Лекция 14.
Третий период истории раннего христианства.

 
Как мы отметили в прошлой лекции, к концу второго периода религиозный эгрегор Христианства в общих чертах сложился. Ввиду растущего числа христиан и оформления церковных структур христианство уже к началу III века стало достаточно реальной силой,  на которую не могло не обращать внимания государство. Хотя эгрегор был пока чисто религиозным, у древнеримского государства были к нему серьезные претензии. Христиане были, если можно так выразится, диссидентами, подрывающими основы государственности, а никакой сильный эгрегор такого внутри себя не потерпит.
Третий период истории раннего христианства – с середины III века до начала IV века – можно назвать эпохой гонений, так как именно отношения церкви и государства приобретают в это время первостепенное значение для христианства. Новые исторические условия – всеобщий кризис Римской империи – не только ставят перед христианством новые задачи, но политика гонений, проводимая императорской властью в это время, ставит на повестку дня вопрос о выживании новой религии и формирующейся церкви. Удары, нанесенные христианству в этот период, были самым суровым испытанием за все время его существования.  Уже сам факт, что христианство не только выстояло в эту жестокую эпоху, не только сохранило церковную организацию и основные ценности вероучения, но и выросло, окрепло и приумножило количество своих сторонников, является доказательством того,  что процесс христианизации Римской империи  стал  к началу IV в. необратимым и из генетической фазы стал перерастать в фазу активного проникновения новой религии во все сферы жизни римского государства и превращения ее в неотъемлемый элемент римского общества.
Как мы говорили в одной из предыдущих лекций, в III веке Римскую империю постиг жесточайший кризис, который оказался самым сильным потрясением за всю историю существования самого могущественного государства античности. Наиболее ярким проявлением кризиса в политической сфере были узурпации власти и беспрестанная смена «законных» императоров – «сенатских» и «солдатских», восходящих на трон. Одним из «солдатских», т. е. выдвинутых армией, на нее опиравшимся, и «сенатских», т. е. пришедших к власти благодаря сенату и шедших ему на разные уступки, императорам удавалось продержаться на троне не более нескольких месяцев, другим – 4-5 лет. Императорский трон, казалось, перестал играть роль высшего поста в государстве: в течение полувека на нем успело побывать более двух десятков «законных» императоров, а в разных частях империи в это же время приходили к власти десятки «незаконных» узурпаторов. В условиях такой анархии само понятие законности императорской власти утратило всякое значение.
Политический кризис III века принял особенно тяжелые и болезненные формы и в связи с мощными сепаратистскими движениями в провинциях, которые были ответом на возникшие трудности и гражданские войны между претендентами на престол и представляли собой отчаянные попытки выбраться из кризиса самостоятельно, когда центральное правительство было не способно решать проблемы всего государства в целом. Усилился натиск на империю сложившихся к тому времени племенных союзов германцев – аламанов, лангобардов, франков, саксов, готов – и задунайских племен, опустошавших провинции и даже север Италии, так что к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.
Эти события показали, до какой степени быстро совершался в войсках, самом жизненном элементе тогдашнего Рима, процесс ассимиляции римских и провинциальных элементов и как близок был час господства варваров над Римом. Легионы провозгласили императором Максимина, сына гота и аланки, бывшего пастухом и обязанного своему богатырскому телосложению и храбрости быстрой военной карьерой. Это преждевременное торжество северного варварства вызвало реакцию в Африке, где провозгласили императором проконсула Гордиана. После кровопролитных столкновений власть осталась в руках юноши, внука Гордиана. В то время, когда он с успехом отражал на востоке персов, он был свергнут другим варваром на римской военной службе — Филиппом Арабом, сыном разбойничьего шейха в Сиро-арабийской пустыне. Этому семиту суждено было пышно отпраздновать в 248 году тысячелетие Рима, но процарствовал он недолго: его легат, Деций, под давлением своих солдат был вынужден отнять у него власть. Деций был римского происхождения, но семья его давно уже была выселена в Паннонию, где он и родился. При Деции обнаружили свою силу два новых врага, подрывавших Римскую империю — готы, вторгшиеся из-за Дуная во Фракию, и христианство. Против них и направил Деций свою энергию.
Первый год своего правления он посвятил различным преобразованиям как внутри страны, так и вне ее. Особое внимание император уделял тому, чтобы сплотить духовные силы языческой религии ради поддержки своей власти, основанной лишь на военной силе. Для этого он присвоил себе титул “восстановителя культов”, как гласит недавно обнаруженная надпись. Однако, вследствие явного снижения интереса к политеизму или, во всяком случае, изменения отношения к нему, опираться в восстановленном культе пришлось не столько на олимпийских богов, сколько на обожествленных правителей Рима прежних времен. Монеты с изображениями того или иного правителя чеканились на протяжении всего существования Империи. Но лишь при Деции, который принадлежал к чреде солдатских императоров и верил в то, что он стремится к сохранению Вечного Рима, выпускались одновременно монеты в честь целого ряда обожествленных властителей. Таким образом он пытался сплотить ряды на основе патриотической традиции во время глубочайшего внешнего и внутреннего кризиса.
