Лекция 11.
Римская империя – продолжение истории.

 
Мы сегодня еще продолжим разговор о Римской империи. Мы должны отчетливо понимать, как много из того, что было создано римлянами во всех сферах жизни, присутствует в нашей жизни до сих пор. Все, что делали римляне, как на физическом, так и на Тонком плане, они делали очень прочно! Как пример – римские дороги. Римляне создали дорожную сеть для быстрого передвижения войск, торговых караванов и курьеров.
Чаще всего это были относительно прямые дороги между важными населёнными пунктами, что давало возможность быстро переместиться в необходимое место. Римские дороги связали между собой многие города в Италии, затем начали появляться и на других территориях Римской империи между значимыми политическими и экономическими центрами.
Изначально дороги строились в военных целях, но затем стали играть значительную роль в экономическом развитии империи. Возможно, в конечном счёте, впоследствии развитая сеть дорог только упростила завоевание римских территорий варварами. После падения Римской империи дорогами продолжали пользоваться, по меньшей мере, около тысячелетия, а в некоторых случаях и до сих пор, хотя теперь они уже покрыты асфальтом. Также продолжают использоваться даже некоторые римские мосты через не очень широкие реки, хотя они впоследствии могли быть достроены.

Христианская церковь и Христианская метакультура родились и выросли на почве Еврейской метакультуры, эгрегора Римской империи, культуры Древней Греции – когда эта почва была оплодотворена Током Христа.
Как я уже говорила, изначально существовало несколько метаисторических сценариев рождения Христа, построения единой общечеловеческой метакультуры и создания единой мировой религии – Христианства.
Один из первоначальных вариантов предполагал, что это произойдет на основе израильской религии. Для этого были все предпосылки, и тому есть исторические свидетельства:
В молитве царя Соломона мы читаем: «Если и иноплеменник, который не от Твоего народа, Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего – и придет он, и помолится у Храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль…» (курсив мой).
Но жизнь сложилась иначе…
Обо всех превратностях еврейской истории мы подробно говорили курсе лекций «Метаистория еврейского народа до Рождества Христова». Напомню очень коротко:
Соломон – третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в 965-928 г. до н. э., в период его наивысшего расцвета. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм – главная святыня иудаизма. Это был так называемый Первый Храм.
После смерти Соломона в 930 году до н. э. на царский престол восходит его сын Ровоам. Он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику, которая практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединились, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северо-Израильское царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство. Храм остался в Иудее. И религия, сложившаяся и окончательно оформившаяся в последующие столетия, получила название иудаизма.
Источником названия «Израиль» служит Книга Бытия, где Иаков после борьбы с Богом получает имя Израиль: «И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Впоследствии еврейский народ, произошедший от Иакова, стал называться «Сыны Израиля», «Народ Израиля» или «израильтяне».
Разделение в Х веке до н.э. богоизбранного еврейского народа на два враждебных друг другу государства повлекло за собой губительные последствия. Оно привело к ослаблению политического могущества народа и падению нравственности. Еврейский народ отклонялся в язычество и во времена единого государства, предавая веру в истинного Бога, но тут это приняло поистине ужасающие размеры.
С самого начала существования Израильского царства его цари сделали идолопоклонство знаменем своей политической независимости. В целях упрочения своего престола они всеми силами отчуждали народ от иерусалимского храма, этой всенародной святыни и оплота истинной веры. Царство Израильское не было прочным – на протяжении почти 250 лет своего существования на престоле сменилось несколько династий, но ни один из 20 царей не был достоин своего высокого призвания – главы богоизбранного народа. Все они были идолопоклонниками и предателями истинной веры.
Такое направление политики Израильского царства вызывало опасения многочисленных пророков, которые стремились своей проповедью и чудесами пробудить дремлющую совесть царей и народа. Но пророки не были услышаны, и Израильскому царству пришел конец. «И прогневался Господь сильно на израильтян, и отверг их от лица Своего. Не осталось никого, кроме колена Иудина».
В 722 г. до н.э. ассирийский царь Салманассар осадил столицу Израиля – Самарию. Под стенами этого города последовала отчаянная борьба погибающего народа. Выгодное стратегическое положение давало возможность Самарии держаться против неприятеля в течение трех лет. Царь Салманассар был свергнут, не дождавшись сдачи упорного города. Сопротивление Израильтян было сломлено уже новым ассирийским царем Саргоном.
Чтобы совершенно обессилить страну и лишить ее возможности восстания, Саргон большую часть израильтян переселил в отдаленные провинции Ассирии, где они постепенно окончательно забыли свою веру и рассеялись среди многих племен этой громадной страны. На их место в Палестину ассирийцы пересилили язычников из других покоренных областей. От смешения их с оставшимися израильтянами образовался народ, который впоследствии получил название самарян. Самаряне, с одной стороны, следовали Пятикнижию Моисееву, с другой, продолжали чтить языческих богов.
После гибели Израиля все надежды устремлены были в Иудею, которая находилась на юге обетованной земли и потому именовалась Южным царством. Царство Иудейское было усилено еще тем, что в него переселилось все колено Левиино — все священники и левиты, выселившиеся из царства Израильского из-за введения там идолопоклоннического культа золотых тельцов. Но и иудеи не соблюдали заповедей Божиих и поступали по обычаям израильтян. Царство иудейское также должно было погибнуть, но не навсегда. В нем всегда оставалась малая часть, сохраняющая истинную веру и богопочитание.
