Лекция 3.

Византия VII-IX веков.

 
В прошлой лекции мы остановились на времени правления императора Константина IV (668—685), который сумел остановить натиск ислама. Престиж империи был восстановлен. Одновременно император восстановил мир и в церкви.
Религиозная политика его предшественника Ираклия имела серьезные последствия. Напомню, Ираклий в свое время попытался своей религиозной политикой вернуть империи внутреннее единство. Чтобы опять привлечь монофизитов Сирии и Египта, он совместно с патриархом Сергием и Киром Александрийским занялся выработкой примирительной формулы, которая привела бы раскольников к православию. Отсюда родилось учение монофелитов, сформулированное императором в изложении веры, известном под названием Эктесис (638), на почве которого он стремился примирить монофизитов с римской церковью.
Однако его религиозная политика в то же время положила начало длительным разногласиям и серьезным конфликтам. В прошлой лекции я говорила о том, что еще Феодосий Великий, круто подчинив церковный строй требованиям государственным и обратив Церковь в орудие для достижения государственных целей, породил тем самым множество проблем – как для Церкви, так и для государства. Церковные разногласия неизбежно порождали разногласия политические. Так что, чтобы разобраться в разногласиях политических, придется снова поговорить о разногласиях религиозных. В лекциях прошлого курса я затрагивала эту тему, но о некоторых вопросах имеет смысл поговорить подробнее.
Разномыслия в Христианстве появились практически с самого начала, даже апостолы спорили между собой. Правда, они в конце концов приходили к общему мнению. Но в дальнейшем, когда началось формирование эгрегора христианской церкви – сначала чисто религиозного, а потом так или иначе связанного с государственным – разногласия приобретали все более острую форму. А поскольку количество христиан с каждым столетием (а то и десятилетием) становилось существенно больше, а качество (если можно так выразиться) – в общей массе существенно хуже (прежде всего как результат насильственной христианизации) – проблема приобретала все большие масштабы.
Для урегулирования проблем как организационных, так и идеологических, а заодно и для выяснения личных отношений между церковными деятелями, периодически собирались соборы разного масштаба – от поместных до Вселенских, на которых решались и частные вопросы, и вопросы, касающиеся всей Церкви, прежде всего вопросы христологические (касающиеся божественной и человеческой природы Христа). О некоторых соборах мы уже говорили. Наиболее важным считается Никейский Собор – это был Первый Вселенский Собор, собранный в 325г. Константином Великим в Никее. На этом соборе был принят Символ Веры и осуждено арианство – одно из учений в Христианстве в IV—VI веках н. э., утверждавшее сотворённую природу Бога-Сына и неединосущность его с Богом-Отцом. 
Монофизитство возникло в V веке и получило очень широкое распространение. Это христологическая доктрина в христианстве, постулирующая наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество. В ней утверждается, что происходит поглощение человеческого начала Божественным при воплощении их в Христе.
В 451 г. в Халкидоне был созван знаменитый в истории Церкви IV Вселенский собор, положивший основание для многих существенных во всемирной истории течений и обусловивший развитие дальнейшего строя православной Церкви на Востоке и отношений Западной Церкви к Восточной. Это был самый многолюдный собор древности: присутствовало 350 епископов, председательствовали чиновники императора, а легаты папы были оттеснены на второй план. Этот собор сделал шаг к разделению церкви: было признано равное положение Рима и Константинополя по рангу и авторитету.
Халкидонский собор осудил монофизитство как ересь. На основе общин, не принявших постановление Халкидона, возникнут со временем Сирийская, Армянская, Коптская, Эфиопская национальные Церкви.

Разномыслия (ереси с точки зрения ортодоксии) возникали одно за другим и некоторые распространились очень широко. Многие такие течения в христианстве получили свое название по имени основателя – Арианство, Несторианство, Евтихианство (оно же монофизитство) и т. п. – мы не будем всех перечислять и уж тем более вдаваться в суть христологических споров.
В чем же были метаисторические причины не только самого факта возникновения разномыслия, но его такого широкого распространения? Почему великие умы и величайшие подвижники первых веков Христианства никак не могли договориться между собой, а потом как следствие этих разных пониманий формировались разные христианские эгрегоры (а некоторые из них, сначала бывшие чисто религиозными, впоследствии сливались с государственными)? Причем вопреки всем заповедям Христа они подчас враждовали между собой не на жизнь, а на смерть! Хотя, казалось бы, разногласия были даже не идеологическими, а чисто идейными и к тому же большинству верующих вообще непонятными и совершенно для них не важными.
Прежде всего, напомним, что в первые века Христианства существовало множество устных и письменных преданий о жизни и учении Христа, исходящих не только от самих апостолов, учеников и других непосредственных свидетелей и участников, но и из различных «вторичных» информационных и энергетических источников. Поэтому уже на рубеже III веков возникла необходимость формирования канонического Нового Завета, а окончательная точка была поставлена практически лишь в середине IV столетия, уже в эпоху Вселенских Соборов. Однако споры между представителями разных направлений в понимании сути Христианства и формы, в которую эта суть должна облекаться, становились только острее. Мы об этом много говорили. Семена разномыслия были посеяны уже тогда. Но, главное, вера во Христа не основывается на рациональном доказательстве и не узаконивается им. Она не может быть научно доказана. И, соответственно, не могут быть рационально обоснованы те или иные догматы. Тертуллиану приписывают слова: «Верую, ибо абсурдно».
Отметим еще, что в построении ортодоксального (то есть принятого всеми Вселенскими Соборами) христологического учения явное предпочтение перед синоптическими Евангелиями отдается писаниям Павла и четвертому Евангелию. А какое количество апокрифических евангелий, преданий и сказаний существовало в ту пору! И как ортодоксальная церковь впоследствии с ними не боролась, они продолжали оказывать влияние на многие умы и души.
Что же произошло на самом деле с метаисторической точки зрения?
Почему так сложилось, что Христианская метакультура вынуждена стала опираться на несколько религиозных эгрегоров, многие из которых к тому же были сращены с эгрегорам государственными?
Можно выделить три основных этапов формирования Христианской метакультуры:
  1. Подготовительный
  2. Рождество Христово, проведение Этереоцефала и сопровождающих его токов, в том числе Демиургического
  3. Формирование Церкви как эгрегора
Все это мы подробно рассматривали в наших лекциях. Подробнее остановимся на том, что происходило на 3-м этапе, которым мы продолжаем заниматься.
