Лекция 19.

Эллинизация.

 

 
Рождество Христово – одно из важнейших событий мировой истории и метаистории. Оно связано с проведением Этереоцефала и Планетарного Логоса.

К тому времени, о котором мы говорим, разворачивание кармического сценария прохождения Этереоцефала и Планетарного Логоса шло уже несколько столетий. После трагедии Атлантиды этот кармический сценарий был как бы заморожен, переведен в состояние «ожидания», его время было остановлено, информационное обеспечение прекращено (да оно и было крайне затруднено). И только начиная с 5-го тысячелетия до н. э. Иерархии Алес стали делать некоторые шаги, чтобы создать условия для оживления этого сценария. Естественно, в это время действовало множество других планетарных сценариев разного масштаба, как связанных с человечеством, так и не связанных. Но постепенно, по мере приближения «Спицы Времени», все больше усилий направлялось на реализацию сценариев, способствующих подготовке этого события. В принципе любой кармический сценарий (а глобальные особенно) имеет множество вариантов развития, множество «точек поворота», и ряд сценариев, непосредственно к Этереоцефалу не относящихся, были как бы повернуты в эту сторону. Создавались по мере необходимости и совершенно новые сценарии, а также корректировались уже действующие. Это во многом уже зависело от развития метакультур, от обстоятельств, складывающихся на арене Истории.

По задаче подготовки прохождения Этереоцефала и воплощения Христа во многих метакультурах активно воплощались Служители Алес, во многих эгрегорах шло собирание нужного опыта для горизонтальной передачи. В Египте, Индии, Вавилоне многие посвященческие династии концентрировали свои усилия на этом процессе. В это время идет усиление токов, связанных с Зачатием, например, токов Сознания и пр. Напомню, что в каждой метакультуре всегда существует группа Служителей (воплощенных), которые образуют внутреннюю ось, как бы стоят вдоль Демиургического тока, проводя его (сознательно или бессознательно), а также Иерархия невоплощенных, которая поддерживает это процесс со стороны Тонкого плана. Именно они «держат» ось эгрегора, на который «опирается» та или иная метакультура. Кроме того, внутри метакультуры всегда работает группа Служителей, которая старается обеспечить выполнение ее предназначения, решение стоящих перед ней задач. Насколько это удается – другой вопрос.

Напомню, что каждая метакультура имела свои задачи и свои особенности, и мы рассматривали многие из них довольно подробно. Что же, в конце концов, получилось с эзотерической точки зрения:

Во времена «до Александра Македонского» границы крупных эгрегоров и метакультур были достаточно плотными, и переход Служителя из одной метакультуры в другую «по горизонтали» был сильно затруднен (даже на уровне затомисов). Им приходилось в Посмертии переходить в более высокие сферы (в Мутабельный Слой) и оттуда воплощаться в другой метакультуре. Это очень затрудняло горизонтальные контакты и вызвало ослабление средней и нижней части Каналов метакультур – требовалось много времени на правильное развоплощение и новое воплощение. Поэтому передача опыта на первых порах была очень затруднена и происходила медленно – промежутки между «полноценными» инкарнациями были большими, да и прежний опыт приходилось вспоминать довольно долго.

После походов и завоеваний Александра Македонского исчезли все великие цивилизации древности – месопотамская, египетская, иранская, индская, а на их руинах возникли новые, синтетические, которые цементировал эллинизм. Что произошло с соответствующими метакультурами:

1. Границы между метакультурами стали значительно более прозрачными, причем на всех уровнях – от затомисов до инфразон.

2. Соответственно облегчилась передача опыта «по горизонтали», переход Служителей «с места на место» и возможность более массового их воплощения – благодаря наработкам египтян и особенно греков в области построение тонких и плотных тел, а также организации инкарнационного круговорота.

3. Развитие ума у значительной части населения способствовало наработке Тонического материала, соответственно усилению Тонического слоя и появления развитого тонического тела у гораздо большего числа людей (не только у «специальных» людей, а у более-менее обычных).

4. Соответственно Матрица Эго формировалась в большем объеме у большего числа людей, она могла вместить как больше обработанного сознанием опыта, так и дополнительный материал, относящийся к предназначению, к пониманию людьми своей высшей задачи.