Тот же мотив лежал в основе наиболее известной черты его правления: неуклонного преследования христиан. Хотя их община оставалась сравнительно малочисленной, ее прочное и замкнутое административное устройство казалось вызовом теснимым со всех сторон римским властям. В результате Деций, отказавшись от политики терпимости его предшественника, со всей решимостью принялся избавляться от христиан, и прежде всего от руководителей церкви. По слухам, после казни римского епископа Фабиана он произнес: “Я скорее потерплю известие о соперничающем претенденте на престол, чем об еще одном епископе в Риме”. Ему казалось, что во времена бед и несчастий, когда полностью терялась уверенность в чем-то определенном, христианские руководители своим примером побуждают остальных его подданных отказаться от почитания языческих богов — этой основы государства и его благосостояния. Он не требовал от христиан отказа от веры, а лишь настаивал на их участии в общественных обрядах.
Деций затеял проверку всех граждан на лояльность: каждый должен был публично принести языческое жертвоприношение — бросить крупицу ладана в курильницу перед статуей божества. Христианин должен был хотя бы один раз исполнить этот религиозный обряд, после чего местная “Жертвенная комиссия” (каковые были созданы по всей Империи) выдавала ему свидетельство о жертвоприношении. Поскольку церковная деятельность сосредоточивалась преимущественно в городах, она была весьма чувствительна к полицейскому давлению, поэтому многие верующие тут же пали духом и согласились выполнить требуемое. Другим же удалось этого избежать, поскольку не все члены комиссий были настолько честны, чтобы не брать взяток. Однако значительная часть христиан решительно отказалась подчиниться и были казнены.
Наступило время сурового испытания веры. Многие приняли тогда мученическую кончину, кто–то отрекался, иные же скрывались, стремясь не только сохранить собственную жизнь, но и спасти Церковь от полного уничтожения. У тех, кто скрывался, конфисковалось имущество, и они теряли все гражданские права. Однако гонения не смогли сломить христиан и даже не разрушили их единства.
Известно, например, что вынужденно оказавшийся на чужбине карфагенский епископ Киприан, известный церковный писатель, продолжал руководить Карфагенской церковью, существовавший в условиях полной конспирации. В конце 251 г. Деций был убит во время войны с готами, и гонение на короткое время утихло.
Когда волна репрессий начала спадать, Киприан вернулся в Карфаген, где в 258 г. он все-таки был казнен во время очередного гонения при императоре Валериане, который после безрезультатного запрета на массовые собрания христиан приказал уничтожить все духовенство, а также знатных мирян. Приказ императора не был исполнен до конца, хотя многим церковным деятелям он стоил жизни.
Римская империя была уже так расшатана, что целые области отделялись от неё под автономным управлением местных главнокомандующих (например, Галлия и Пальмирское царство на Востоке). 
Ослабление авторитета императорской власти, политическая анархия, произвол армии и бюрократии, сопровождались глубоким экономическим кризисом. Конкретными его проявлениями III в. были сокращение рабочей силы (из-за эпидемий, мобилизации во все увеличивающиеся армии), запустение посевных площадей, падение урожайности, отказ от интенсивных культур винограда и оливок в пользу экстенсивного хлебопашества, ухудшение качества ремесленных изделий, разорение ремесленных мастерских и общее сокращение их продукции. Хозяйственные неурядицы, нестабильность политической обстановки вели к упадку торговли. Правительство, нуждаясь в деньгах, прибегало к порче монеты, что вызвало колоссальную инфляцию и повышение цен по сравнению со II веком. Суда стали значительно меньше, плавание – каботажным, что вело к упадку ряда гаваней и обеднению обслуживавшего их персонала. Множество мелких и средних вилл во всех западных провинциях было разрушено, пострадал и ряд городов, оставшиеся стали окружать себя стенами, обычно охватывавшими не весь город, а только его центральные районы, тогда как за их пределами оставались бедные, населенные ремесленниками кварталы.
Кризис сельского хозяйства, ремесла и торговли нанес сильный удар по городам как экономическим и культурным центрам, привел к затуханию их хозяйственной деятельности, сокращению населения, запустению.
Оскудение городов и разорение их жителей, несущих тяжелое бремя налогов, вызвали массовое бегство в сельскую местность, где к III в. господствующим типом хозяйства стало огромное поместье – латифундия, обрабатываемая колонами, располагающая собственными ремесленными мастерскими с натуральным хозяйством, слабо связанным с городским рынком. Колоны – это новая категория зависимых людей, не лишенных правоспособности в сфере частноправовых отношений, но прикрепленных к земле, на которой живут и которую обрабатывают.
Владельцы таких латифундий были, как правило, влиятельными сенаторами, высшими чиновниками или военными и добивались от эфемерных императоров изъятия своих поместий из-под юрисдикции имперских чиновников и муниципальных властей, получали освобождение от ряда налогов. Сокращение торговли, разорение городов, гибель связанных с ними средних рабовладельческих вилл лишь усиливали число и хозяйственный вес латифундий, крупного землевладения. Латифундисты окружали свои виллы крепкими стенами, превращая их в укрепленные резиденции, из своих рабов и зависимых людей создавали вооруженные отряды, охотно принимали на свои земли бежавших горожан и сажали их на участки в качестве колонов.