Христологические споры определяли разные «верхние точки», Идеи эгрегоров. Общий затомис Христианской метакультуры (который начал формироваться еще на 1-м этапе) в своей нижней части стал разделяться на несколько «рукавов». Первоначально в этом была определенная идея – необходимо было «пройти сверху вниз» в совершенно разные социальные среды, к народам с совершенно разными менталитетами. Где-то на уровне нижней Тоники «пространства мифов» были хорошо организованные и плотные, где-то сумбурные, где-то вязкие, где-то рыхлые, но везде, как правило, очень заглубленные… А «высокие сущности», которые, воплощаясь по спецзадачам, шли в воплощение из затомисов, набирали материал тел из этой среды – из того, что было, и потом многим из них приходилось тратить время на то, чтобы расчистить свои каналы «слышания», правильно организовать свои тонкие тела в соответствии с поставленными задачами. Хотя каналы спуска таких Служителей в инкарнации были наработаны с самого начала, а потом по мере необходимости эти процессы корректировались с учетом реальных ситуаций, все равно у многих из них возникало множество проблем. Поэтому среди тех, кому таки удалось воплотиться и начать действовать, было много монахов, отшельников, и в любом случае им приходилось прикладывать колоссальные усилия – через посты, умерщвление плоти, специальные молитвенные практики и т. п., для приведения самого себя в нужное состояние. Я говорила и о той категории первохристиан-мучеников, которые стремились искупить прошлую карму…
«Разветвление» нижней части самого затомиса со временем становилось более выраженным, так как многие основатели и приверженцы разномыслия в посмертии туда возвращались, неся с собой эти самые «еретические» идеи, которые уже там приживались, уплотняясь и спускаясь все ниже.
На астральном уровне, там, где христианство в той или иной модели воспринимала основная масса людей, очень мало кто «слышал» истинные энергии христианства, и уж тем более не вникал в суть христологических споров. Тем более что на этом уровне сильнее всего действовала эгрегориальная субстанция, к тому же ее религиозная составляющая к этому времени уже прочно соединилась с государственной.
Но не менее важные процессы происходили «внизу». Церковь как эгрегор возникала не на пустом месте. В мире уже существовало множество эгрегоров со своими кармическими массивами, в которые были вплетены кармические клише огромного количества людей. Когда началось формирование Христианской метакультуры, ей «на вход» подавался новый кармический материал, а также новый материал из Сокровенной Книги. Но всему этому новому материалу приходилось просачиваться через то, что уже существовало, в частности, через кармические массивы Греко-Римской и Еврейской метакультур, а потом, по мере «горизонтального» распространения Христианства, и через другие. Там кармический материал вступал в реакцию с тем, что было, а информационный, «Книжный» материал в значительной степени вообще экранировался, его людям просто нечем было принимать и не к чему было «прививать». В том числе и поэтому торжествовала архаика, в Христианстве не был не то что изжит, но даже не модифицирован Ветхий Завет, хотя там нетрудно заметить много такого, что прямо противоречит всей сути Христианства.
Во все века существования Христианства воплощалось множество великих душ, сущностей огромного масштаба. Так почему некоторые из них становились Отцами Церкви (опять же ортодоксальной), а другие – основателями ересей? Во-первых, все они тоже были люди, со своей кармой, своим опытом не только прежних воплощений (в том числе в других метакультурах), но и работы на Тонком плане, в самых разных пространствах и состояниях. Многие из них были эгрегориальными Служителями и привносили в новую реальность свой прежний, не до конца переработанный опыт.
И далеко не все готовы были следовать Тертуллиану, многим хотелось рационализировать какие-то положения христианства, понять умом какие-то вещи, по определению умонепостигаемые. И, наконец, никто не отменял личные мотивы – когда человек находится в зоне такого высокого энергетического напряжения, даже самое мельчайшее личное отклонение может проявить себя самым неожиданным образом.
Ну, а то, что нарождающееся и набирающее силу Христианство имело множество врагов – как внешних, так и внутренних – и враги эти не дремали – совершенно очевидно.
Возвращаемся в Византию. Как я уже говорила, император Ираклий попытался примирить монофизитов с римской церковью на почве компромиссного учения монофелитов. Монофелизм – христологическая доктрина, признающая одну волю Богочеловека Иисуса Христа. Согласно монофелитству, Христос волит и как Бог, и как человек своей единой волей.
Но примирение не удалось. Наоборот, монофелизм в вызвал Африке и в Италии сильное недовольство, выразившееся в восстаниях против императорской власти экзархов Карфагенского (646) и Равеннского (650), в возраставшей враждебности итальянского населения, в ярой оппозиции римских пап. Напрасно император Констант II (внук Ираклия) обнародовал для успокоения умов эдикт, названный Тип (Типос) (648); напрасно он повелел арестовать и осудить папу Мартина I (653); напрасно он самолично явился на Запад. Правда, Рим должен был покориться; но в результате всего этого лангобарды добились новых завоеваний.
Константин IV (византийский император в 654-685 гг., старший сын Константа II) понял, что необходима иная политика. Потеря Египта и Сирии делала отныне бесполезной попытку установить согласие с монофизитами; восстанавливая же религиозное спокойствие в союзе с Римом, государь надеялся сразу вновь прочно присоединить к империи то, что еще оставалось от Италии, и найти время, чтобы целиком посвятить себя военным и политическим делам.
Константинопольский Вселенский Собор (680—681) имел поэтому своей задачей установление религиозного единства, и в полном согласии с папой он осудил ересь монофелитов и восстановил православие.
Это было большим успехом. Когда в 685 г. умер Константин IV, империя, казалось, вышла из кризиса, грозившего ей гибелью. Положим, она вышла из него чрезвычайно уменьшенной, а ее экономическое процветание было серьезно подорвано потерей Египта, рожь которого служила одним из средств существования империи, Сирии, чья цветущая промышленность была одним из источников ее богатств, и портов Александрии, Газы, Бейрута, Антиохии — центров оживленной торговой деятельности. Правда, новая черная туча поднималась на горизонте: с 679 г. болгары, перейдя Дунай, обосновались между этой рекой и Балканами. Но в целом империя сумела оказать сопротивление яростному натиску ислама; защита территории была обеспечена благодаря крупной административной реформе; и империя, более сплоченная, более однородная, избавленная от опасности распада на Востоке и от мертвой тяжести Запада (в 698 г. она потеряла Африку, подобно тому как она уже потеряла Испанию и половину Италии), казалась крепким организмом, способным жить в новом, совершенно восточном облике, который она приняла на протяжении VII в.
Действительно, в империи произошли глубокие перемены.
В первую очередь следует отметить этнографическое преобразование. На опустошенном и обезлюдевшем Балканском полуострове постепенно стали обосновываться новые народности. На северо-западе Ираклий должен был допустить поселения хорватов и сербов с условием принятия ими христианства и превращения их в вассалов империи. В другие районы также проникали славяне. В Мизии, Македонии, вплоть до границ Фессалоники, образовались заселенные славянами области, которые эти племена завоевали в результате многих набегов. Славяне встречались в Фессалии, центральной Греции, вплоть до Пелопоннеса и островов Архипелага; хотя было бы преувеличением говорить о полной славянизации этих областей, тем не менее несомненно, что многочисленные пришлые инородные элементы смешивались с греческим населением и что эти завоеватели доставляли много хлопот императорам VII в., которым с большим трудом удалось их подчинить и ассимилировать. Далее, на северо-востоке полуострова в большом количестве поселились болгары; благодаря соседству обосновавшихся в стране славян они сами постепенно ославянились и основали прочное государство. Все это, естественно, представляло серьезную опасность для империи; но вместе с тем из этого смешения рас проистекало и одно преимущество: с притоком новой крови империя омолаживалась.