5. Появились научные и философские Школы значительно большего масштаба, чем до того, стали формироваться особого типа эгрегоры – «научные», которые вовлекали в свою деятельность гораздо больше народу и распространяли свои достижения гораздо более широко, повсеместно внедряя их в практику. К сожалению, через несколько столетий многие из них были уничтожены или забыты, не найдя применения (как многие изобретения Архимеда).

6. Эллинизм знаменовал собою завершающий этап процесса подготовки прохождения Этереоцефала, и в этот период основной упор Иерархии Алес делали на реализации этого сценария. Поэтому к нему подключали всех, «способных носить оружие», даже тех, чье Предназначение лежало в другой области, но кто был способен играть в этом сценарии определенную роль – выбирать особенно было не из кого. В их Матрицу Эго заносилась соответствующая программа (естественно, этот человек или сущность должны были быть внутренне на это согласны и по своему состоянию более-менее готовы к выполнению этой программы). Сложнее обстояло дело с теми, кто должен был работать в плотном материале, в инфразонах, пространствах Посмертия, эгрегориальных пространствах. Они подвергались слишком массированным инвольтациям, среди которых они не всегда могли различать нужные (Иерархические). Да и те, кто работал более-менее сознательно, тоже находились в такой опасности.

7. Что происходило с пространствами Посмертия: в принципе в это время сохранялась обрядность почти всех религий, попавших в сферу эллинизации, разве что поменялись имена некоторых божеств. Поэтому инкарнационные круговороты в своей средней части (для обычных людей) не сильно изменились. Но так как границы пространств стали прозрачнее, душе в Посмертии было проще перейти на другой маршрут и даже в другой эгрегор. Это было связано еще и с тем, что: а). население стало мобильнее, больше народу умирало «вдали от дома» (не только на войне, но и перемещаясь с места на место по торговым делам), б). в разных местах появились поселения людей другой религии, в.) увеличилось количество смешанных браков. Даже некоторые «бесхозные» души смогли найти свое место и снова вовлечься в инкарнационный круговорот.

В этом мире были не только три крупные монархии — Македония, держава Селевкидов и Египет; в нем существовали сотни греческих городов-государств, пользовавшихся самой разной степенью независимости, создавались всевозможные объединения и союзы, полугреческие государства пустили корни в Эпире, Иудее, Пергаме, Византии, Вифинии, Каппадокии, Галатии, Бактрии, а на западе лежали греческая Италия и Сицилия, раздираемые на части стареющим Карфагеном и юным Римом.

Но был один эгрегор, который очень сильно закапсулировался и никак не хотел эллинизироваться, изо всех сил сопротивляясь. Причем сама объемлющая его метакультура изо все сил стремилась эту изолированность преодолеть. Это была Иудея.

Отметим, когда мы говорим «эллинистическая», мы имеем в виде греческую культуру после Александра на территории основанных после его смерти греко-восточных государств. Эллинский – то, что имеет отношение к независимой Элладе, Греции до Александра.

Как я уже говорила, за несколько столетий греческого господства на Ближнем Востоке сожительство Запада с Востоком не породило на свет ни одного оригинального вклада в искусство, литературу или философию. Исключением оказались евреи. Хотя большинство из них отвергло эллинизм, греческая философия попала здесь на благодатную почву. И хотя евреи, как правило, ее в целом не принимали, они ее хорошо освоили. Они с жадностью поглощали и переваривали любую интеллектуальную пищу, которую предлагали греки. Затем греки, в свою очередь, заимствовали у евреев свои же идеи, но уже в измененном виде. В результате получилось то, чего не предвидел никто. Впоследствии, если можно так выразиться, греки вышли на мировую арену в одеянии еврейского происхождения под названием «христианство».

Интенсивное заимствование друг у друга продолжалось в течение шести веков (как до, так и после Рождества Христова). Все это время греки продолжали считать евреев невоспитанными варварами, а евреи продолжали считать греков безнравственными язычниками.

Заметим, что во времена независимой Греции (до Александра) греческая стихия практически не соприкасалась с еврейской. Греческие корабли проплывали вдоль берегов Палестины, не видя на своем пути сынов Израиля – их страну, подвластную персам, отделяли от моря земли филистимлян. Иудейское же рассеяние Греции пока не достигло – еврейская диаспора была достаточно крупной только в Вавилоне и Египте. Соприкосновение греков с исповедующими Иегову начинается лишь после смерти Александра, то есть в то время, когда культура Греции была уже эллинистической.

