения между двумя представителями власти.
Пилат пришел к выводу, что духовенство просто из зависти мстит популярному проповеднику, согласно же римскому закону, осудить Его на смерть нет оснований. Он опять вышел на помост и, сев в судейское кресло, объявил: “Вы привели ко мне этого Человека как смущающего народ. И вот я, произведя расследование в вашем присутствии, не нашел за этим Человеком никакой вины из тех, что вы выставляете против Него. Но не нашел и Ирод, ибо он отослал Его к нам. И вот ничего достойного смерти Он не совершил. Итак, наказав Его, отпущу”.
Он считал наказание необходимым для человека, который своими словами нарушил общественное спокойствие, но бичевание казалось ему достаточной мерой.
Обвинители стали шумно протестовать. Пилат же, надеясь найти поддержку в толпе, сказал, что освободит Иисуса хотя бы ради праздника:
Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник
В тюрьме ждали казни на кресте три бунтовщика, в числе которых находился некий Иисус бар-Абба, или Варавва, узник, хорошо известный в городе. Доподлинно неизвестны причины такой популярности Вараввы среди древнеиудейской общественности. Представляется крайне нелогичным то предположение, что простой народ во множестве своем мог просить освобождения обыкновенного уголовника, поэтому существует версия о Варавве, как борце за свободу и независимость Древней Иудеи, она разделяется, к примеру, официальной католической церковью. 
Обвинители воспользовались этим и стали требовать, чтобы был отпущен именно он. В толпе было много подкупленных Синедрионом людей. Они и требовали отпустить Варавву. Подстрекаемая ими толпа начала выкрикивать это имя. Варавву в Иерусалиме не только знали, но и считали героем, а Иисус был пришелец, имя Которого мало что говорило горожанам. Даже когда Пилат назвал Галилеянина “Царем иудейским”, это не повлияло на толпу, хотевшую избавить Варавву от казни. Обычай был такой -- чье имя прозвучит громче, того и должны отпустить.
 
От Матфея (Мф.27:11-14):
Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
Римляне, как известно, придавали большое значение снам.
Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам?
Они сказали: Варавву.
Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?
Говорят ему все: да будет распят.
Правитель сказал: какое же зло сделал Он?
Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
У иудеев существовал обряд ритуального мытья рук. Апокрифическое «Евангелие от Петра» добавляет к описанию суда, что «Из иудеев же никто не умыл рук, ни Ирод, ни кто-либо из судей Его»
По указу Пилата узник был отведен в караульное помещение претории и отдан в руки палачей. Там собралась вся когорта, вероятно, та самая, которая участвовала в задержании Иисуса. Его привязали к столбу и подвергли бичеванию. В ход были пущены римские бичи с шипами, которые раздирали тело до крови. После такой экзекуции человек обычно находился в полуобморочном состоянии, но солдат это только забавляло.
У Пилата служили в основном греки, самаряне и сирийцы, ненавидевшие иудеев. Пользуясь случаем, эти люди выместили всю свою злобу на Страдальце.
Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
Пилат думал, что можно ограничиться этим наказанием, чтобы удовлетворить злобу иудеев, питаемую к Христу. Но пока длилось бичевание, толпу возбудили до крайности, уже все в один голос требовали, чтобы Назарянин был отдан на распятие вместо Вараввы.
Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. 
 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. 
 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. 
 Пилат, услышав это слово, больше убоялся. 
 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. 
 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? 
Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. 

Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. 
 Пилат, услышав это
слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом по-еврейски Гаввафа. 
 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал 
Пилат Иудеям: вот, Царь ваш! 