К этому же времени завершилось и чрезвычайно важное административное преобразование.
Начиная с царствования Юстиниана, система управления, установленная Римом, была в некоторых провинциях изменена посредством объединения в одних руках гражданской и военной власти. После Юстиниана практика эта в целях лучшей защиты границ стала повсеместной. Именно с этой целью к концу VI в. Маврикий создал Африканский экзархат против берберов и Равеннский — против лангобардов. Наконец, в VII столетии такие же меры были приняты на востоке против вторжения арабов и болгар. Ираклий и его преемник установили округа, которые назывались фемами; это слово первоначально означало войсковую часть, а затем стало применяться и к территории, занятой этой войсковой частью; в этих округах власть вверялась военачальнику, стратигу, при котором существовала и гражданская власть, но на подчиненном положении. Так родились фемы: в Азии — Армениак, Анатолик, Опсикий; в Европе — Фракия. Так же точно были организованы приморские области и острова; они образовали морские фемы.
К концу VII в. империя вместо епархий, на которые она делилась в римскую эпоху, состояла из шести или семи фем значительных размеров. Система фем, дополненная и расширенная императорами VIII столетия, просуществовала столь же долго, как и сама империя; она отмечает в военном отношении эволюцию, типичную для всех государств средневековья.
Но наиболее характерной чертой VII в. был процесс эллинизации империи. Именно в правление Ираклия, в 672 г., впервые в имперском протоколе на месте старинного римского титула появляется греческое наименование «верный Богу Басилевс», которое отныне присваивается всем византийским императорам. Одновременно греческий язык становится языком официальным. Еще Юстиниан, считавший латынь «национальным языком» империи, снизошел до опубликования большинства своих новелл, чтобы сделать их более понятными, на «общедоступном греческом языке».
Это было связано еще и с тем, что размеры империи сильно сократились по сравнению с тем, что было при Константине и Юстиниане. Утрачены были восточные провинции Сирия, Египет и Палестина, в 697 году арабы вторглись в экзархат Карфаген. Больше всего территории оставалось у Византии в Малой Азии – от Босфора до Таврских гор. Остров Крит еще был Византийским, а Кипр уже по договору 686 года был признан совместным владением с Арабским халифатом. На Балканах империя сохранила за собой только несколько укрепленных анклавов, таких, как Салоники, Афины, Патры, расположенные у моря, откуда можно было их снабжать. Все остальное было занято славянами. В Италии Византия также потеряла свои земли, когда в 751 году лангобарды захватили Равенну, положив конец экзархату и ограничив византийское владычество на юге. С утратой большей части территорий использование при дворе латыни потеряло смысл.
В VII столетии все имперские указы и правительственные постановления издаются на греческом языке. В администрации старинные латинские титулы или исчезают или эллинизируются, и их место занимают новые названия — логофеты, эпархи, стратиги, друнгарии. В армии, где преобладают азиатские и армянские элементы, греческий язык становится языком, на котором отдается команда. И хотя Византийская империя до последнего дня продолжала называться «Римской империей», а ее жители именовали себя «ромеями», тем не менее там совершенно не понимали латыни. Наконец вместо изящного и несколько искусственного языка писателей V и VI вв., продолжавшего традиции классической литературы, появляется простонародный греческий язык, ставший разговорным для большинства населения империи.

Обратите внимание – мы снова сталкиваемся с процессом эллинизации. В предыдущих курсах лекций мы говорили об эллинизации евреев и о том, какое значение это имело. Теперь у нас эллинизируется Восточная Римская Империя – римское влияние вытесняется греческим. Это говорит о том, насколько велико было воздействие Древнегреческой метакультуры и какую огромную роль она играла на разных этапах становления Христианской метакультуры – не только идей, понятий, но и самого ее языка.

В то самое время, как происходила эллинизация империи, все более глубоким делался тот религиозный отпечаток, которым она всегда была отмечена вследствие растущего влияния церкви на общественную жизнь.
В государстве религиозные вопросы играют существенную роль; войны Ираклия одновременно являются как бы крестовыми походами, и богословские проблемы живо интересуют умы императоров. С этого времени православие соединяется в Византии с народностью. Кроме того, патриарх константинопольский, ставший после завоевания арабами Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской патриархий единственным главой византийской церкви, оказывается чрезвычайно важным лицом, и часто его влияние в правительстве бывает всесильным. Развитие монашества, многочисленность и богатство монастырей, влияние монахов на души верующих, уважение, окружающее их, а также почитание святых икон, которыми владеют их монастыри, — факты не менее значительные.
С конца VI в. практически исчезло язычество, а вместе с ним и античный дух; с начала VII в., византийская литература принимает почти исключительно религиозную и народную форму; с точки зрения интеллектуальной и художественной этот период — один из самых бедных в истории Византии. Но благодаря этому греческий язык, всегда бывший на Востоке языком церкви, окончательно завоевал империю; честолюбие константинопольских патриархов, задевавшее щепетильных римлян, религиозная политика императоров, воевавших с папами и оскорблявших их, нарастающие разлад и вражда между Западом и Востоком подготовляли разрыв между двумя мирами и содействовали тому, что Византийская империя отодвигалась на восток. С этого времени империя обретает две могучих опоры, которые обеспечат ее существование в дальнейшем и придадут ей в течение веков ее специфический характер: это — эллинство и православие.
Достаточно было бы могучей руки, чтобы сделать цветущей преобразованную таким образом империю. К несчастью, неосторожность и сумасбродство Юстиниана II (685—695) испортили все результаты деятельности его отца (см. Приложение 1). Вновь началась война с болгарами (689) и со славянами; возобновилась также и оказалась гибельной для империи война с арабами (692); с другой стороны, религиозная политика привела к разрыву с Римом и вызвала восстания в Италии. В 695 г. в результате переворота была свергнута династия Ираклия, и начался двадцатилетний период, анархии (695—717). Шесть императоров сменили один другого на троне; военные перевороты, завершившие эти смуты, привели к тому, что византийская Африка окончательно попала в руки мусульман (693—698). На Востоке, несмотря на старания и временные успехи Тиверия III (698—705), арабы опустошили Малую Азию, вторглись в Армению, восставшую против Византии (703), в Киликию (711), захватили Амасию (712) и Антиохию у Писидии (713), разорили Галатию (714), осадили Аморий (716) и овладели Пергамом. В то же время в Европе болгары, хан которых Тервель в 705 г. восстановил Юстиниана II на троне, вторглись в империю (708) и появились перед Константинополем (712). Империя находилась в отчаянном положении.