В результате центр социально-экономической жизни перемещался из города в деревню, что свидетельствовало о серьезных изменениях всей хозяйственной и социальной структуры римского общества. В структуре господствующего класса начинает терять свое значение его основа – муниципальное землевладение, а на первый план выходит прослойка крупных латифундистов, земельных магнатов, контролирующих обширные территории и многочисленное население, располагающих значительными запасами продукции и мало связанных с соседними муниципиями.
Резко уменьшается роль рабов в производстве, в частности в сельском хозяйстве и ремесле. Правда, в середине III в. рабов было еще много, но они все больше и больше используются в обслуживании и домашнем хозяйстве, чем в производстве, где постоянно увеличивается роль зависимых колонов или поставленных под контроль правительства юридически свободных членов ремесленных коллегий. Даже рабов владельцы предпочитают сажать на участки земли и превращать в квазиколонов.
Постепенное оздоровление империи началось лишь в конце 60-х гг. III в., когда были предприняты первые удачные попытки восстановления единства государства и отражения внешних врагов. Аврелиан (270-275 гг.), опытный политик и способный полководец, за пять лет своего правления смог стабилизировать общую обстановку в Империи и восстановить ее единство, разгромив многочисленных внешних врагов и внутренних узурпаторов. После отражения нападения германцев Аврелиан обратил внимание на восточные дела и прежде всего на Пальмирское государство. После захвата Пальмиры войска Аврелиана прошли в Египет и восстановили здесь римскую администрацию. Власть Рима была восстановлена во всех восточных владениях, а затем и в Галлии.
Восстановив единство Империи и относительное спокойствие на внешних границах, Аврелиан начинает укреплять внутреннее положение. Он рассматривал центральную власть императора в качестве основной гарантии спокойствия, единства государства. Им были приняты меры по установлению более полной, более всеобъемлющей власти императора, которая приняла форму абсолютизма. Император получил официальное название dominus et dens (господин и бог). В Риме вводится культ Непобедимого Солнца как божественного покровителя императора. Новому божеству был построен великолепный храм в Риме. Еще раз и в более категоричной форме было подтверждено, что единственным источником власти является император, и только он.
За относительно короткий срок Аврелиану удалось сделать многое по восстановлению единства и порядка в Империи, и вполне заслуженно он получил почетное звание «восстановитель государства». Однако и Аврелиан не избежал обычной участи своих предшественников – быть убитым своими собственными соратниками.
Следующие императоры были продолжателями основных направлений политики Аврелиана, но их тоже постигла участь быть убитыми своими собственными воинами.
В 284 г. войска провозгласили императором Диоклетиана, далматийца по происхождению. С его приходом к власти закончился период общего кризиса римского общества и государства III в. и началась новая эпоха римской истории – эпоха поздней Римской империи. Этот период получил название домината.
Диоклетиан, сдав в архив истории принципат Октавиана Августа, создаёт римско-византийское единодержавие, надев на себя венец восточных царей. С его приходом к власти завершился величайший исторический переворот культурного характера: провинции покоряют Рим. В области государственной это выражается исчезновением дуализма в лице государя, который в организации Августа был принцепсом для римлян, а для провинциалов — императором. Дуализм этот постепенно утрачивается, причём военная власть императора поглощает в себя гражданскую республиканскую магистратуру принципата. Пока было ещё живо предание Рима, держалась и идея принципата, но когда в конце III века императорская власть досталась выходцу из Африки, военный элемент во власти императора совершенно вытеснил римское наследие. Частое вторжение в государственную жизнь римских легионов, облекавших императорской властью своих командиров, унизило эту власть, сделало её доступной всякому честолюбцу и лишило её прочности и продолжительности. Обширность империи и одновременные войны по всей её границе не позволяли императору сосредоточить все военные силы под своей непосредственной командой, легионы на другом конце империи свободно могли провозгласить императором своего любимца, чтобы получить от него обычное «пожалование» деньгами. Это побудило Диоклетиана реорганизовать императорскую власть на началах коллегиальности и иерархии.
Император, в звании августа, получал товарища в другом августе, управлявшем другой половиной империи; при каждом из этих августов состояло по цезарю, который являлся соправителем и наместником своего августа. Эта система получила название Тетрархии. Такая децентрализация императорской власти давала ей возможность непосредственно проявляться в четырёх пунктах империи, а иерархическая система в отношениях цезарей и августов соединяла их интересы и давала легальный выход честолюбию главнокомандующих. Диоклетиан как старший август избрал своим местопребыванием Никомедию в Малой Азии, второй Август — Милан. Рим не только перестал быть центром императорской власти, но этот центр от него удалился, был перенесён на восток; Рим не удержал даже второго места в империи.
Новая власть удалилась от Рима не только топографически: она стала ему ещё более чуждой по своему духу. Титул господина (dominus), который ранее использовался рабами по отношению к своим хозяевам, стал официальным титулом императора; слово «священнейший» (август) стало официальным эпитетом его власти; коленопреклонение заменило собой отдание воинской чести: золотая, усеянная драгоценными каменьями, риза и белая, покрытая жемчужинами, диадема императора указывали на то, что на характере новой власти сильнее отразилось влияние соседней Персии, чем предание римского принципата.