В 596 году до н.э. Иудейское царство пало под натиском вавилонского войска, Иерусалим и Храм были разрушены. Большая часть Иудейского народа, как и прежде израильского, была уведена в плен. Но в отличие от израильтян иудеи в плену продолжали чтить Единого Бога и каяться в своих прегрешениях. Через семьдесят лет народ вернулся в землю обетованную благодаря персидскому царю Киру Великому, который завоевал Вавилон и в первый же год своего царствования из­дал указ об освобождении иудеев из плена и о построении храма в Иерусалиме. Сорок две тысячи иудеев отправились в свою землю. Оставшиеся в Вавилоне иудеи оказали им помощь золотом, серебром и другим имуществом и сверх того богатыми пожертвованиями на храм. Царь отдал иудеям священные сосуды, которые были взяты Навуходоносором из храма Соломонова.
Возвратившись в Иерусалим, иудеи сначала возобновили жертвенник Господу Богу, а потом, на следующий год, положили основание храму. Самаряне, узнав об этом, изъявили желание принять участие в постройке храма, но иудеи, чтобы сохранить свое богослужение в чистоте, отказали им в этом. Через девятнадцать лет храм был окончен. Новый храм был уже не таким богатым и великолепным, как храм Соломона. Слух о возобновлении храма и богослужения в нем распространился по всем пределам Персидской монархии, где только оставались иудеи и, ободренные успехом своих собратьев, многие из них решились хоть теперь воспользо­ваться указом Кира.
Вожди первого исхода из Вавилонии заложили политические основы будущего страны, вожди второго заложили духовные основы этого будущего. Реформаторами иудаизма стали Эзра и Нехемия.
Нехемия был назначен персидским царем правителем провинции Иудеи. Он провел ряд социальных реформ, поощрял развитие торговли и ремесел, восстановил городские стены Иерусалима. В итоге тяжелой работы стена была построена в 52 дня. Нехемия значительно повысил статус Иерусалима, который стал главным городом Иудеи. Стена не только обеспечивала надежную защиту от нападений, но также являлась защитой еврейского образа жизни в Иерусалиме, поскольку ворота города закрывались в Субботу и препятствовали торговле с чужеземцами в его черте.
В Иерусалиме Эзра совместно с Нехемией предпринял ряд действий, рассчитанных на объединение и возрождение народа. Их первым шагом было провозглашение запрета на смешанные браки между евреями и неевреями – чтобы защитить евреев от возможного религиозного растворения в окружающей среде. «Избранный народ» должен был оставаться избранным.   Вторым шагом Эзры и Нехемии в направлении формирования национально-религиозной и духовной жизни евреев было решение не только заново отредактировать Второзаконие, но и добавить к нему остальные четыре книги Моисея. Во время сво­его пребывания в плену народ уже значительно забыл древний еврейский язык, на котором написаны были кни­ги закона Моисеева, и потому понадобился перевод на народный язык, каким был арамейский (разговорный язык не только евреев, но и доброй дюжины других народов). Перевод делали книжные левиты, сопровождавшие чтение Закона не только переводом, но и надлежащими толкованиями.
Затем священнослужители и ученые проделали огромную работу по сведению воедино всех важнейших текстов первых пяти книг Библии, в том числе и книги Второзакония, так называемое Пятикнижие. Все эти пять книг были провозглашены боговдохновенными, и всякое добавление, изменение или сокращение текста было отныне запрещено. Запрет этот соблюдается и по сей день.
   Чтобы люди не забывали Закон, Эзра и Нехемия повелели также, чтобы отрывки Пятикнижия читались один за другим в синагоге на протяжении всего года, по субботам и дважды на неделе, причем чтение всех пяти книг должно было завершаться к концу года. Так спустя восемь столетий после смерти Моисея национальный характер евреев был окончательно сформирован. Вавилонские евреи, вернувшиеся в Страну Израиля, принесли с собой книги и любовь к ним. Они способствовали расцвету интеллектуальной жизни в стране.   Вавилонские евреи принесли с собой в свою Страну и понятие синагоги, которая стала существовать наряду с восстановленным Храмом. И, до разрушения Храма в 70 г н.э. она не затмевала его значения. Но, несмотря на культ Храма, значение синагоги в жизни евреев продолжало расширяться и углубляться. Приобретенная в изгнании любовь к учености объединяла евреев различных социальных и экономических групп в тесные ячейки общины. Ставшее всеобщим уважение к знанию и науке изменило функцию синагоги. Она приобрела три самостоятельных функции: Дом молитвы, Дом учения, Дом собрания.
 Таким образом, еврейская религиозная жизнь охватывала теперь молитву, учение и самоуправление. На этой основе постепенно возникли новые концепции: всеобщее образование, свобода собраний, самоуправление в изгнании. Появились и стандартные молитвенные книги, и канонизированные тексты литургии.
С метаисторической точки зрения в это время произошло окончательное оформление эгрегора, на который опиралась Еврейская метакультура. Эгрегор утратил «государственную» составляющую, но составляющие религиозные и национальные значительно усилились. Эгрегор стал наращивать все более и более плотную границу. Но, сохраняя свое внутреннее содержание, метакультура утратила возможность стать основой для общечеловеческой религии. И свидетельство тому находилось во Втором Храме (который построил Ирод Великий, это уже 1-й век до н.э.). При входе во внутреннюю крепость стоял столб с греческой надписью: «ни один чужеземец да не проникнет за средостение, окружающее храм, в ограду. Кто же проникнет, сам будет повинен в наказании, которое последует смерти». (курсив мой)
К этому времени метаисторический сценарий претерпел существенные изменения, роли в нем давно поменялись, и на одну из ведущих ролей теперь претендовал Древний Рим.
Основание Рима – 753 год до н.э., и только ко времени Рождества Христова Греко-Римская метакультура окончательно сложилась, а эгрегор Римской империи набрал полную силу.

Продолжаем историю Древнего Рима.