Внутреннее положение было отнюдь не лучше. В обществе этого времени наблюдается страшный моральный и интеллектуальный упадок. За время гражданских войн повсюду распространился дух одичания, жестокости, предательства. Непрестанные смуты, разнузданное честолюбие, восстания, вспыхивающие повсюду от Италии до Херсонеса, — все это свидетельствует об отсутствии верности и лояльности по отношению к центральной власти.
Огромные успехи делает суеверие: поклонение мощам, вера в чудотворные свойства икон, в чудеса и сверхъестественное; достаточно вспомнить о роли, приписываемой Богородице при осаде Константинополя в 626 г., или о вмешательстве, приписываемом св. Димитрию Фессалоникскому при защите Фессалоники; в эту эпоху душами овладевает склонность к фатализму; все, что известно о нравах как духовенства, так и мирян, свидетельствует о невероятной деморализации.
Другой причиной волнений было влияние, которым пользовались монахи, и возбуждение, которое они поддерживали. И многие современники были вполне обоснованно встревожены и возмущены всем происходившим.
Империя призывала спасителя и главу. Эта роль выпала на долю Льва Исавра (происходил из малоазийского народа исавров или был армянского происхождения). Когда в 717 г. стратиги Анатолии и Армениака совместно поднялись против императора, провозглашенного войсками Опсикия, и направились к Константинополю, все — сенат и народ, патриарх и солдаты — высказались в пользу Льва. Исаврийской династии, пришедшей отныне к власти, предстояло восстановить порядок и безопасность империи и блестящим образом реорганизовать ее.
Новый император Лев III Исавр (717—740), был замечательным человеком: великолепный полководец, он успешно пытался защитить Азию от мусульман; ловкий дипломат, хороший организатор — он обладал всеми качествами государственного деятеля. Его сын Константин V (740—775), которого он заблаговременно сделал своим соправителем, дабы упрочить династию, также, несмотря на злословие и клевету его врагов, любивших издеваться над ним, несмотря на полученные им от этих врагов прозвища Копроним (что значит навоз) и Кабаллинос (конюх), — был выдающимся государем. Умный и энергичный, он был великим полководцем и великим организатором, и хотя он был властен, вспыльчив, жесток и страстен еще более, чем отец, тем не менее, несомненно, оба первых Исавра были очень крупными императорами, чья славная память долгое время жила в византийской армии и народе; даже их враги не могли не воздать им должного. Отцы Никейского собора, сурово порицая религиозную политику Льва III и Константина V, хвалили их доблесть, одержанные ими победы, разумные мероприятия, осуществленные ими для блага своих подданных, изданные ими законы, их гражданские институты — все то, что заслужило им признательность народа. И действительно, два первых Исавра были славными преобразователями империи.
Едва прошло несколько месяцев со вступления Льва III на престол, как перед Константинополем появились арабы и начали атаковать его с суши и с моря; даже весьма суровая зима не прервала военных действий. Однако в результате многих столкновений мусульманский флот был разбит; сухопутная армия, истощенная голодом, потерпела серьезное поражение. После года бесполезных усилий (август 717— август 718) арабы сняли осаду. Для Льва III это было славным началом царствования, для ислама — великим бедствием; Натиск арабов окончательно был сломлен, и благочестивые византийцы по праву могли гордиться постоянным заступничеством Бога и девы Марии за христианскую империю и ее столицу.
Однако, несмотря на этот разгром, арабы продолжали быть опасными. После нескольких лет передышки они вновь предприняли наступление, и вновь Малая Азия начала почти ежегодно страдать от их вторжений. Но разгром, нанесенный им двумя императорами при Акроине (739), оказался для них суровым уроком. Константин V воспользовался этим, чтобы самому напасть на Сирию (745), отвоевать Кипр (746) и довести свои войска до Евфрата и Армении (751), Успеху византийцев весьма содействовала также внутренняя борьба, волновавшая арабскую империю, и приход к власти Абассидов (750), в результате чего столица халифата была перенесена из близкого Дамаска в отдаленный Багдад.
В продолжение всего царствования Константина V война была счастливой для греков; после него его сын Лев IV вторгся в 778 г. со стотысячной армией в Сирию и победоносно изгнал мусульман из Малой Азии (779). Арабская опасность, столь страшная в VII в., перестала угрожать империи.
Константин V пытался одновременно уничтожить и опасность со стороны болгар. В 775 г. он начал наступление и в результате девяти последовательных кампаний нанес Болгарии при Маркеллах (759) и Анхиале (762) такие кровавые поражения, что испуганные варвары не осмелились более сопротивляться и в 764 г. приняли мир. Вторая война, начавшаяся в 772 г . и продолжавшаяся до конца царствования, была не менее победоносной; и хотя Константину V не удалось уничтожить государство болгар, но во всяком случае он сумел восстановить престиж византийского оружия на Балканском полуострове. Помимо этого он подавил восстания славян во Фракии и Македонии (758) и по примеру Юстиниана II поселил несколько славянских племен в феме Опсикий в Малой Азии (762).
Внушая таким образом почтение к империи внешним ее врагам, два первых исаврийских императора стремились в то же время восстановить престиж империи и внутри страны. Это было великое дело административного, экономического и социального преобразования.
Чтобы обеспечить защиту границ, Лев III и его сын начали повсеместно распространять режим фем, деля большие области VII в. на округа, более многочисленные, менее протяженные и легче защищаемые; кроме того, эта система предоставляла им важное политическое преимущество, так как она ослабляла ту власть, которую давало стратигам обладание чересчур обширными территориями, и уменьшала проистекавшую отсюда опасность восстаний. В то самое время как военный закон восстанавливал дисциплину в армии, — старательная, часто суровая финансовая администрация поставляла казне доходы. Земледельческий закон имел целью ограничить опасное развитие крупных доменов, приостановить исчезновение мелкой частной собственности, обеспечить крестьянам более сносные условия существования. Морской закон поощрял развитие торгового мореходства. Но особенно улучшила отправление правосудия и с большой ясностью внесла в закон совершенно новый дух человечности и равноправия великая законодательная реформа, которую ознаменовала публикация гражданского кодекса, называемого Эклога (739). После полувекового правления два первых Исавра сделали империю богатой и цветущей, несмотря на чуму, опустошившую ее в 747 г., несмотря на волнения, вызванные иконоборчеством.
Чтобы завершить дело восстановления империи, Лев III и Константин V попытались провести еще и значительную религиозную реформу. Они запретили иконы, стали преследовать защищавших их монахов, и вследствие начатой ими серьезной борьбы, называемой иконоборчеством, они сохранили в истории прозвище иконоборцев.
Историки часто неправильно понимали характер религиозной политики исаврийских императоров и недооценивали ее цель и значение. Причины, вызвавшие ее, были одновременно и религиозные и политические. Много благочестивых душ в начале VIII в. было оскорблено избытком суеверия и в особенности тем местом, какое занимало в жизни византийцев поклонение иконам, вера в их чудотворные свойства, обыкновение соединять с ними все человеческие поступки и интересы; многих умных людей беспокоило то зло, которое таким образом причинялось религии.