Изменилось и положение сената. Принципат, как пожизненное президентство сената, хотя и представлял собой известную противоположность сенату, но вместе с тем держался сенатом. Между тем, римский сенат постепенно переставал быть тем, чем прежде. Он был некогда корпорацией служилой аристократии города Рима и всегда возмущался приливом чуждых ему элементов. Однако, когда в начале III века в римский сенат вошёл египтянин, в Риме уже некому было возмущаться. Богатейшие из провинциалов давно уже стали переселяться в Рим, скупая дворцы, сады и имения обедневшей римской аристократии. Эта новая аристократия стала наполнять сенат. Наступило время, когда сенат стал называться «красой всех провинций», «цветом всего мира», «цветом человеческого рода». Из учреждения, составлявшего при Тиберии противовес императорской власти, сенат сделался императорским. Это аристократическое учреждение подверглось, наконец, преобразованию в бюрократическом духе — распалось на классы и разряды, отмеченные чинами. Наконец, оно разделилось на два — на римский и константинопольский сенат: но это разделение уже не имело существенного значения для империи, так как государственное значение сената перешло к другому учреждению — к совету государя или консистории.
Также полностью завершился процесс преобразования в области администрации. Происходит полная бюрократизация управления, магистрат заменяется чиновником. Магистрат был гражданином, облеченным властью на определённый срок и несущим свою обязанность, как почётную должность (honor). При нём состоял известный штат приставов, писцов и слуг. Это были люди, им приглашенные или даже просто его рабы и вольноотпущенники. Такие магистраты постепенно заменяются в империи людьми, находящимися на постоянной службе императора, получающими от него определённое содержание и проходящими известную карьеру, в иерархическом порядке. Начало переворота относится ещё ко времени Октавиана Августа, назначившего жалованье проконсулам и пропреторам. В особенности много для развития и усовершенствования администрации в империи сделал Адриан, который возвел своих придворных в степень государственных сановников. Число слуг государя постепенно растёт: сообразно с этим увеличивается число их разрядов и развивается иерархическая система управления, достигающая, наконец, той полноты и сложности, которую она представляет в «Государственном календаре чинов и званий империи».
По мере развития бюрократического аппарата изменяется весь облик страны: он становится однообразнее, ровнее. В начале империи все провинции, в отношении к управлению, резко отличаются от Италии и представляют большое разнообразие между собой; такое же разнообразие замечается в пределах каждой провинции; она включает в себя автономные, привилегированные и подвластные города, иногда вассальные царства или полудикие племена, сохранившие свой первобытный строй. Мало-помалу эти различия стушевываются, и при Диоклетиане частью обнаруживается, частью совершается коренной переворот, заменившей провинции, с их исторической, национальной и топографической индивидуальностью, однообразными административными единицами — департаментами. Преобразуя управление Римской империей, Диоклетиан разделяет её на 12 диоцезов под управлением отдельных викариев, то есть наместников императора; каждый диоцез подразделяется на более мелкие, чем прежде, провинции (в числе от 4 до 12, в общем итоге 101), под управлением чиновников разных наименований. Вследствие этой бюрократизации исчезает прежний дуализм между Италией и провинциями; сама Италия дробится на административные единицы, и из римской земли (ager romanus) становится простой провинцией. Один Рим ещё остаётся вне этой административной сети, что весьма знаменательно для его будущей судьбы. С бюрократизацией власти тесно связана и её централизация.
Императорская власть фактически завладевает судебной властью; но она присваивает себе и законотворчество, то есть право издавать законы.
В Римской империи одухотворяется значение Рима и идея римского владычества. Римляне времён республики повиновались дикому инстинкту народа, алчного до земли и добычи, они не нуждались и в оправдании своих завоеваний. Ещё Ливий (который считается основателем латинской литературы) находит совершенно естественным, чтобы народ, происходящий от Марса, покорял себе другие народы, и приглашает последних покорно сносить римскую власть. Но уже при Августе Вергилий, напоминая своим согражданам, что их назначение — владычествовать над народами, придаёт этому владычеству моральное назначение — водворять мир и щадить покорённых. Идея римского мира (pax romana) становится с этих пор девизом римского владычества. Её возвеличивает Плиний, её прославляет Плутарх, называя Рим «якорем, который навсегда приютил в гавани мир, долго обуреваемый и блуждавший без кормчего». Сравнивая власть Рима с цементом, греческий моралист видит значение Рима в том, что он организовал всечеловеческое общество среди ожесточённой борьбы людей и народов. Этой же идее римского мира дал официальное выражение император Траян в надписи на храме, воздвигнутом им на Евфрате, когда до этой реки была вновь отодвинута граница империи.