После смерти Веспасиана на престол вступил сын его, Тит (79 – 81 гг.). Поскольку он вел до этого распутный образ жизни, а на должности префекта преторианцев подавал повод к обвинению в жестокости, то теперь от него ожидали мало хорошего. Однако, став императором, Тит старался все устроить к лучшему. Он сделал много для блага государства, а многочисленными проявлениями милосердия заслужил такую любовь, что его называли "любовью и утехой рода человеческого". Тит считал потерянным день, в котором никому не оказал благодеяния. Часто слышали, как он говорил, что от императорского престола никто не должен уходить с печалью. К доносчикам же Тит относился с беспощадной суровостью. Это пишут римские историки. Мы же в прошлой лекции говорили о том, как Тит подавлял восстание в Иудее. Хотя есть свидетельства, что он хотел обойтись с Иерусалимом помягче, но логика войны, логика императорской власти требовала проявления жестокости.
Во время правления Тита над государством разразились великие бедствия. В Риме появилась чума, в течение трех дней свирепствовал ужасный пожар. Самым же губительным бедствием было разрушительное землетрясение, совпавшее с извержением Везувия, когда были засыпаны три города: Геркуланум, Помпея и Стабии (79 г.).
Во время этого извержения погиб естествоиспытатель Плиний Старший. Племянник его Плиний Младший в одном сохранившемся письме оставил описание этой катастрофы и смерти своего дяди. "Дядя желал наблюдать вблизи это необыкновенное зрелище и для этого сел в Мизене на корабль и отправился к Стабиям. Это происходило 24 августа. Из кратера конуса горы вдруг показалось страшное черное облако; из него вырывалось пламя, блистала молния, притом гораздо сильнее обыкновенной. Казалось, что облако как будто опускается и закрывает все море. Скоро это облако закрыло от наших взоров остров Капри и мыс Мизена. Начал падать дождь из пепла, сперва не очень густо, но вскоре все гуще и гуще. Беглецы обратились к Плинию и стали просить его, чтобы он не ехал дальше. Но все было напрасно. "С храбрыми счастье!" – воскликнул он и приказал дрожавшим от страха гребцам плыть к Стабиям. В то время когда все, что могло бежать, бежало, он спокойно спал у своего друга. Но остававшиеся на улице рабы разбудили его, опасаясь, что низвергавшийся все больше и больше пепел не заградил бы выход в море или чтобы не обрушились стены, колебавшиеся от землетрясения. Они вышли, пошли к морю. Для защиты от падающей пемзы положили себе на головы подушки. Густой мрак освещался только факелами; воздух был настолько удушлив, что им едва можно было дышать. Внезапно Плиний упал мертвый на землю".
Засыпанные города были откопаны археологами через много веков после этого события: Помпея в 1748, Геркуланум в 1738 и Стабии в 1754 годах. Больше всех раскопана Помпея. На месте этого города нет никаких новых построек, он был покрыт плотным слоем пемзы и пепла и своими хорошо сохранившимися улицами, храмами, театрами, лавками, домами частных лиц дает ясное представление о подробностях частной жизни. Улицы настолько узки, что две повозки могут лишь с трудом разъехаться на них; дома частных лиц по большей части малы, низки и только в один этаж. Вокруг четырехугольных дворов расположены в правильном порядке небольшие комнатки, получающие свет только через отверстие широкой двери. Наружный вид домов очень простой, но замечается большая заботливость о внутреннем их украшении. Даже в домах ремесленников полы выстланы мозаикой, стены разрисованы; домашняя утварь – лампы, треножники, канделябры, бронзовые и глиняные сосуды – красивы и изящны. В Неаполе есть большой археологический музей, где собраны вещи из раскопанных городов.
К великому огорчению своих подданных, Тит умер после двухлетнего правления. Ему наследовал совершенно не похожий на него его брат Домициан (81 - 96 гг.). Уже в молодости Домициан выказал себя человеком грубым, ленивым и жестоким. Став императором, он дал полный простор своим свирепым наклонностям. Домициан стал деспотом вроде Тиберия и Нерона. Он получал наслаждения от зрелищ гладиаторских сражений и смертных казней. Жертвами его подозрительности стали многие люди высшего и среднего классов. Жестокое правление Домициана опиралось на преторианцев, которым он значительно увеличил жалование. Деньги для этого он добывал от процессов об оскорблении величества. Как и Калигулу, Домициана соблазняла слава полководца, и он предпринял поход против даков. (Дакия — так называлась при римских императорах страна между Тиссой, Дунаем, Днестром и Карпатами). Несмотря на то, что Домициан ни разу не обнажил свой меч при этом походе, он отпраздновал триумф и провозгласил себя "Дакским".
Во время правления Домициана было закончено завоевание Британии, начатое еще Юлием Цезарем и продолженное императором Клавдием, который покорил прибрежные области вплоть до Темзы. Наместником в Британию Веспасиан отправил Юлия Агриколу. Агрикола был настолько же благоразумен и человеколюбив, насколько храбр и предприимчив. Он покорил всю Британию до реки Твид, проник в Каледонию (Шотландия), обратил в римскую провинцию южную часть этой страны и хотел предпринять новый поход, чтобы завоевать и северную часть Каледонии, а также остров Ибернию (Ирландия), но в 85 году завистливый Домициан отозвал его.
В правление Домициана было второе гонение на христиан, во время которого апостол Иоанн был сослан на остров Патмос в Эгейском море, где он написал "Апокалипсис" (откровение). Первое гонение было при Нероне. Мы об этом еще поговорим, когда речь зайдет о христианах.
Когда Домициан высказал намерение уничтожить приближенных к нему лиц, он был убит по приказу своей прекрасной, умной, но безнравственной супруги Домиции.
Домициан – тоже типичный случай кесарского помешательства.