Враждебное отношение к иконам было особенно сильно в Азии; Лев III, по происхождению азиат, разделял это чувство. Ни он, ни его сын не были, как то иногда думают, вольнодумцами, рационалистами, предшественниками реформации или революции; это были люди своего времени, благочестивые, верующие, даже богословски образованные, искренне заботившиеся о реформе религии путем очищения ее от всего того, что казалось им идолопоклонством. Но вместе с тем это были государственные деятели, поглощенные заботой о могуществе и спокойствии империи. А огромное количество монастырей и их непрерывно растущие богатства создавали для государства серьезную опасность. Иммунитеты, которыми пользовались церковные владения, уменьшали доходы казны; значительное количество людей, вступавших в монастыри, отнимало у земледелия работников, у армии — солдат, у общественных учреждений — чиновников. Влияние же, какое имели монахи на души верующих, и их могущество, проистекавшее отсюда, делали их особенно опасными. Именно против такого порядка вещей и пытались действовать Исавры, особенно Константин V; запрещая иконы, они наносили удар монахам, которые обретали в культе икон наиболее могущественные средства воздействия на мирян. Несомненно, начатой таким образом борьбой исаврийские императоры открыли длительную эру смут; несомненно, этот конфликт повлек за собой весьма серьезные последствия в области политики. Однако в своем начинании они встретили большую поддержку со стороны высшего духовенства, завидовавшего влиянию монахов, и армии, в большинстве состоявшей из азиатов; их поддержал не только официальный мир, но и народ.
В 726 г. Лев III обнародовал первый эдикт против икон, в котором, как кажется, он предписывал не столько их разрушать, сколько вешать более высоко — так, чтобы удалить их от поклонения толпы. Эта мера вызвала крайнее возбуждение: в Константинополе произошли яростные столкновения, в Греции вспыхнуло восстание, впрочем быстро подавленное (727); Италия поднялась вся целиком (727); папа Григорий II ограничился резким протестом против ереси иконоборцев, но его преемник Григорий III вскоре начал проводить более смелую политику и, не довольствуясь преданием иконоборцев анафеме (731), пытался одно время воспользоваться помощью лангобардов против императора. С другой стороны, в Сирии Иоанн Дамаскин метал громы и молнии против Льва III. Между тем эдикт применялся, по-видимому, с большой умеренностью; защитники икон не подвергались систематическому преследованию; и хотя патриарх Герман был низложен и замещен сторонником реформы (729), хотя против церковных школ были приняты определенные меры, — вместе с тем восстание в Греции было подавлено отнюдь не сурово.
Однако борьба неизбежно должна была принять более острый характер. В том конфликте, где по существу сталкивались авторитет императора в вопросах религии и стремление церкви освободиться от опеки государства, скоро возникли принципиальные вопросы. Кроме того, Константин V, обладавший большей склонностью к богословию, чем его отец, привнес в борьбу свои личные мнения, выступив не только против икон, но и против культа Богородицы и Святых, а так как он обладал и более страстным характером, то вел борьбу с большим фанатическим пылом и с большей жестокостью.
Когда после десяти лет славы и процветания он укрепился на троне, поколебленном было восстанием Артавазда (византийский полководец армянского происхождения, узурпатор императорского престола, 740—742), он созвал в Иерии собор (753), который торжественно осудил иконы. Отныне государь мог наказывать упорствующих не только за неподчинение императору, но и за восстание против самого Бога. Однако сначала он льстил себя надеждой убедить своих противников.
Только в 765 г. начались настоящие гонения. Иконы разбивали, монастыри закрывали или секуляризовали, превращали в казармы или гостиницы; монастырское имущество конфисковали, монахов подвергали аресту, тюремному заключению, истязаниям, ссылке; некоторые из них, как св. Стефан младший, погибли насильственной смертью; другие выставлялись на посмеяние перед народом, собранным на ипподроме. Много высоких должностных лиц империи было казнено или выслано. Патриарх Константин, сначала высланный, впоследствии был казнен (767). В продолжение пяти лет по всей империи свирепствовали преследования, быть может, менее ужасные, чем их изображают противники императора — смертные приговоры в целом были редки, — но все же чрезвычайно яростные. «Казалось, — говорит один современник, — что правительство намеревалось полностью искоренить монашество». Монахи стойко сопротивлялись; они мужественно страдали «за справедливость и истину». Все же многие уступали, многие бежали, главным образом в Италию, так что, как с некоторым преувеличением говорит один современник, «казалось, что в Византии не осталось ни одного монаха».
Несомненно, что эта борьба была причиной беспримерной ярости, суровости, крайней жестокости и что она породила в империи глубокое волнение. Помимо этого она имела очень важные последствия. Уже Лев III своей попыткой сломить оппозицию папства, отделив от подчинения Риму Калабрию, Сицилию, Крит и Иллирию и подчинив их патриарху константинопольскому, усугубил недовольство пап и нерасположение населения Италии.
Когда в 751 г . Равеннский экзархат пал под ударами лангобардов, папа Стефан II, не колеблясь, отвернулся от еретической и неспособной защитить полуостров империи, чтобы обратиться к франкам за менее тягостной и более действенной поддержкой, и принял от победителя Пипина (франкский король (751-768), первый из династии Каролингов) земли, некогда принадлежавшие Византии, которые отныне образовали светское владение пап (754).
Это был разрыв между империей и Римом. Константин V был готов на все, чтобы покарать папу, в котором он видел лишь вероломного подданного, незаконно присвоившего себе то, что принадлежало его господам. Все его усилия были напрасны. В 774 г. Карл Великий, вновь вторгшись на полуостров, торжественно утвердил дар Пипина. Византия сохранила в Италии только Венецию и несколько городов на юге полуострова. В результате сократившаяся в своих размерах империя оказалась отброшенной еще далее на восток; кроме того, этот разрыв стал источником серьезных осложнений и опасностей в будущем.
Религиозная политика первых Исавров посеяла много семян раздора, недовольства, смуты. Это обнаружилось со смертью Константина V.
В течение своего короткого царствования Лев IV (775—780) продолжал традиции предшествовавшего правления; но его вдова Ирина, регентша при юном Константине VI, очень скоро сочла более выгодным для своих честолюбивых замыслов опереться на православие и восстановить почитание икон. Целиком посвятив себя осуществлению, этого серьезного намерения, она пренебрегла борьбой с мусульманами, которые в 782 г. вновь оказались у Хрисополя, перед самым Константинополем, и заключила с халифом довольно унизительный мир (783); с другой стороны, она сблизилась с Римом, завязала дружеские отношения с франкским королевством; в своей внутренней политике она особенно заботилась об устранении из правительства иконоборцев, удалила из столицы своих зятьев, сыновей Константина V; расчистив себе таким образом путь, она, в согласии с патриархом Тарасием, добилась торжественного осуждения ереси иконоборцев на вселенском соборе в Никее (787) и восстановила иконопочитание при бурном одобрении верующих, которые видели в этой победе залог приближения полной независимости церкви от государства.