Но значение Рима скоро поднялось ещё выше. Водворяя среди народов мир, Рим призывал их к гражданскому порядку и благам цивилизации, предоставляя им широкий простор и не насилуя их индивидуальности. Он властвовал, по словам поэта, «не оружием только, а законами». Мало того: он призывал постепенно все народы к участию во власти. Высшая похвала римлян и достойная оценка их лучшего императора заключается в замечательных словах, с которыми греческий оратор, Аристид, обратился к Марку Аврелию и его товарищу Веру: «при вас всё для всех открыто. Всякий, кто достоин магистратуры или общественного доверия, перестаёт считаться иностранцем. Имя римлянина перестало быть принадлежностью одного города, но стало достоянием человеческого рода. Вы установили управление миром наподобие строя одной семьи».
Немудрено поэтому, что в Римской империи рано появляется представление о Риме как общем отечестве. Замечательно, что эту идею вносят в Рим выходцы из Испании, давшей Риму и лучших императоров. Уже Сенека, воспитатель Нерона и во время его малолетства правитель империи, восклицает: «Рим — как бы наше общее отечество». Это выражение усваивают себе потом, уже в более положительном смысле, римские юристы. «Рим — общее наше отечество»: на этом, между прочим, основывается утверждение, что изгнанный из одного города не может проживать в Риме, так как «Рим — отечество всех». Понятно, почему страх Римского владычества стал уступать у провинциалов место любви к Риму и какому-то поклонению пред ним.
Это общее сознание культурной связи между всеми римскими гражданами порождает в III веке понятие romanitas, в противоположность варварству. Задача соратников Ромула, отнимавших у соседей, сабинян, их жён и поля, превращается, таким образом, в мирную общечеловеческую задачу.
Так в III в. окончательно сложилась верхняя точка, «Идея» эгрегора Древнего Рима.
В области идеалов и принципов, возвещаемых поэтами, философами и юристами, Рим достигает высшего своего развития и становится образцом для последующих поколений и народов. Он был обязан этим взаимодействию Рима и провинций; но именно в этом процессе взаимодействия заключались зародыши падения.
Оно подготавливалось с двух сторон: претворяясь в провинциях, Рим утрачивал свою творческую, созидательную силу, переставал быть духовным цементом, соединявшим разнородные части; провинции были слишком различны между собой в культурном отношении; процесс ассимиляции и уравнения в правах поднимал на поверхность и ставил нередко на первый план национальные или социальные элементы, ещё не культурные или стоявшие много ниже общего уровня.
Два, в особенности, учреждения действовали вредно в этом направлении: рабство и войско. Рабство выводило в люди вольноотпущенников, самую испорченную часть античного общества, совмещавших в себе пороки «раба» и «господина», и лишённых всяких принципов и преданий; а так как это были люди способные и необходимые для бывшего господина, то они играли роковую роль повсюду, в особенности при дворе императоров. Войско принимало в себя представителей физической силы и грубой энергии и выводило их быстро — особенно во время смут и солдатских восстаний на вершину власти, приучая общество к насилию и к преклонению перед силой, а правящих — к пренебрежению законом. Другая опасность грозила со стороны политической: эволюция Римской империи заключалась в создании из разнородных по устройству областей, сплоченных Римом оружием, единого стройного государства. Цель эта достигалась развитием специального органа государственного управления — первой в мире бюрократии, которая все размножалась и специализировалась. Но, при все более усиливающемся военном характере власти, при все большем преобладании некультурных элементов, при развивавшемся стремлении к объединению и уравнению, стала ослабевать самодеятельность старинных центров и очагов культуры.
Всеобщий кризис охватил и прежнюю структуру культурных ценностей, подготовил основу для формирования нового мировоззрения. Презрению к физическому труду как позорному занятию рабов, принципиальному противопоставлению свободного человека и раба как орудия, паразитизму свободного человека, наделенного правом жить за счет других, потребительскому характеру жизни и страсти к наслаждениям постепенно противопоставлялась новая система ценностей с уважением физического труда, принципиальным равенством людей, отказом от роскоши и паразитизма, интересом к простому, обиженному судьбой человеку. На роль такой мировоззренческой системы претендовало распространяющееся христианство, активно использовавшее концепции своих первых основателей.
Однако преследования христиан продолжались. Гонение на христиан, начавшееся при императоре Диоклетиане в 303 году и продолжавшееся при его наследниках до 313 года, в истории Церкви получило название Великое гонение и было последним и самым суровым гонением на христиан в Римской империи.
Диоклетиан именовал себя «восстановителем». Он пытался убедить общество рассматривать его царствование и созданную им систему правления, то есть Тетрархию, как восстановление традиционных римских ценностей и, после беспорядков III века, возврат к «Золотому веку Рима». Как следствие, он стремился усилить существовавшую издавна римскую тягу к сохранению древних обычаев и имперское неприятие независимых сообществ. Диоклетиан для достижения своих целей хотел реформировать каждый аспект общественной жизни. Реформирование «фабрики морали» империи — и устранение религиозных меньшинств — было просто одним из этапов этого процесса.
В этой ситуации особое положение иудеев и христиан становилось особенно заметным. Однако иудеям удалось за счёт древности своей веры добиться толерантного к себе отношения империи. Они избежали гонений при Деции и не подвергались преследованиям при Тетрархии. Соответственно христиане, последовательно противопоставляющие себя иудеям, и чья вера воспринималась как новая и необычная, уже к этому времени не смешиваемая с иудаизмом, не заслужили такой терпимости.