Жестокому Домициану наследовал по желанию сената и народа сенатор Нерва (94 - 98 гг.). Одушевленный самыми лучшими намерениями, простой в обращении и бережливый, кроткий и справедливый, он старался залечить тяжелые раны, нанесенные государству его предшественником. Но Нерва был уже в преклонных летах, кроме того, ему недоставало силы характера, которая была необходима для врачевания всех общественных зол. Поэтому Нерва выбрал себе в помощники энергичного полководца Ульпия Траяна.
После смерти Нервы на императорский престол вступил этот самый Траян (98 - 117 гг.). Став императором, Траян сразу прославился кампанией по борьбе с доносительством, терзавшим Рим. Все дела по обвинениям в «преступлениях против государства» были прекращены, и таким образом множество почтенных сенаторов избежали смерти, а суд молодого императора над самими же доносчиками оказался суров.
Траян стал заботиться о беспристрастном правосудии и о хорошем управлении провинциями, он продолжал обновление сената. Новых членов сенаторского сословия он стал назначать преимущественно из восточных, эллинизированных провинций. По этому же пути пошли его преемники, так что в течение II века сенат стал действительно представлять интересы рабовладельцев не только Запада, но и Востока. Впрочем, одновременно с этим сенат все более терял свое реальное значение в системе управления, уступая его бюрократии.
Сам Траян в обращении с придворными подавал пример простоты и бережливости. Траян отказался платить дань дакам (ценою этой ежегодной дани при Домициане был куплен мир с этим опасным врагом). Когда даки вторглись в Мизию, Траян выступил против них в поход, перешел через замерзший Дунай и разбил войска дакского царя Децебала, чем вынудил его просить о мире. Когда же побежденные даки вновь взялись за оружие, Траян вторично выступил против них, приказал построить через Дунай мост на 20 сваях, вторгся в Дакию и овладел ее столицей. Децебал лишил себя жизни, его народ, лишенный предводителя, вынужден был покориться римлянам. Траян обратил Дакию в римскую провинцию. Таким образом, для римлян открылась новая обширная страна, богатая хлебом, лесом, металлами. В ней были проведены дороги, построены мосты, на равнинах и в горах возникли новые города, и там, где прежде обитал грубый, дикий народ, расцвели торговля и промышленность (это опять же точка зрения римских историков).
В память о военных действиях в Дакии Траян приказал воздвигнуть в Риме колонну, которая существует и в настоящее время. Витая мраморная лестница в 192 ступени ведет на ее вершину, где некогда стояла статуя Траяна, а впоследствии на ее место была поставлена статуя апостола Петра. На этой колонне в подробностях изображена вся история войны Траяна с даками.
Следует заметить, что Дакия была к тому времени сильным и богатым государством, имевшим и свою религию, и свои законы, и свою культуру. Варварами, грубым, диким народом они были только с точки зрения римских историков. Римляне, с одной стороны, опасались этого набиравшего силу государства у своих границ, а с другой – их привлекало огромное богатство этой страны, где были золотые и серебряные рудники, плодородная почва, благоприятный климат.
Заметим, что в Галлии и Британии Рим расширялся с помощью захватнических войн, сопровождаемых романизацией варварского населения. Но в Германии такая политика откровенно провалилась, и в Дакии у Траяна были совершенно иные планы. Это было нашествие. Ему были нужны земля и ресурсы, и он не собирался романизировать существующее население. Землю выметали дочиста, уничтожая или обращая в рабство все население. По сути дела, это был просто геноцид. Некоторые спаслись, бежав на север. На освободившееся место Траян завез новых жителей: легионеров, крестьян, торговцев, ремесленников и чиновников из Галлии, Испании и Сирии. Строилась новая Римская Дакия, с новыми городами, новыми крепостями и новыми дорогами.
И римляне бросились добывать все золото и все серебро, какое могли, и так быстро, как только могли. Они вывозили его из страны в массовых количествах. В шахтах работало множество рабов, и когда кончалась их короткая рабочая жизнь, их тела сваливали кучами под могильными курганами. Римляне вытянули из Дакии не только руды драгоценных металлов, но и все золотые и серебряные изделия, до которых только дотянулись их руки. Они проделали эту работу весьма тщательно, потому что среди археологических находок нет практически ни одной золотой вещицы.
Среди самых главных сокровищ, которые Траян выудил из моря крови, были драгоценности дакской короны. Количество награбленного было столь непомерно, что, когда Траян привез его из Дакии, рынок рухнул и цена золота резко упала по всей империи. Когда Траян взошел на трон, римская экономика находилась в состоянии упадка, но привалившая в Дакии удача позволила ему швырять деньги налево и направо, хотя для него, при его скупости, такое занятие было не из легких. Траян раздавал народу подарки и оплачивал игры в цирках на протяжении рекордных 123 дней, в течение которых сражались 10 000 гладиаторов, а 11 000 диких и ручных животных были убиты. В римском понимании приятное времяпрепровождение обычно включало в себя убийство.
Траян в одночасье стал самым богатым человеком в мире. Но он не растрачивался по мелочам — это был не его стиль. Он начал реализовывать программу масштабного строительства, которая должна была навсегда изменить облик Вечного города. Когда мы сегодня смотрим на памятники Древнего Рима, то в действительности видим плоды разграбления дакского царства в 106 г.
Траян воздвиг Форум, получивший его имя, и проложил мощенную камнем дорогу через Понтинские болота. Он перестроил римский порт Остия, возвел новые огромные публичные бани и соорудил гигантский амфитеатр, который можно было заполнить водой, чтобы устраивать морские сражения в качестве представления. Для заполнения бассейна морской водой он построил акведук длиной 60 миль.