Теперь о термине иудаизм. Историю народа, ведущего свое начало от Авраама, можно разделить на несколько периодов. Первый – от патриархов до Вавилонского пленения – называется периодом израильским. Это, как мы помним, преимущественно история 12-ти колен в земле Ханаанской, история царства, а затем, начиная с Соломона – двух царств – Израиля и Иудеи. Второй период – от возвращении из пленения до разрушения Иерусалима римским императором Титом в 70-м году новой эры называется иудейским – это история Иудеи, поскольку Израиль из пленения не вернулся. Ну, а третий период, до появления государства Израиль в 20-м веке, принято называть периодом еврейским.

Это различие имеет глубокий внутренний смысл. Хотя религия этого народа на первый взгляд оставалась одной и той же, религией Иеговы, установленной Моисеем, есть другие, очень яркие отличия, имеющие решающее значение. Они касаются как сферы народной жизни, так и сферы религиозной.

В течение первого, израильского, периода территорией проживания народа был исключительно Ханаан (Палестина), за границами этой земли израильтян не было. В течение второго – иудейского – периода появляется значительное и постоянно растущее рассеяние (диаспора) по всей территории средиземноморской культуры от берегов океана до границ Индии и от скифских кочевий до экваториальных стран. В третьем периоде в течение 19-ти столетий остается только рассеяние – до появления государства Израиль (но это уже совсем другая история). В каждом периоде – свой центр религиозной жизни. Первый период – это святилище (Храм) и жертвенный культ, который постепенно полностью сместился в Иерусалим. Во втором периоде вместе с Храмом появляется плод вавилонского пленения – синагога с ее культом слова, не привязанная к постоянному месту и процветающая в рассеянии не менее пышно, чем в отчем краю, и раввины соревнуются со священниками. А в третьем периоде Храма уже нет, он разрушен римлянами, и синагога остается единственным центром религиозной жизни.

Первый период мы рассматривали достаточно подробно, до третьего еще не дошло время, а сейчас речь у нас идет о втором периоде. Напомню, что Александр Македонский, завоевав Персидскую империю, тем самым получил еще и евреев. Но евреи почему-то не стали воевать с Александром, хотя в прошлом они неоднократно и не раздумывая, брались за оружие даже и против более грозных противников. На сей раз, все было наоборот. Как утверждает настойчиво повторяемая легенда, Иерусалимский первосвященник сам возглавил процессию, направившуюся приветствовать Александра-завоевателя (332 г до н.э.). Македонскому полководцу пришлись по сердцу эти «свирепые варвары», которые не несли с собой никаких идолов и других изображений богов. Он даровал евреям политическое и религиозное самоуправление.

Эллинизация евреев началась неприметно. Сначала она затронула их язык, манеры, привычки, обычаи. Затем она стала влиять на мораль, этику и религию. В результате каждодневного делового общения евреи переняли греческие имена. Евреи стали говорить по-гречески, сменили свои традиционные одеяния на греческие туники. Греческие слова стали мелькать в еврейских религиозных книгах. Синагоги – и те стали напоминать греческие храмы.

Александр положил начало эллинизации Палестины, основывая города на побережье Средиземного моря. Селевкиды основательно эллинизировали северную соседку Палестины – Сирию. Египетские Птолемеи, непосредственные хозяева Палестины, в религиозные дела не вмешивались, но им нужно было открыть эллинизму северные границы своего государства для целей торговли, поэтому они основывали в Палестине новые города. Но Сирийский царь Антиох III победил Птолемея V в 200 г. до н. э. и занял Палестину. Переход этой территории от одного правителя к другому не приводил в то время к трагическим последствиям для населения. Для греческих полисов Палестины все изменения заключались в том, что собираемые в них пошлины и другие налоги отправлялись не в Александрию, а в Антиохию.

Более серьезные различия ощутили только иудейские общины, так как их государственное устройство было теократическим, а религиозная политика Селевкидов в корне отличалась от политики Птолемеев. Птолемеи были настроены к религии своих подданных вполне терпимо, а Селевкиды были настойчивыми эллинизаторами. Однако Палестина сопротивлялась эллинизации. Именно там эгрегор укреплялся и ужесточался. Когда Антиох Епифан запретил обряд обрезания и празднование субботы, а еще приказал поставить на жертвеннике статую Зевса Олимпийского – началось всенародное восстание – восстание Маккавеев. На этой почве и начались так называемые Маккавейские войны, которые продолжались с 164 г до н. э. до 63 г. до н. э. Мы об этом подробно говорили.