В 303 году тетрархи Диоклетиан и Максимиан, Галерий и Констанций Хлор издали эдикт, отменяющий права христиан и требующий от них соблюдения традиционных римских религиозных практик. В дальнейшем были выпущены новые эдикты, направленные против священников, а также обязывавшие всех жителей империи совершать языческие жертвоприношения. Интенсивность гонений различалась в пределах империи — в Галлии и Британии, где выполнялся только первый эдикт, она была меньше, и более суровой в восточной части империи.
Христиане и в первые века своего существования подвергались дискриминации в империи, однако первые императоры неохотно принимали законы по этому поводу, а преследования проводились лишь по инициативе местных властей. К III веку ситуация изменилась. Императоры и региональные чиновники стали активно и по собственной инициативе преследовать христиан. Те, в свою очередь, тоже изменились, среди них появились состоятельные и знатные граждане империи. Ориген, писавший об этом в 248 году, отмечал, что «в настоящее время, при значительном количестве вступающих в христианство, можно указать людей богатых, даже несколько высокопоставленных мужей, женщин, известных своей изысканностью и благородством»
Христианские общины быстро росли во многих частях империи, особенно на Востоке, после того, как в 260 году прекратились гонения Деция. Хотя статистических данных для того, чтобы произвести точные оценки количества христиан в этот период, практически нет, некоторые исследователи предлагают свои варианты подсчётов. Так,  предполагается, что с 1,1 миллиона в 250 году их число выросло до 6 миллионов в 300 году, что составляло 10 % населения империи. По другой версии, их было несколько меньше. Христиане также начали распространяться и в сельской местности, где их до этого не было. Их церкви уже не были такими незаметными, как в I и II веках; в крупных городах по всей империи появлялись крупные храмы. В Никомидии христианский храм занимал холм перед императорским дворцом. Эти факты отражают не только количественный рост христиан в империи, но и их возросшее влияние. В тех частях империи, где христиане были особенно многочисленны, как в Северной Африке и Египте, местные божества утрачивали доверие населения.
Из внутренних областей Римской империи во II и III веках христианство распространялось по самым отделенным ее провинциям и проникало в другие страны. Так, вероятно, посредством торговых отношений жителей Малой Азии с Южной Галлией христианство туда было занесено малоазийскими проповедниками. В III веке христианство распространялось в Галлии уже из ближайшей Церкви – Римской. Из Галлии христианство через тех же малоазийских проповедников занесено было к германцам, обитавшим на востоке от нее. В конце III века появляются христианские церкви в отдаленной Британии. Сходство в церковном устройстве и обычаях древнебританских церквей с малоазийскими свидетельствует о том, что христианство перенесено в Британию или из Галлии малоазийскими проповедниками, или непосредственно из Малой Азии, что при торговых сношениях Малой Азии с Британией было весьма возможно и удобно.
Еще в начале II века христианство распространилось и в Африке, именно в Карфагене, а отсюда в Мавритании и Нумидии. При Тертуллиане, в конце II века, Карфагенская церковь уже была в цветущем состоянии; в конце II века и в первой половине III века здесь были уже большие соборы из местных епископов. Постоянные взаимодействия этой церкви с римской говорят о том, что она получила свое начало от последней. Распространение христианства в Испании тоже относится ко II веку и шло тем же путем из Рима, как и в Карфаген. Из города Эдессы, где основал церковь апостол Фаддей, христианство проникло в Персию.
Только в 250-х годах, при императорах Деции и Валериане, началось законодательное преследование христиан. Затем лет  на 40 эти законы перестали исполняться. Восшествие на престол в 284 году Диоклетиана не привело к мгновенному отказу от политики игнорирования христиан. В первые 19 лет царствования Диоклетиана (284—302 годы) отношение к христианству было вполне доброжелательным, и даже Евсевий Кесарийский (ок. 263 – 340 гг. – епископ, богослов, римский историк, «отец церковной истории»), современник этих событий, относившийся к императору негативно из-за гонений, считает его первоначальное отношение к церкви в высшей степени выгодным для распространения христианства.
Не только частные лица могли принадлежать к христианскому сообществу и открыто заявлять о своём вероисповедании, но даже императорские чиновники и военные пользовались подобной свободой. Любой христианин, не находящий противоречия в нахождении на императорской языческой службе, мог беспрепятственно продвигаться по карьерной лестнице. Известно множество свидетельств о христианах, занимавших государственные должности всех уровней, в провинциях и в армии. Христиане были даже в личной свите императора.
Однако зимой 302 года Галерий посоветовал Диоклетиану начать всеобщее преследование христиан. Желая получить божественную поддержку этому начинанию, Диоклетиан обратился к оракулу Аполлона, и ответ последнего был интерпретирован как одобрение предложения Галерия. Первый эдикт, положивший начало Великому гонению, был издан 24 февраля 303 года.