Мы говорили, что Рим был агрессивно милитаристским обществом, которое воспринимало войну как высший подвиг. Тут уместно поговорить еще об одном качестве римского общества.
Безжалостная жестокость, полное безразличие к людским страданиям, удовольствие при виде мучений — этими качествами отличались римляне. И гордились ими. Римляне тысячами убивали людей исключительно для того, чтобы насладиться видом крови. Публичные представления с пытками были частью общественного устройства их государства. Римляне украшали свои покои драгоценными мозаичными картинами гладиаторских схваток, которые они спонсировали. Они толпами собирались посмотреть, как преступников разрывают на части дикие звери, специально для этой цели пойманные и привезенные издалека.
Войны и празднования триумфов, убийства десятков тысяч людей, парады пленных, обращение в рабство и публичные казни пленников — все это были важные составляющие достоинства императора. Император Август гордился своей добротой и, тем не менее, известна запись в храме «божественного» Августа о его достижениях: «Трижды я давал гладиаторские представления в мою честь и пять раз в честь моих сыновей и внуков, на коих представлениях 10 000 человек бились до смерти». На стене другого храма были высечены его слова: «Я часто вел войны на суше и на море, сражался с врагом внешним и внутренним. В случае с иноземными народами, которые было безопаснее простить, я предпочитал сохранение истреблению». То есть истребление иноземных народов считалось в порядке вещей.
Заметим, что германские варвары были далеки от подобной дикости. Они воевали, уничтожали римские легионы, потому что это был единственный шанс защитить свои земли, свое общество, свой образ жизни. Жажда крови, удовольствие, испытываемое от вида людей, убивающих друг друга, — это было что-то сугубо римское. Наслаждение, доставляемое видом страдающих и умирающих людей, было сущностью римлянина. Ему приятно было наблюдать страдающих и умирающих варваров и других монстров из дикого мира за границами империи. Соответствующими были и типичные костюмы гладиаторов: «тракийские варвары»; эсседары, снаряженные как кельтские колесничие; мирмиллоны, представлявшие морских чудищ; андабаты в броне наподобие персидской и т. д. Когда император Нерон свалил вину за большой пожар в Риме на последователей новой религии, христиан, он выбрал для них наказание, по его мнению, и подходящее, и развлекающее. Согласно римскому историку Тациту, одни христиане были одеты в шкуры диких животных, а затем брошены собакам, которые разорвали их в клочья. Из других были «сделаны факелы, которые зажгли, когда стемнело, чтобы заменить дневной свет». Историки полагают, что Тацит повторял преувеличения, сочиненные врагами Нерона, но дело в том, что в такие гиперболы люди верили. Император у них ассоциировался с кошмаром, сравнимым, вероятно, с ужасами Освенцима, а может, худшим. Люди были готовы поверить, что живых мужчин и женщин прибивали гвоздями к столбам, обливали маслом и зажигали, чтобы осветить вечеринку, поскольку публичные шоу с пытками были частью общественного устройства их государства. А предсмертные вопли заменяли шутки конферансье.
Рим создал свою империю, разрушая иные цивилизации. Карфаген, один из крупнейших городов древнего мира, был стерт римлянами с лица земли в 146 г. до н. э. В столице карфагенян были огромные библиотеки с книгами на языке этого народа — пуническом. От него не сохранилось ни единой строчки. Храм в Иерусалиме был разрушен дотла, а его содержимое перевезено в Рим, так что мы можем только гадать, что там происходило при жизни Иисуса. Нам известно, что у друидов было свое учение, но практически все их записи уничтожены. Религиозную философию даков греки сравнивали с учениями Моисея и Пифагора, но она исчезла без следа.
Римляне считали варварами любые народы, кроме себя и греков, и безжалостно уничтожали другие культуры со всеми их культурными достижениями. А в эти времена, кроме даков и евреев, высокой культурой обладали кельты и многие другие народы. Другое дело, что их государственность была слабее римской, или, как только она усиливалась, римляне немедленно делали попытки (часто успешные) эти государства уничтожить и насадить везде римские порядки. Да и от греческой культуры римляне брали только то, что считали нужным для себя – так, множество научных достижений Древней Греции было уничтожены, и только то, что могло помочь в военных делах, римляне взяли на вооружение.
В последние годы правления Траяна, 115-117 гг., в разных концах Римской империи вспыхнули многочисленные восстания евреев. Император, мечтая о славе Александра Македонского, двинул свои войска на захват земель между Тигром и Евфратом, которые находились под властью парфян. Евреи Парфии приняли активное участие в борьбе с римлянами. В ответ на это в странах диаспоры начались нападения на еврейские общины.
Римские власти закрывали глаза на погромы, и тогда евреи поднялись на восстание. Евреи Кипра, Киренаики, Египта оказывали вооруженное сопротивление местному населению. Некоторые города оказались под их управлением. Волнения происходили и на территории Палестины. Римский историк Дион Кассий так сформулировал свои впечатления: "Можно сказать: содрогнулся весь мир". Когда Траян увидел, что волнения выходят за рамки обычных беспорядков, он принял самые энергичные меры по их пресечению. Пехота, конница и флот Рима с большим трудом подавили восстания. Ужасными были последствия поражения. Все еврейское население Кипра было уничтожено. В других областях грабежи и казни мирного населения стали обычным делом. Вынужденный бросить огромные воинские силы на подавление восстания, Рим отказался от идеи завоевания Парфии.
Второе еврейское восстание стало поворотным пунктом в римской истории. До этих трех лет победоносная империя только непрерывно расширяла свои границы. Отныне ее рост приостановился, а с вступлением на престол Адриана (117 г.) границы империи стали постепенно сокращаться.