Опьяненная своей победой, воодушевленная популярностью, которую она стяжала своим благочестивым усердием, Ирина не поколебалась вступить в борьбу за трон со своим сыном, достигшим совершеннолетия. В первый раз она вынуждена была отступить (790) перед недовольством армии, остававшейся верной памяти Константина V, обескураженная поражениями, которые наносили византийской армии арабы, болгары и лангобарды. Но она ловко подготовила свой возврат к власти; в 797 г. она свергла своего сына, не остановившись перед тем, чтобы ослепить его.
С тех пор (797—802) она стала царствовать как подлинный император, — первая женщина, которая от своего имени правила в Византии. Но хотя благодаря ей церковь, окрепшая и обновленная в результате борьбы, вновь заняла свое прежнее положение в византийском обществе, хотя партия монахов и иконопочитателей, руководимая такими людьми, как Феодор Студит, стала более могущественной и более предприимчивой, чем когда-либо, все же исключительное попечение Ирины о религиозной политике повлекло за собой печальные последствия.
Несмотря на временные победы, одержанные Константином VI над арабами и болгарами (791—795), багдадский халифат при Харун-ар-Рашиде блистательно возобновил наступление на Востоке и принудил византийцев платить ему дань (798). На Западе, перед лицом Карла Великого, Византийская империя обнаружила такую же слабость, и события 800-го года, в результате которых Западная Римская империя была восстановлена франкским королем, были для византийского двора чувствительным унижением.
Уменьшенная в своих границах, империя была ослаблена и изнутри — в силу крайней благосклонности, проявлявшейся государством в отношении церкви, в результате глубоких разногласий, которые оставило после себя иконоборчество, наконец, вследствие дурного примера, поданного Ириной, открывшей эру династических переворотов. Несомненно, эпоха иконоборцев отмечена замечательным расцветом художественной и умственной жизни; исаврийские императоры отнюдь не были пуританами; запрещая иконы, они любили роскошь, блеск придворной жизни, и для украшения своих построек поощряли светское искусство, питаемое как античными традициями, так и арабскими образцами; и благодаря этому, а также в силу того видного места, которое в VIII в. принадлежит азиатам, империя окончательно становится восточной. Но как бы ни была велика роль, которую империя сохраняла как оплот христианства против ислама и страж культуры против варварства, — к концу VIII столетия ей отовсюду грозили страшные опасности, и она оказалась чрезвычайно слабой.
Падение Ирины, свергнутой в результате государственного переворота Никифором (802), открывает очередную полосу разрухи и анархии.
Никифор (802 — 811) до прихода к власти руководил финансовым ведомством империи.  Он был умным государем и ловким финансистом; заботясь о пополнении разоренной казны, он сам оказался вынужденным нанести удар даже церковному имуществу. Он был сторонником умеренных действий и потому отказался от яростной тактики иконоборцев; тем не менее он сумел поддержать их реформу и считал особенно недопустимым стремление византийской церкви, опьяненной своей победой, открыто освободиться от власти государства и вновь завоевать свободу.
Монахи монастыря св. Иоанна Студита под руководством своего игумена Феодора с чрезвычайным пылом и крайне непреклонно поддерживали притязания церкви. С равной суровостью они боролись против осторожной политики патриарха Никифора (806 — 815), который пытался сгладить воспоминания о времени иконоборцев, против финансовой политики императора и против его авторитета в области религии. Правительство вынуждено было с ними бороться (809), изгонять их из монастыря и из страны; монахи, не колеблясь, обратились к папе, готовые признать главенство римской церкви, чтобы обеспечить этой ценой независимость восточной церкви от государства. Подобное поведение должно было вызвать реакцию со стороны иконоборцев. Это было делом императора Льва V Армянина (813 — 820) и двух императоров Фригийской династии — Михаила III (820 — 829) и Феофила (829 — 842). Снова на целых тридцать лет империя оказалась во власти ужасных смут.
В 815 г. собор, созванный в Константинополе, в храме св. Софии, вновь запретил иконы и снова ввел в силу указы императоров-иконоборцев от 753 г. В результате снова началось разрушение икон; малейшие попытки протеста со стороны монахов безжалостно подавлялись; монахов предавали суду, ожесточенно преследовали, ссылали. Феодор Студит умер в ссылке (826); при императоре Феофиле, пламенном иконоборце, упрямо отстаивавшем свои богословские убеждения, преследования стали еще более суровыми. Против защитников икон был издан жестокий указ (832), и патриарх Иоанн, прозванный Леканомантом (волшебником), взял на себя его исполнение. Монастыри закрывались, монахи подвергались преследованиям и тюремному заключению; вновь воцарился террор. Но после ста двадцати лет изнурительной и бесплодной борьбы наступила усталость. Немедленно по смерти Феофила его вдова, регентша Феодора, по совету своего брата Варды, решилась установить мир, возобновив почитание икон. Это было делом собора 843 г., которым руководил новый патриарх, Мефодий; решения этого собора были провозглашены в торжественной обстановке; греческая церковь поныне прославляет память об этом событии в ежегодном празднике православия 19 февраля.
Но хотя иконы и были восстановлены, хотя, благодаря этому, церковь оказалась победительницей, — все же в одном существенном пункте дело императоров-иконоборцев осталось без изменения. Они хотели сохранить церковь, зависимую от государства, подчинить ее императорской власти; студиты ожесточенно боролись против этого намерения; они упорно отказывали императору в праве решать вопросы веры и, не уступая ни в чем, требовали независимости церкви от светской власти. В этом пункте студиты потерпели поражение.
Церковь оказалась более чем когда-либо подчиненной власти императора, — таков неоспоримый результат иконоборческого движения.
В то время как империя была поглощена религиозной борьбой, серьезные события смущали ее покой внутри и колебали ее безопасность вовне.
Преступление Ирины против сына, положившее конец Исаврийской династии, вновь открыло эру переворотов. За государственным переворотом, возведшим на престол Никифора (802), последовало восстание, сделавшее императором Льва V (813), и затем заговор, в результате которого убитого Льва V сменил Михаил II (820); наряду с успешными заговорами можно привести, длинный перечень неудачных попыток, из которых самой опасной было восстание Фомы Славянина (822—824), который, опираясь на низшие классы, придал своему восстанию почти народный характер. В течение двадцати лет империя была жертвой анархии.