23 февраля 303 года Диоклетиан приказал разрушить новый христианский храм в Никомидии, хранящиеся в нём рукописи сжечь, а имущество конфисковать. Так как на этот день пришёлся праздник Терминалия, посвящённый богу границ Термину, утверждалось, что в этот день будет покончено с христианством. На следующий день был опубликован первый эдикт против христиан. Основными целями этого закона была собственность христиан и высшие священники. Эдикт предписывал уничтожение священных писаний, литургических книг и храмов по всей империи. Христианам запрещалось собираться на молитву. Они были лишены права обращаться в суд и отвечать на действия, предпринимаемые против них по суду. Христиане-сенаторы, всадники и декурионы  лишались своих рангов, а императорские вольноотпущенники вновь обращались в рабство.
Есть свидетельства, что Диоклетиан хотел несколько ограничить кровожадность Галерия, требовавшего, чтобы отказывающихся принести жертвоприношения сжигали заживо. Несмотря на мнение Диоклетиана, местные судьи часто выносили суровые приговоры, в случае если вопрос о присуждении смертной казни находился в их компетенции. Рекомендация Галерия сжигать заживо стала обычным методом наказания христиан на Востоке империи. Летом 303 года, после серии восстаний в Мелитене и Сирии, в которых предположительно были виновны христиане, был издан второй эдикт, предписывающий арестовывать всех епископов и священников. Сразу же после публикации второго эдикта тюрьмы империи начали переполняться многочисленными священниками, которых, как сообщает Евсевий, было так много, что приходилось отпускать обычных преступников, чтобы освободить для них место.
В ожидании наступающего 20 ноября 303 года двадцатилетнего юбилея своего правления, Диоклетиан объявил общую амнистию своим третьим эдиктом. Все находящиеся в заключении священники, согласившиеся принести жертву богам, должны были быть освобождены. Вероятно, Диоклетиан ожидал положительной реакции на эту инициативу и, возможно, хотел продемонстрировать христианскому обществу отступничество его духовенства. Требование принести жертву было неприемлемо для многих заключённых, но стража зачастую была готова удовлетвориться только формальным согласием. Тем не менее, часть священников принесла жертвы добровольно, другие это сделали под пытками. Евсевий Кесарийский в «Книге о Палестинских мучениках» рассказывает о том, как это происходило в Палестине:
«Один был отпускаем, как будто бы совершил жертвоприношение, тогда как посторонние, схватив его за руки и подведши к жертвеннику, насильно всовывали ему в правую руку мерзкую и нечистую жертву. Другой даже и не касался её, но бывшие тут свидетельствовали о его жертвоприношении, — и он молча удалялся. Тот, взятый полумертвым, был выбрасываем уже как мертвец и, причисленный к принесшим жертву, освобождался от оков. Этот кричал и свидетельствовал, что он не согласен на жертвоприношение: но его били по устам; приставленная к сему толпа заставляла его молчать и выталкивала вон, хотя он и не приносил жертвы. Столь важно было для них добиться (от христиан) и одного призрака жертвоприношения».
В 304 году, согласно требованиям четвёртого эдикта, все, независимо от пола и возраста, должны были собраться для проведения коллективного жертвоприношения. Отказавшиеся должны были быть казнены.
Неизвестно, насколько гонения поддерживала аристократия. К III веку христиане заняли высокие посты в системе римской власти. Некоторые из них были назначены самим Диоклетианом, а его жена и дочь сочувствовали церкви. Многие жители империи готовы были принять мученическую смерть, а в провинциях императорские эдикты против христиан повсеместно не исполнялись. По сравнению с ранним периодом гонений низшие классы демонстрировали меньший энтузиазм и больше не верили популярным в I—II веках обвинениям против христиан. По-видимому, к этому времени христианское духовенство стало установившимся и респектабельным общественным институтом.
Преследование не смогло предотвратить распространение христианства и становление его в качестве основной религии империи. Хотя гонение привело к смерти, по современным оценкам, от 3000 до 3500 человек, пыткам, заключению и изгнанию ещё большего количества людей, однако большинство христиан не пострадало. Другим следствием этих событий стало разделение церкви на тех, кто предпочёл принять выдвинутые требования, и тех, кто сохранил верность христианскому учению.
 В осуществление принципов тетрархии, Диоклетиан и Максимиан отреклись 1 мая 305 года. В результате Констанций и Галерий стали августами, а Севр и Максимин Даза -- цезарями. Галерий вынудил Диоклетиана назначить на ключевые должности лояльных ему людей. В этой «второй тетрархии» гонения, видимо, продолжали только императоры Востока, Галерий и Максимин. Оставляя власть, Диоклетиан и Максимиан предполагали, что оставляют христианство в агонии. Здания церквей были разрушены, церковная иерархия уничтожена, армия и гражданская служба очищены. Согласно Евсевию, отступников было бесчисленное количество. Вначале Максимин проявил рвение в преследовании христиан. В 306 и 309 годах он издал собственные эдикты, требующие всеобщего жертвоприношения. Евсевий обвиняет в подобных действиях и Галерия.