 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

Обвинители выдвинули самый веский аргумент: Галилеянин называл Себя Мессией, за это одно Его следует считать бунтовщиком. Мессия же, по представлениям иудеев, и есть Царь Иудейский. Именно в этот момент Пилат сдался. Считается, что он опасался за свое благополучие, не хотел лишаться выгодной должности и нести ответ перед легатом Сирии или самим императором. Но, вероятнее всего, просто сработала верноподданническая установка римского чиновника, для которого император был верховным божеством. Кроме того, что для него была судьба какого-то еврейского Пророка, совершенно ему неизвестного и неинтересного.
Напомню, что в эту эпоху ситуация в «земле обетованной» была однозначной. Правом что-либо решать в своей собственной стране иудеи не обладали вообще. Военная и политическая власть была в руках римлян. Решать правовые вопросы могли только римляне. Смертные приговоры выносились исключительно римскими властями. Религиозные распри между иудеями римлян совершенно не интересовали. Римское правосудие даже не считало нужным принимать к рассмотрению жалобы иудейских священнослужителей на нарушение закона Моисея. Совершенно очевидно, что римлян нисколько бы не взволновал конфликт Иисуса и первосвященников иудейских. Их могло взволновать лишь одно: появление царя иудейского, что представляло бы политическую опасность. Именно поэтому Понтий Пилат задал Иисусу самый главный для него вопрос, который приводят авторы всех четырех канонических Евангелий: «Ты Царь Иудейский?» Реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление.
В тексте Евангелий по Матфею, Марку и Луке Иисус не отвечает ни «да» ни «нет», ответ его считается уклончивым: «Иисус сказал ему: ты говоришь». Одни толкователи евангелия считают, что ответ этот более близок к «нет», другие считают, что его можно рассматривать как положительный, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-утвердительный смысл.
В тексте Евангелия от Иоанна дело о «царе иудейском» обстоит гораздо сложнее. Когда Пилат спрашивает, является ли Иисус царем иудейским, в ответ он слышит вопрос:
 «Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: „Ты Царь Иудейский?“
Иисус отвечал ему: „От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе обо Мне?“» 
То есть он хочет выяснить, спрашивает ли его Пилат как римлянин, или повторяет точку зрения иудеев. Пилат уверяет своего пленника в том, что хитрить с ним не имеет смысла, ведь он же не иудей. И спрашивает Иисуса: «Что ты сделал?» но ответ Иисуса ему ни о чем не говорит: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда».
Пилат слышит только слова «царство» и «служители». А потом повторяет довольно проникновенным тоном: «…итак, ты Царь?» И получает от Иисуса наконец однозначное «да»: «…ты говоришь, что я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир».

В Библии не говорится о языке общения между Иисусом и Понтием Пилатом, но у Филона Александрийского мы видим следующее: Понтий Пилат находился к тому времени на своем посту 10 лет и прекрасно знал арамейский и иврит. Он занял свой пост, когда ему было 26 лет, хотя никто не мог занять эту должность ранее, чем ему исполнялось 27. Разговор велся на 2-х языках: арамейском и латыни... Существуют и другие версии, но, очевидно, разговор шел без переводчика.
 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. 
 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; 
Евангелие от Матфея:
Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. 
 Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. 
Заметим, что римляне были большие мастера по части пыток и мучительных казней. Император Тиберий, правивший Римом как раз в это время, с 14 по 37 год нашей эры, заявлял, что смерть — слишком мягкое наказание для осужденного, и при нем редкий приговор приводился в исполнение без обязательных пыток и истязаний. Он регулярно посещал тюремные застенки и присутствовал при пытках.
Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. 
 Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.
 Пилат отвечал: что я написал, то написал. 
Считается, что Пилат так написал в пику иудеям, чтобы показать, что они вынудили его распять их собственного царя. Естественно, у этой надписи имеется еще множество богословских толкований.
 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. 
 Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. 
Существовал обычай отдавать палачам одежды казненных.
Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
В апокрифическом Евангелии Никодима приводятся имена распятых с Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Гестас. А другой, благоразумный разбойник по правую руку от Христа назван Дисмасом.
За происходящим с ужасом наблюдали сотни людей. Ибо они любили Иисуса и не могли поверить в то, что Его казнят, что Господь допустит это.
 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. 
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил (Иоанна), говорит Матери Своей: Женщина! вот, сын Твой.
 Потом говорит ученику: вот, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. 
После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. 
 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, испустил дух. 