Вовне ее дела шли не лучше. Договор 812 г., признававший за Карлом Великим титул императора, означал окончательную потерю Италии, где Византия сохранила только Венецию и некоторые земли на юге полуострова. Война с арабами, возобновленная в 804 г., привела к двум серьезным поражениям: к захвату Крита, мусульманскими пиратами Испании (826), начавшими отсюда почти безнаказанно опустошать восточное Средиземноморье, и к завоеванию Сицилии африканскими арабами (827), овладевшими в 831 г. Палермо. Особенно грозной была опасность со стороны болгар, с тех пор как страшный хан Крум расширил пределы своей империи от Гема до Карпат. Никифор попытался разбить его, вторгшись в Болгарию, но на обратном пути, в результате кровавого разгрома, он погиб (811), а болгары, вновь захватив Адрианополь, появились у стен Константинополя (813).
Победа Льва V при Месемврии (813) спасла империю. Но если вспомнить, что ко всем этим многочисленным опасностям прибавились еще восстания не вполне подчиненных народов — такие, как восстание славян Пелопоннеса (807), — станет понятно, что после двадцати лет анархии дело великих исаврийских императоров казалось полностью уничтоженным.
Тем не менее империя оправилась от этого кризиса. Царствование Феофила (829—842), вследствие возраставшего ослабления багдадского халифата, частично возместило поражения на Востоке, и хотя после разгрома у Дезимона (ныне Токат) и взятия Амория (838) пришлось просить у арабов мира, все же благодаря энергичной внутренней политике, хорошему управлению финансами и дипломатической ловкости Византия восстановила свой престиж и процветание. Великолепием построек, роскошью священного дворца, блеском культуры Константинополь к середине IX в. соперничал со столицей халифов. Когда же в конце концов затихла нескончаемая борьба, порожденная иконоборчеством, он стал еще более блестящим и могущественным. Казалось, что, выйдя из этого длительного периода смут, литература и искусство обрели новую силу, и Константинопольский университет, восстановленный в Магнаврском дворце кесарем Вардой (около 850 г.), стал под руководством Льва Фессалоникского центром замечательной умственной культуры.
Церковь, также вышедшая помолодевшей из борьбы, предоставляла свою обновленную деятельность к услугам государства. Она восстанавливала религиозное единство, сражаясь с ересями, особенно с павликианами, которых правительство Феодоры яростно преследовало в Малой Азии, и заканчивая обращение славян Пелопоннеса (849); особенно успешно распространялось византийское влияние на весь Восток благодаря деятельности миссионеров. По призыву государя Великой Моравии Кирилл и Мефодий, «славянские апостолы», понесли христианство варварским племенам Венгрии и Богемии (863). Но этим не ограничивается их деятельность. По просьбе новообращенных они перевели священное писание на славянский язык; для того чтобы записать свой труд, они изобрели славянскую письменность — глаголицу, — дав таким образом славянам и собственный алфавит и собственный литературный язык; они проповедовали на славянском языке, совершали богослужение по славянскому обряду, стремились создать славянское духовенство, и благодаря своей тонкой дальновидности они завоевали славянский мир для православия. В течение двадцати лет (863—885) фессалоникские братья совершали свое дело проповеди евангелия. И хотя, в конце концов, оно потерпело неудачу вследствие враждебного отношения германцев и вторжения мадьяр, в других местах подобный образ действий доставлял Византии более продолжительные успехи. На берегах Дона христианство проникло в государство хазар, где господствовала иудейская религия. Особенно важно, что в 864 г. православие принял царь Болгарии Борис; и хотя спустя несколько лет новообращенный правитель заколебался было между Византией и Римом, хотя он и вступил в сношения с папой Николаем I, прося его установить в болгарском царстве латинский обряд (866), тем не менее отныне греческое влияние глубоко проникло в Болгарию.
Это были крупные успехи. Без сомнения, сумасбродства Михаила III (842—867), особенно после того как молодой государь вышел из-под опеки своей матери Феодоры (856) и своего дяди Варды, несколько омрачили достигнутые результаты. Морские набеги арабов Крита опустошали восточные моря; в Малой Азии в течение двадцати лет (844—863) успехи сменялись неудачами; на Западе между 843 и 859 гг. мусульмане окончательно завоевали Сицилию. Наконец, впервые перед Константинополем появились русские (860) и, согласно народному верованию, столица была спасена лишь благодаря чудесному заступничеству девы Марии.
Другое, более серьезное и значительное событие произошло в правление Михаила III. На константинопольский патриарший престол на место Игнатия, свергнутого кесарем Вардой, сел Фотий (858). По призыву низложенного первосвященника папа Николай I начал судебное дело и поручил легатам произвести расследование. Властолюбивый Фотий великолепно использовал недовольство, которое Восток в продолжение многих столетий испытывал по отношению к притязаниям пап, и его вражду против Запада. В ответ на требование признать власть Рима он весьма ловко сумел превратить свое личное дело в дело подлинно национальное. На отлучение, которому подверг его папа Николай I (863), он ответил разрывом с Римом. Константинопольский собор (867) предал папу анафеме, объявил его вмешательство в дела восточной церкви незаконным и завершил раскол. Это было убедительным доказательством наличия в Византии национального чувства, не менее ярко проявившегося в то же самое время в Болгарии в форме возмущения, вызванного захватнической политикой Рима (866).
Таким образом, к середине IX в. уже действительно существовала византийская национальность, медленно сложившаяся в ходе событий. Империя после периода иконоборчества вновь обрела религиозное единство, политическое могущество, величие духовной жизни; но прежде всего она стала чисто восточной империей. Близился момент, когда Византия должна была достигнуть вершины своего могущества. Когда Василий Македонский (Подобное наименование было обычным; однако следует заметить, что Василий был армянского происхождения и переселился в Македонию довольно поздно), фаворит Михаила III, приближенный им к трону, освободился сначала от своего соперника Варды (866), а затем убил своего благодетеля (867) и положил начало новой династии, — этим государственным переворотом он обеспечил Византийской империи сто пятьдесят лет могущества, процветания и славы.
Медитация 18-я Зона
РОН АРР СС УНИТ КРОН

 

Приложение 1.
История Юстиниана II
Константин IV умер в 685 г., всего 33-х лет от роду, после 17-летнего царствования. Воцарился его сын Юстиниан II“Ринотмет” (Безносый), которому только что исполнилось 17 лет (685–95; 705–11). Он был весьма способным правителем с ясным видением государства, его проблем, нужд и задач. Но вместе с тем он был и очень неуравновешенным человеком, необычайно честолюбивым и чрезвычайно, до патологии, жестоким. Император обладал невероятной личной храбростью, граничащей с истеричностью. Он был настоящим богатырем, наделенным необычайной физической силой.
Одной из проблем Юстиниана II было его имя. Честолюбивый молодой император во что бы то ни стало хотел превзойти своего великого предшественника. Юстиниан II был очень энергичным человеком, но совершенно не обладал дипломатическими способностями: многие чрезвычайно нужные и дальновидные решения он принимал так, что восстанавливал против себя всех.