Траян, которому приходилось оберегать границы государства на Востоке, где Малой Азии и Сирии угрожали парфяне, выступил против них, покорил Армению и Месопотамию, взял город Ктесифон и Селевкию и осадил город Гатру в Аравийской пустыне. Здесь он получил призыв сената возвратиться в Рим и решил последовать этому приглашению, но дорогой заболел и умер в Киликии. Кончина Траяна вызвала в Риме всеобщую печаль. Насколько любили Траяна и сенат, и народ, видно из приветствия, с которым они обратились к следующему императору: "Будь счастливее Августа и лучше Траяна!"
Траяну наследовал его двоюродный брат Элий Адриан (76-138; правил в 117-138 годах н. э.). Адриан вошел в историю как третий из пяти так называемых «хороших императоров» Римской Империи (Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий). Для того времени его восшествие на престол было довольно тихим. Его главные усилия были обращены на восстановление мира, поэтому он отказался от тех завоеваний своего предшественника, которые можно было утвердить за собой лишь новыми войнами. Адриан отказался от южной части Каледонии, а для защиты Британии от вторжений пиктов и скоттов приказал построить "Адрианов вал". Парфянам Адриан возвратил область, лежащую на восток от Евфрата, и вновь признал царем парфянским Хозроя, смещенного Траяном. Адриан старался быть самостоятельным и лично обо всем заботящимся правителем. Он путешествовал по всем провинциям, чтобы самому видеть положение народа. Эти путешествия он совершал в сопровождении весьма ограниченной свиты и большею частью пешим, с непокрытой головой. Продолжительную остановку сделал Андриан в Афинах и в Александрии, так как эти города снова стали центром процветания наук, а он всегда интересовался литературой и вообще больше всего хотел походить на грека.
Многие позднейшие историки считают Адриана тираном. Помимо сведений о жестоко подавленных восстаниях и убитых конкурентах это косвенно подтверждает невероятное количество его скульптурных изображений, которые до сих пор находят в самых разных местах — а больше всего портретов остается от тиранов.
Адриан не любил ни Рим, ни свое время. Он хотел быть греком и жить на несколько веков раньше. Как и многие образованные римляне, император предпочитал говорить и писать по-гречески. Адриан первым из римских императоров отпустил бороду. По одним данным, чтобы скрыть бородавки на лице, по другим — из желания походить на грека. Он был большим эстетом, писал стихи, любил живопись, скульптуру и особенно архитектуру — считая себя большим ее знатоком. Адриан хотел сделать Афины культурной столицей империи и завершил там один из самых известных долгостроев античности — храм Зевса Олимпийского, который начали возводить еще в VI веке до н. э. Правда, от изначального проекта ничего не осталось.
Его вилла в городке Тиволи под Римом в наши дни не случайно является одной из самых любимых туристами достопримечательностей. Да и другие архитектурные объекты, возведенные в правление Адриана, оказали сильнейшее влияние на мировое искусство, а ведь император был не только их заказчиком, но и до некоторой степени автором.
С 24 лет он, как полагается, был женат на внучатой племяннице Траяна Вибии Сабине, но женщины Адриана не интересовали, он предпочитал мальчиков. Предположительно в 123 году он познакомился с низкорожденным 12-летним греком Антиноем, и все в его жизни изменилось. Вскоре они стали неразлучны, и стало очевидно, что Адриан поражен чем-то вроде любовного помешательства. При этом сам Антиной вел себя скромно и никак не пытался воспользоваться своим влиянием на императора.
Но в 130 году Антиной загадочным образом утонул в водах Нила. По поводу того, что с ним случилось, существует множество версий. Согласно одной из таких, он мог покончить с собой. Дело в том, что в Риме было множество сексуальных табу. Гомосексуализм как таковой не осуждался и не преследовался. Например, если гомосексуальным партнером был подросток, причем более низкий по происхождению, чем его покровитель,— все было в порядке, но если такие отношения с ним продолжались после его 18-20 лет, это было уже несмываемым позором.
Антиною было уже почти девятнадцать, и есть исторические свидетельства, что неуемная любовь Адриана его тяготила. Возможно, что по своим природным задаткам Антиной не был гомосексуалистом. Если так, никакого выхода для него не существовало,
Адриан после смерти Антиноя впал в безграничное отчаяние, которое скоро приобрело форму мании. Император учредил город Антинополь и стал повсюду расставлять статуи ушедшего любимца. Антиной занимает третье место по количеству скульптурных портретов, дошедших до нас, после Октавиана Августа и самого Адриана.
В том же 130 году, когда погиб Антиной, Адриан прибыл в самую неспокойную провинцию Империи — Иудею. Как мы знаем, с другими язычниками у римлян религиозных проблем не было. Они охотно включали в свой пантеон чужих богов, а от покоренных народов требовали лишь поклонения обожествляемым императорам.
А вот евреи-монотеисты вызывали раздражение даже у таких утонченных язычников, какими были древние греки. Ну а менее утонченная их часть регулярно устраивала погромы — к примеру, в 38 году н. э. в Александрии, где проживало много евреев. Впрочем, евреи, хоть и были в меньшинстве, тихим нравом тоже не отличались и иногда резали греков. Римляне поначалу играли роль примирителей, но постепенно все чаще брали сторону религиозно близких греков. Важную роль здесь сыграла Первая иудейская война (66-71), в которой евреи показали себя в высшей степени непокорным народом. Кроме того, римляне не могли не понимать, что евреи не смотрят на них снизу вверх, что воспринималось как невероятная наглость, основой которой была непонятная религия с единым невидимым богом.