В 164 г. до н. э. евреи освободили Иерусалим. Храм был очищен от языческих идолов и заново посвящен Иегове. Этому событию посвящен праздник Ханука, который поныне напоминает об этой победе. В 143 г до н.э. был заключен мирный договор с Селевкидами. В итоге, казалось бы, безнадежной войны был достигнут неожиданный результат – снова в Иудее было создано еврейское царство.  К 135 г до н. э. иудейский царь Ионахан раздвинул границы Палестины, присоединив к ней земли языческой Галилеи и Идумеи. Силой оружия он обратил покоренных идумеян и галилеян в иудаизм. Впоследствии из Идумеи вышел один из величайших гонителей еврейства – царь Ирод, проклинаемый евреями, но удостоенный историей эпитета «Великий». А в Галилее спустя 150 лет произнес свои первые проповеди и обрел своих первых учеников Иисус.

Однако в самой Иудее шла постоянная борьба между партиями фарисеев и саддукеев. При этом саддукеи были либералами в политике и консерваторами в религиозных вопросах, а фарисеи, напротив, были консерваторами в политике и либералами в религиозном плане. Саддукеи отстаивали допророческую форму иудаизма – с Храмом, первосвященником и жертвоприношениями. Фарисеи выступали за синагогу, раввина и молитву, то есть за послепророческую концепцию иудаизма. Саддукеи вербовали сторонников из священнических и аристократических кругов, фарисеи – из рядового большинства.

В политике саддукеи выступали как просвещенные либералы, считая, что даже изрядная доза эллинистической культуры не повредит ни их стране, ни их религии. Фарисеи, со своей стороны, считали саддукеев консерваторами, а себя либералами. Они выступали против эллинизма, поскольку это была чуждая культура. В то же время они были не прочь развивать свой собственный, еврейский политический и культурный либерализм. Они верили в необходимость религиозной эволюции. Они подчеркивали значение нового «Устного Закона», выросшего из толкований Моисеева закона. Фарисеям иудаизм обязан той гибкостью, которая позволила ему выжить в последующие тяжелые времена.

Кроме того, были еще и ессеи. Они не питали никакого интереса к политике, отстранялись от всякой светской деятельности и полностью погрузились в религиозное созерцание. Со временем они образовали свои религиозные общины. Ессеи развили мессианское учение, идеи которого сыграли решающую роль в деяниях Иоанна Крестителя и Иисуса.

Однако в самой Иудее между членами правящей династии Хасмонеев шла постоянная борьба за царскую власть и за должность первосвященника. Братья убивали братьев и вообще происходило много всякого… В 67 г. до н. э. вспыхнула гражданская война, которую развязали два брата – фарисей Гиркан и саддукей Аристобул. Они оба по очереди обратились к Помпею, каждый требовал восстановления его власти, которую он считал законной Фарисеи просили Помпея не помогать ни одному, ни другому.. Как раз к этому времени (67 г. до н.э.) римляне во главе с Помпеем завершили завоевание Сирии. Их войска оказались у границ Палестины. Помпей выслушал всех и поступил по-своему. В 63 г до н.э. он вторгся в самостоятельное царство Маккавеев, покорил его и назвал Иудея.

Таким образом, основным врагом евреев в период греческого господства был эллинизм. Борьба между греками и евреями была, в сущности, борьбой между двумя идеологиями, эллинской культурой и иудейской религией пророков. В конечном счете, победили пророки. Хотя эллинизация затронула широкие слои еврейского населения, но большинство евреев все же противостояло  влиянию эллинизма. Лагерь антиэллинистов держался на двух идеологических основах. Первой был авторитет и влияние Моисеева закона, который до сих пор воспринимался как священный. Второй основой была глубокая вера в грядущее возрождение Давидовой династии и пришествие Мессии – Царя, который даст евреям власть над миром.