Тьма, пришедшая с Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.
От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;

а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;
а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
Иисус, снова возгласив громким голосом, сказал:
Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу;
 
Это произошло на глазах всех, находившихся в Храме (они не знали, что и когда происходит на Голгофе). Это событие поразило всех присутствовавших.
 Священная Завеса в Храме отделяла Святое Святых от святилища, она открывалась только один раз в году, в день очищения, когда первосвященник входил с кровью тельца в Святое Святых. Эта завеса имела более двадцати метров в длину и более десяти в ширину, и, к ужасу священников вдруг раздралась надвое, сверху донизу, так что ковчег завета, херувимы и прочие священные вещи, которых никому не позволено было видеть под страхом смерти, стали видимы для каждого священника, находившегося в храме. И так как Святое Святых служило образом неба, то раздрание завесы означало, что теперь уничтожена преграда между небом и землей – то, что говорил Иисус Христос: «Приблизилось Царствие Божие».
и земля потряслась; и камни расселись;
и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса (римские воины), видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. 
У римлян казнь на кресте была очень широко распространена, она считалась «долгоиграющей», а оттого особо мучительной. Некоторые люди умирали на кресте несколько дней. Смерть наступала от кровопотери и обезвоживания организма. Для ускорения кончины казненным иногда перебивали голени, поскольку, чтобы дышать на кресте, нужно приподнимать грудную клетку, опираясь на ноги. Лишившись помощи ног, висящие на кресте быстро погибали от удушья или болевого шока.
По иудейскому закону тело преступника «не должно [было] оставаться на столбе всю ночь» (Второзаконие 21:22, 23). Иудеи попросили перебить повешенным ноги, чтобы ускорить их смерть и похоронить тела до наступления субботы, которая начиналась с заходом солнца.

 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. 
Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 
но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. 
И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.  Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. 
7 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили. 

Иисус умел управлять энергиями тела, он научился этому во время пребывания у ессеев, и в результате избежал невероятных страданий на кресте. Он смог по собственному желанию покинуть тело и ускорить Свою кончину.
 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;

Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.  Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. 
На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, высеченный в скале, в котором еще никто не был положен. 
Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко, и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.

 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;
 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
Еще немного о Понтии Пилате. Описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, проведенный когда-то в Иерусалиме при одном из римских наместников, в свое время был событием мало замеченным. Но со временем, по мере роста христианства он стал восприниматься массой верующих как важное, чрезвычайное событие иудейской и римской истории.
Первоначально христианство относилось к Понтию Пилату весьма враждебно, но затем эта враждебность постепенно исчезает, она переносится на иудеев, именно она начинают восприниматься как главные враги Христа и виновники его гибели, а «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а коптская церковь даже канонизировала Пилата и его жену (жена Пилата нередко отождествлялась с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой в одном из посланий апостола Павла).
Уже во II веке появилось сочинение под названием "Акты Пилата». Несколько позже Тертуллиан утверждал, что "все сведения о Христе Пилат, уже христианин в душе, сообщил тогдашнему императору Тиберию».
"Акты Пилата" получили такое широкое распространение и столь эффективно служили христианской проповеди среди населения Римской империи, что император Максимин (305-313 гг.) в противоположность этим "Актам" повелел составить и обнародовать другие "Акты Пилата", проникнутые антихристианским пафосом и призванные разоблачить Иисуса как обманщика. Обе противоборствующие стороны, и христианская церковь, и римское правительство, охотно использовали имя Пилата в своей пропаганде.
Долгое время считалось, что "Акты" или "Донесение Пилата" бесследно утеряны. В настоящее время считается, что следы этих "Актов" сохранились в первой части апокрифического "Евангелия Никодима". На Западе "Евангелие Никодима" издавна пользовалось исключительной популярностью и по своему значению стояло сразу же после канонических Евангелий. Писатели Западной церкви охотно ссылались на это сочинение, никогда не подвергая сомнению его достоверность. С началом книгопечатания "Евангелие Никодима" издается большими тиражами в различных вариантах и редакциях, причем чаще всего в Англии. Значение "Евангелия Никодима" не упало на Западе и до сих пор.
 