Когда закончилась Вторая иудейская война (очень для Рима дорогостоящая), Адриан был настолько обрадован, что даже обещал евреям разрешить восстановление Храма. Однако, введенный в заблуждение спокойствием, которое после этого воцарилось в Иудее, он отказался от своего обещания. Адриан вынашивал идею религиозной универсализации империи и считал необходимым встроить в эту систему и евреев. Он решил воздвигнуть на месте разрушенного во время Первой Иудейской войны иерусалимского Храма другой храм, Юпитера Капитолийского, и вообще сделать из Иерусалима обычную римскую колонию. Возможно, император решил искоренить иудаизм, видя в нем духовную основу сопротивления Риму. Заново отстроенный им Иерусалим он назвал Элия Капитолина и превратил его в обыкновенный римский город. Адриан, видимо, полагал, что поражение евреев во втором восстании окончательно их образумило и заставило отказаться от третьей попытки. Но он совершенно неверно оценил ситуацию.
Иудеи, возмущенные таким осквернением священного места, в 132 году восстали еще раз. Снова они поверили в лучшие дни – среди них появился мессия-полководец, а великий ученый объявил себя его апостолом и оруженосцем. Этим мессией был Шимон Бар-Кохба, что в переводе означает "сын звезды", а его апостолом – рабби Акива. Союз воинственного мессии и мудрого рабби возбудил новые надежды в душе народа и зажег в сердцах отчаявшихся евреев новый боевой дух.
Бар-Кохба был властным и вспыльчивым военачальником, обладавшим огромной физической силой и личным обаянием. Он был способен внушать слепую преданность и беспредельное бесстрашие. Талмуд добавляет к этому еще одну характерную черту – отсутствие благочестия. В Талмуде цитируется вырвавшееся у него восклицание: "О Боже, не помогай, но и не мешай нам!". Мессианские претензии Бар-Кохбы восстановили против него Синедрион. Только поддержка и авторитет рабби Акивы защитили его.
Рабби Акива (около 50-135) был самой примечательной личностью своего времени и одним из самых почитаемых ученых в еврейской истории. В молодости он был полуграмотным пастухом. Затем, как положено во всякой сказке, он влюбился в прекрасную наследницу одного из богатейших жителей Иерусалима и женился на ней. По ее настоянию Акива – вместе со своим малолетним сыном – начал изучать Тору. Он приобрел такие обширные познания и настолько углубил понимание Торы и отношений между человеком и Богом, что стал духовным (равно как и светским) руководителем еврейского народа. Его толкование Торы надолго предопределило образ жизни многих евреев, где бы они ни жили.
Рабби Акива (будучи уже в преклонных годах) стал близким приверженцем Шимона Бар-Кохбы, именно он объявил Шимона Бар-Кохбу – машиахом (Мессией) и потомком царя Давида, и дал ему имя «Сын звезды». Когда оба они призвали к войне с римлянами, евреи десятками тысяч стали приходить к ним. В стороне остались одни лишь христиане, оказавшиеся перед тяжелой дилеммой. С одной стороны, они страдали под римским игом не меньше, если не больше евреев. Они, несомненно, охотно присоединились бы к восставшим. С другой стороны, у них уже был свой мессия в лице Иисуса. Поэтому они не могли принять второго мессию – Бар-Кохбу и присоединиться к евреям.
Восстание, вспыхнувшее в 132 г., застигло римлян врасплох. Они глубоко заблуждались в отношении еврейской готовности к сопротивлению и их способности в третий раз подняться на войну. К ужасу императора евреи наносили римским легионам одно поражение за другим. Если кто-то и пытался преуменьшить размах и значение этой войны, то, во всяком случае, не Адриан. Он полностью осознал, какие сокрушительные последствия для империи может иметь поражение в этой войне. Опасаясь этого и не желая рисковать, Адриан призвал своего лучшего полководца Юлия Севера. Тот находился в это время в Британии, где подавлял восстание кельтов. Адриан рассудил, что с британцами может справиться и менее способный военачальник и с меньшим количеством людей. Видимо, британцы, по его мнению, представляли собой меньшую угрозу существованию империи, чем евреи. Север вторгся в Святую Землю во главе 35-тысячной отборной армии. Он навязал сражение численно уступавшим ему силам Бар-Кохбы. В этой битве имперские легионы потерпели позорное поражение.
Теперь и Север понял, что не сумеет победить в открытом бою. Поэтому он решил прибегнуть к тактике тотального уничтожения, т.е. разрушения и сожжения посевов, жилищ, деревень и городов, а также систематического истребления всего живого на своем пути: мужчин, женщин, детей, стариков, домашнего скота. Вряд ли еще когда-нибудь римляне столь точно оправдывали мрачные слова их собственного историка Тацита: "Они превращают все в пустыню и называют это умиротворением".
После двух лет беспощадной войны, невероятно жестокой даже по меркам того времени, еврейское сопротивление было сломлено. В 135 г. войска Бар-Кохбы капитулировали, а сам Бар-Кохба погиб в сражении. Римляне утолили свою ярость, подвергнув рабби Акиву утонченным, мучительным пыткам. Те евреи, кому удалось спастись, бежали в Парфию, где были встречены с распростертыми объятиями. Римский историк Дион Кассий (жил ок. 155 – ок. 235) оценивал количество жертв со стороны иудеев в 600 тыс. человек. По сути, речь идет о геноциде, первом холокосте, когда в процентном отношении погибло примерно столько же евреев, сколько было уничтожено нацистами в первой половине ХХ века. Потери римлян тоже были очень большими.
Иерусалим и иудейская часть Палестины были объявлены запретными для евреев. Все, уцелевшие от бойни и не успевшие бежать в Парфию, были проданы в рабство. Тем не менее, эта победа оказалась для римлян самой дорогостоящей из всех трех побед над евреями. Сообщая сенату об исходе войны, Адриан опустил обычную в конце такого послания фразу: "Я и мои войска в полном благополучии". Ни он, ни его войска в благополучии не были. Престиж Адриана потерпел огромный урон. Ряды его легионов значительно поредели. Их победа была пирровой. Империя стала трещать по швам. В ее провинциях начала шириться борьба за освобождение. Границы потеряли былую надежность. За ними обнаружился бушующий океан враждебных народов, готовых в любую минуту хлынуть в пределы империи.