На Западе, однако, уход Галерия привёл к краху системы тетрархии. Константин, сын Констанция, и Максенций, сын Максимиана, не были учтены в диоклетиановской схеме наследования, что оскорбляло родителей и сыновей. Константин, против воли Галерия, наследовал своему отцу 25 июля 306 года и сразу же прекратил гонения и предложил христианам полное возмещение утраченного в годы преследований. Максенций, захвативший власть в Риме 28 октября того же года, тоже вскоре объявил о терпимости к христианам.
На Востоке гонения официально прекратились 30 апреля 311 года. Находящийся при смерти Галерий издал эдикт о прекращении преследований и возвращении христианам права свободного существования и мирных собраний. Гонения повсеместно прекратились. В начале эдикта производилось разъяснение, какими принципами руководствовались правители империи, преследуя христиан — стремлением к пользе и благу государства, желанием жить в соответствии с законами предков и стремлением вернуть заблудших христиан, заразивших своим безумием различные народы, на путь прародителей. Предпринятые меры не привели к желаемому результату, поскольку те, кто подчинились, делали это из страха наказания, а многие так и не оставили своих убеждений. На основании этого императоры оказывают милосердие и разрешают христианам, не нарушая порядка, жить свободно и устраивать свои собрания. Ряд историков вслед за Евсевием интерпретировали этот крутой поворот как предсмертную панику, другие искали в этом политические мотивы.
Закон Галерия не вступил в силу в области Максимина, где гонения продолжались почти до его гибели в 313 году. На встрече Лициния (который с 307 года был соправителем Галерия) с Константином в феврале 313 года в Милане были согласованы условия всеобщего мира и принят так называемый Миланский эдикт. Принято считать, что именно им закончилось Великое гонение.
Искусственная тетрархия Диоклетиана продержалась недолго; цезари не имели терпения мирно дожидаться своего возвышения в августы. Ещё при жизни Диоклетиана, ушедшего на покой в 305 году, разразилась война между соперниками. Константин, провозглашенный цезарем  в 312 году британскими легионами, разбил под стенами Рима своего соперника, последнего ставленника римских преторианцев, цезаря Максенция. Это поражение Рима открыло путь к торжеству христианства, с которым был связан дальнейший успех победителя. Константин не только дал христианам свободу исповедания в Римской империи, но и признание их церкви со стороны государственной власти. С этого времени начинается Четвертый период в истории христианства, о котором мы будем говорить уже в следующем году.
Приведем некоторые примеры мучеников:
  1. Меркурий Кесарийский (умер в 252 г.) Меркурий был скиф, состоял на службе в римской армии. Участвовал в походе императора Деция против готов. В одной из битв ему явился ангел, вручивший ему меч со словами: «Не бойся, Меркурий, и не страшись, ибо я послан на помощь тебе, чтобы сделать тебя победителем. Приими сей меч и устремись на варваров; и когда победишь их, не забудь Господа Бога твоего». Меркурий принял меч и в ходе битвы убил вражеского полководца, обеспечив победу римской армии. За свою доблесть он получил награду от императора и был назначен военачальником. Однажды во сне ему вновь явился ангел, напомнивший ему прежние слова: «не забывай Господа Бога твоего, ибо тебе надлежит пострадать за Него и получить венец победы в преславном Царствии Его, со всеми святыми». Меркурий вспомнил, что его отец Гордиан был христианином и рассказывал ему о своей вере. После этих событий Меркурий, хотя и не принял крещение, уверовал в Иисуса Христа. Свою веру он открыто исповедал перед императором, отказался принести жертвы языческим богам, за что был подвергнут различным мучениям. По приговору Деция его отвезли в Кесарию Капподокийскую и обезглавили.

2. Прокопий Кесарийский (до крещения Неаний, умер 8 июня 303г.).  Прокопий происходил из знатной римской семьи, проживавшей в Иерусалиме. Его отцом был христианин Христофор, а матерью язычница Феодосия. Рано лишившись отца, он был воспитан матерью и, поступив на военную службу, быстро сделал карьеру. В 303 году был назначен императором Диоклетианом проконсулом в Александрию, получив поручение преследовать местных христиан. По дороге около сирийского города Алемея Неанию явился Иисус Христос и этим обратил его в христианство. Неаний проявил себя в борьбе с язычниками, о чём стало известно его матери, которая подала на имя императора жалобу, что сын не почитает языческих богов. Неаний был вызван к прокуратору Иудеи Иусту, где ему вручили послание императора с требованием поклониться римским богам. Неаний разорвал послание, что было расценено как оскорбление императора. Его арестовали и направили в Кесарию Палестинскую, где подвергли пыткам. После истязаний, как повествует житие, Неанию в темнице вновь явился Христос и сам крестил его под именем Прокопий. Прокопий был подвергнут многочисленным пыткам и его стойкость во время них обратили в христианство множество горожан, в том числе и его мать. По распоряжению прокуратора Флавиана Прокопий был усечён мечом в 303 году, тело его было тайно погребено местными христианами.

В чем был для них (и многих других мучеников) смысл мученичества: полный разрыв связи с эгрегором Рима, отработка личной кармы и последующее включение в Иерархию Служителей Христианства.

Медитация 3-я и 21-я:
СООК РОН
АРР ТООН
ФЕР РА
ЕНОХ ЛЕВИС
ВЕНУС ГРОН