Исторические свидетельства 
Иосиф Флавий писал: «В это время выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял его на кресте, поколебались те, которые первые его возлюбили. На третий день он снова явился к ним живой».
Грек Гермидий, занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, вначале был настроен против Христа и уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Иисусу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Но вот что он пишет о Пилате: "Незадолго до казни Христа в Иудее должны были чеканить монету с большим изображением кесаря (Тиберия) с одной стороны и с маленьким изображением Пилата с другой стороны. В день суда над Христом, когда жена Пилата послала к нему людей, через которых убеждала мужа не выносить смертного приговора Христу (ибо во сне много страдала за Него), она спрашивала его: «Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобою действительно Сын Божий, а не преступник?» Пилат ответил ей: «Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, — будет запрещение чеканить моё изображение на монетах, пока я жив». (Нужно отметить, что быть изображенным на монетах считалось у римлян чрезвычайно высокой честью.) Самое поразительное, говорит биограф Гермидий, что Понтий Пилат свое обещание выполнил. Когда он убедился, что Иисус Христос воскрес, то действительно запретил изображать себя на монетах. Сообщение Гермидия подтверждается современной нумизматикой. Монеты в Иерусалиме с того времени стали чеканить только с изображением кесаря, без изображения Понтия Пилата.
В Евангелиях мы не находим ни следа от «свирепого и упрямого» человека, который творил «ужасы, превосходившие всякие пределы», как писали о нем современники. Он вел себя по отношению к пришедшим к нему иудеям вполне миролюбиво, возможно, вначале просто не воспринимая всю эту ситуацию всерьез.
Вдумайтесь, всадник Пилат, римский префект Иудеи, наместник самого императора Тиберия, выходит к какому-то, с его точки зрения, сброду и вынужден обсуждать с ним вину очередного страшного преступника, захваченного с крамольными богохульными речами (Пилату, наверно, доложили, с чем пожаловали иудеи). Он сам был почитатель божественного римского императора и иных римских и греческих «богов». И хотя у римлян было подобное обвинение, святотатство (sacrilegium), относилось это скорее к императору, чем к «богам», да и на Иудею с ее верой это не распространялось. Во времена Христа «боги» служили римлянам лишь мифологической свитой императора,
такая «религия» никаких «богов» не запрещала, так как появление лишнего почитателя вело только к укреплению величия императора. Иудейские обвинения в богохульстве Пилат должен был считать просто абсурдом, религиозным фанатизмом, что подтверждается в Евангелиях.

Что же произошло с ним дальше (с метаисторической точки зрения)?
Сегодня перед нами как бы два Пилата – евангельский и исторический. И исторические свидетельства о личности этого человека никак не совпадают с тем образом, который был создан и поддерживается христианской церковью. Как же так получилось и что было с Пилатом на самом деле?
Он был отозван через несколько лет из Иудеи (со скандалом), сослан в Галлию и то ли был казнен, то ли покончил жизнь самоубийством (у римлян это не считалось «грехом»).
Его Посмертие вначале было обычным посмертием римлянина его образа жизни, но в дальнейшем с его душой стали происходить необычные события. Во-первых, близкое общение с Христом не прошло для него даром (оно ни для кого не могло пройти даром), несмотря на всю его «толстокожесть» и невосприимчивость к тонкими энергиям. Кроме того, после смерти Христа и его «сошествия во ад» (об этом в следующей лекции) стало постепенно меняться устройство потустороннего мира Римской империи, и посмертный маршрут души Пилата сложился совсем иначе. Но, самое главное, к нему стало приходить осознание, кто такой был Иисус Христос. У него как бы стали открываться глаза.
Церковь же, как я говорила, со своей стороны, создавала его образ – такой, какой был ей нужен. И подъемная сила этого образа помогала его душе следовать по новому посмертному маршруту. И в своем следующем воплощении (примерно через 300 лет) он был одним из христианских мучеников, пострадавших за веру, искупив тем самым свою карму «прокуратора Иудеи», римского военачальника. Больше он, похоже, не воплощался.


Медитация 16-я Зона:
РОН ТООН АУО ИНН ОСТЕР