После окончательного подавления восстания в 136 году Адриан решил навсегда упразднить иудаизм. Он запретил обрезание (по некоторым данным, это было сделано еще до восстания) и запретил евреям появляться в Иерусалиме, который получил новое имя — Элия Капитолина. Император попытался уничтожить даже само название "Иудея". Он объединил провинцию с соседними и назвал получившийся регион Сирия Палестинская.
В еврейской литературе имя Адриана практически всегда сопровождается пожеланием "да сгниют его кости". Ни император Веспасиан, воевавший с Иудеей, ни Тит, который и уничтожил Храм, ничего подобного удостоены не были. Они просто враги, которые сделали свое вражеское дело, но Адриан — история другая. Он попытался извести душу народа, его религию. Между прочим, Адриан не выделял христиан из еврейской массы и преследовал их так же яростно.
Император Адриан умер 10 июля 138 года. Ставший четвертым "хорошим императором" его приемный сын Антонин Пий, несмотря на протесты сенаторов, объявил Адриана богом. Однако уже пятый "хороший император" и вроде бы приличный человек по любым стандартам Марк Аврелий обходил фигуру Адриана молчанием, как будто того никогда не было.
Интересно отметить, насколько разное у римлян и евреев было отношение к понятию «Закон». Римляне сначала начали строить государство, а потом уже в нем устанавливать законы. Евреи же с Закона начали и стали строить государство уже после того, как Моисей дал им Закон.
Со смертью Адриана римский период еврейской истории подошел к концу. Хотя значительные массы евреев и продолжали жить под римским владычеством вплоть до падения империи (в 212 г. им были даже дарованы права гражданства), Рим оказывал на их жизнь все меньшее и меньшее влияние. Еврейский эгрегор все больше замыкался в себе.
Антонин, унаследовавший власть от приемного отца, получил прозвище Пий, т.е. "кроткий". Он правил 23 года и в течение этого времени повсюду процветало благосостояние. Антонин вел жизнь совершенно простого человека и расходовал государственные деньги только для полезных целей. Он вновь овладел освобожденной Адрианом южной частью Каледонии и приказал возвести вал из земли на границе между северной Каледонией и римской провинцией. Антонину наследовали его приемные сыновья, Марк Аврелий и Луций Вер.
Марк Аврелий (161 - 180 гг.) правил сначала совместно с братом, но вскоре Луций Вер совершенно отстранился от государственных дел и, как истинный эпикуреец, весь отдался наслаждениям, которым предавался и прежде. Марк Аврелий, наоборот, как последователь стоиков был человеком строгой нравственности. Он с величайшим рвением старался выполнить задачу, выпавшую на его долю. Главным предметом его заботы было правосудие и управление.
Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца Антонина Пия. Подобно ему, он всячески подчеркивал свое уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения. Большое внимание Марк Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот.
Не обладавшему воинственным характером, Марку Аврелию все же приходилось многократно участвовать в военных действиях. Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году, по которому к Империи отходила Северная Месопотамия, а Армения признавалась входящей в сферу римских интересов. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Маркоманы вторглись в провинции Паннонию, Норик, Рецию и через альпийские проходы проникли в Северную Италию. Туда были переброшены дополнительные воинские контингенты, в том числе и с восточного фронта. Был произведен набор дополнительных войск, в том числе из среды гладиаторов, рабов. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172). В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена).
После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках, которые он оставил — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться. Марк Аврелий оставил 12 написанных на греческом языке «книг», которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе».
Однако Марк Аврелий известен не только как философ. При нем качественно изменился характер гонений на христиан. Гонения были и при Нероне, и при Домициане, но, во-первых, эти императоры были безумцами, а, во-вторых, если раньше правительство само не разыскивало христиан, производя над ними суд лишь тогда, когда их приводили в суд и обвиняли – теперь оно само начинает разыскивать и преследовать их. Марк Аврелий, мудрый и высоконравственный, замечал постоянное увеличение христианских общин и, опасаясь за государственную религию и целостность империи, старался всеми мерами поддержать в римском народе отечественное служение богам. Кроме того, как государь-философ и притом стоик, он смотрел на христиан как на заблуждающихся, упрямых фанатиков, и ненавидел их за их, по его понятию, суеверное учение, особенно за их горячую веру в будущую жизнь и их святое одушевление при встрече со смертью. Такой государь не мог безучастно смотреть на христиан; если они, думал он, суеверны и фанатики, не понимающие лживости своих убеждений, да еще и вредные для государства, то надо их разубедить, сообщить им правильные убеждения, чтобы они были достойными членами этого государства, хотя бы для достижения этой цели пришлось употреблять насилие. И вот, Марк Аврелий не только не останавливает, подобно прежним императорам, обычных народных возмущений против христиан, но даже сам издает насчет них "новый эдикт". Теперь повелевалось разыскивать христиан, убеждать их отказаться от своих заблуждений, и если они останутся непреклонными, предавать пыткам, которые следует прекращать только тогда, когда они откажутся от своих заблуждений и принесут поклонение богам. Таким образом, преследование христиан при Марке Аврелии было очень жестоким.

Медитация 20-я и 4-я Зоны:
ТЛПЛ ЭССО ДАНА ЛОТТ ОУН
12-е: ЛИТАН ОСТЕР ВУУЛ ЙЕНН ЛЕВИС ХОХ КРОН
ЭРЭО ЛОО АУО ХЕВА ГЕА