Он укреплял крестьянство, чем восстановил против себя аристократию; а политикой переселений в опустошенные районы он восстановил против себя крестьян. Кстати, он первым предпринял дальновидный шаг и начал переселять славян в Малую Азию, что превратило ее в главного поставщика солдат на все время существования Империи. Он осуществлял необычайно дорогие строительные программы, не считаясь при этом ни с чем. Интересно, что однажды он приказал разрушить храм Богоматери напротив своего дворца, чтобы соорудить на его месте фонтан. Он даже приказал патриарху Каллинику прочитать молитву на разрушение храма. И как ни противился Каллиник (“Молитву на созидание церкви мы имеем, а на разрушение церкви не получили”, — говорил он императору), он был вынужден прочитать какую-то молитву, которую, однако, закончил славословием: “Слава Богу, терпящему всегда, ныне и присно...”.
В 695 г. поднялся бунт, который возглавил генерал Леонтий. Заговорщики собрались в храме святой Софии. Туда же явился и патриарх Каллиник, заявив народу: “Сей день, его же сотвори Господь!”, а народ кричал: “Разнесем кости Юстиниана!”. Императора захватили, отсекли ему нос (отсюда его прозвище — “Безносый”) и сослали его в Крым, в Херсонис Таврический.
Леонтий стал императором. Он не убил Юстиниана, так как считал его отца, Константина Погоната, своим благодетелем. В любом случае нанесение человеку физического увечья по законам Империи делало его непригодным для царствования, так что Леонтий считал, что проявил гуманность, тем не менее устранив Юстиниана навсегда.
Леонтий процарствовал всего три года. Его свергли войска, возвратившиеся после неудачной экспедиции по защите Карфагена от арабов. Во время остановки на Крите они провозгласили императором адмирала Тиверия. Тот ворвался в Константинополь, арестовал Леонтия, отсек ему нос и запер в монастырь.
А Юстиниан тем временем жил в Херсонесе, многолюдном торговом городе, через который Византия, утратившая Египет, получала скифский хлеб. Жители Херсонеса были вольнолюбивы, пользовались автономией и привыкли к ссыльным знаменитостям. Тут были в ссылке священномученик Климент Римский, Тимофей Элур (Кот), святитель папа Мартин. Юстиниана они не жаловали, считая его тираном, и даже просили Тиверия убрать от них этого вздорного ссыльного.
Накануне выдачи Юстиниана имперским властям ему удалось бежать к хазарскому кагану. Тот принял ссыльного императора очень хорошо и даже отдал ему в жены свою сестру, которой Юстиниан в крещении дал имя Феодора, опять же с намеком на своего великого тезку. Тиверия стало беспокоить укрепление Юстиниана. Он надавил на своего союзника кагана и вынудил его выдать Юстиниана Империи. Однако каган недооценил физической силы ссыльного императора: когда ночью в его покои в Фанагории (Керчи) ворвались вооружённые наемные убийцы, тот задушил их всех голыми руками и бежал в гавань Символов (Балаклаву). Там он навербовал себе “дружину” и отплыл к устью Дуная. Поднялась буря и суденышки дружинников были на краю гибели. “Государь, — взмолился один дружинник, — мы гибнем. Дай обет Богу, что если вернешь царство, не будешь мстить врагам”. Но не таков был Юстиниан: “Пусть Бог потопит меня здесь же, если я пощажу хоть одного из них”, — вскричал он, топнув ногой.
После серии невероятных приключений Юстиниан попал к болгарам, подружился с их князем Тервелем и уговорил его помочь ему вернуть себе отцовское достояние. Итак, в марте 705 г. Юстиниан с небольшой армией болгар стоял у стен Константинополя. Еще в бытность свою у хазар он изготовил себе золотой нос и с тех пор появлялся на публике только в нем. Один византийский историк пишет: “Ринотмит (Безносый) обладал смелой предприимчивостью и жестокостью, необходимыми для главаря шайки разбойников, соединенными у него с фанатической верой в его наследственное право на престол, так что никакая авантюра в этом направлении не казалась ему безнадежной”. И действительно, он посрамил издевавшихся над ним жителей Константинополя. Ночью с кучкой смельчаков Юстиниан лично проник в город через водосточную трубу, отворил изнутри одни ворота, впустил болгар и стал вновь василевсом. Началось упоение местью. Юстиниан велел привести к себе на ипподром арестованных Тиверия и Леонтия, лишенного носа Тиверием, и всенародно топтал их ногами, а льстивая толпа приговаривала: “На аспида и василиска наступиши, попереши льва и змия”. Затем несчастных увели на нечистое место и там обезглавили. Головы принесли Юстиниану и он клал их себе под ноги, сидя на троне во время конных бегов и игр на ипподроме. Патриарх Каллиник, радовавшийся низвержению Юстиниана и короновавший Леонтия и Тиверия, был ослеплен и сослан, брат Тиверия и многие другие — повешены на стенах Константинополя. Даже болгарский князь Тербель ужасался жестокостям и говорил, что напрасно греки называют варварами болгар. Юстиниан продолжал подозревать всюду врагов и все время избирал жертвы, садистически осыпая их сегодня милостями, а завтра снимая головы.
По возвращении к власти Юстиниан послал к хазарам за своей женой (нужно сказать, что он очень любил ее и был примерным семьянином). Она немедленно приехала с сыном, который родился уже в отсутствие отца. Юстиниан назвал его Тиверием и назначил своим соправителем.
Затем Юстиниан занялся обещанной местью херсонесцам. Он посадил на корабли громадное войско и отправил в Крым с приказом истреблять всех жителей, не оказавших ему гостеприимства. Вся местная знать была вырезана. Кто мог, спасался бегством. Не убивали только детей. Узнав, что убивали не всех, Юстиниан потребовал к себе главнокомандующего со всеми пленниками. Тот, погрузив на суда огромное количество народа, отплыл к Константинополю, но буря потопила флот и несколько десятков тысяч людей. Когда императору сообщили об этом, Юстиниан сказал, что жалеет лишь о том, что умерли такой лёгкой смертью, тогда как он мечтал наказать их с куда большей жестокостью. 
В следующем, 711 г. весной Юстиниан направил в Херсонес новый флот с приказом истребить все живое и разрушить все города. Тогда оставшийся в Крыму командующий отказался исполнить этот приказ маньяка, соединился с хазарским каганом и объявил войну имперскому флоту. Но флот перешел на сторону восставших. Херсонесцы выдвинули ссыльного из Византии сановника Вардара и объявили его императором под именем Филиппика. Он двинулся на столицу и взял ее практически без сопротивления. Юстиниан II бессильно бесился, видя, как все его друзья и союзники покидали его. Он и его шестилетний сын были зверски убиты. При этом в Риме, не зная обо всех упомянутых зверствах, относились к Юстиниану очень тепло, и когда он низвергнут и убит, а его голова была послана в Рим, в подарок папе, римляне, именовавшие его боголюбейшим и благочестивейшим императором, были потрясены и возмущены греческим варварством.