Немного о географии Палестины, это важно: на север от нее лежала Сирия, столицей ее южной части был Дамаск, город преимущественно эллинизированный, как и еще целый ряд сирийских городов, но многие города этой области сохранили центры культов соответствующих Ваалов (через несколько веков перенятые Римом). Столицей северной части Сирии была Антиохия-на-Оронте, один из крупнейших городов тогдашнего Средиземноморья, и эта часть Сирии была главным оплотом Селевкидов, самых рьяных среди последователей Александра и насадителей эллинизма.

Через Палестину, как мы знаем, с севера на юг протекает река Иордан, впадающая в Мертвое Море. На запад от Иордана выделяют три четко выраженные зоны, на востоке – две. Из них чисто иудейской была юго-западная, гористая область между Иорданом и Мертвым Морем с одной стороны и филистимским побережьем с другой. Это и была та самая обетованная земля, тут располагался Иерусалим. Преимущественно иудейским был и Галаад, или Перея, область на восток от Мертвого Моря и Иордана, это в свое время был удел колен Рувима и Гада. Но в ней был мощный центр эллинизма – крупный город Филадельфия, основанный Птолемеем II Филадельфом в середине III века до н.э.

Севернее Иудеи находилась Самария, которая когда-то была уделом происходивших от Иосифа колен Ефрема и Манассии. Население здесь было смешанное –к остаткам уведенного в ассирийское пленение Израиля присоединились ассирийские колонисты. Все это население стало, в конце концов, горячими почитателями Иеговы, однако у них был собственный религиозный центр на горе Гаризим, основанный, по преданию, патриархом Иаковом и соперничающий с Иерусалимом. Правоверные иудеи из-за этого считали самаритян вероотступниками. Эллинистические стремления не встретили в этом крае сильного сопротивления: его столица Самария стала эллинской.

Выше на левом восточном берегу Иордана простирался дикий и преимущественно пустой край со множеством урочищ и пещер, предоставляющих укрытие разбойникам. Но и там возникли греческие города. Позже, уже под патронатом Рима, эти города основали союз под названием Десятиградие (Декаполис).

Напротив Десятиградия, на правом берегу Иордана, находилась Галилея. В давние времена и она принадлежала Израилю, будучи уделом четырех северных колен. Но уже во времена великих пророков эта земля считалась «краем язычников». После возвращения колена Иуды из вавилонского пленения там началась иудаизация, но продвигалась она чрезвычайно медленно. Иудейские колонисты были отделены от метрополии враждебной Самарией, и еще во времена Маккавеев иудейское население было очень малочисленно, и предпочло перебраться в Иудею. Так что в течение всей второй половины II века до н. э. Галилея была языческой областью. Ее систематическая иудаизация началась лишь в I века до н. э.

Побережье Средиземного моря было все эллинизировано уже давно. И только с этой стороны Иудея была открыта влиянию эллинизма. На юге лежала иудаизированная Идумея (оттуда происходил Ирод Великий), на севере – Самария, на востоке тоже правоверная Перея. Так что сами географические условия не способствовали эллинизации этого сурового края – Мертвое Море, пустыня.

Галилея же была совсем другой. Это вообще была одна из красивейших стран мира – мягкие лесистые взгорья окружали пресноводное, изобильное рыбой «море Галилейское» -- Генисаретское озеро. Галилея была открыта влиянию эллинизма практически со всех сторон (кроме Самарии), кроме того, сам характер жителей этого прекрасного края был близок к греческому. Но именно здесь насаждаемый хасмонейскими царями иудаизм приобрел самых преданных и даже фанатичных последователей. Хасмонеи – священнический род, к которому принадлежали Маккавеи. Потомки Хасмонеев правили Иудеей с 152 по 37 до н.э.

Это то, что касается Палестины.

В это время началось активное расселение евреев по всем миру. Хотя большинство населения Палестины по-прежнему занималось сельским хозяйством, многие евреи уже связали свою судьбу с коммерцией и торговлей. Это вынуждало их добираться до самых отдаленных уголков бывшей империи Александра. Евреи преуспевали и становились многочисленным народом. Под мягким правлением египет?ских царей они вели мирную и счастливую жизнь. Ма?ло-помалу они обосновались во всех торговых городах по берегам Средиземного моря и за свою предприимчивость пользовались повсюду большими пре?имуществами и льготами от правителей, старавшихся при?влекать их к себе для оживления промышленности. Вслед?ствие этого иудеи распространялись все более и более, строили себе молитвенные дома или синагоги, в которые допускались и язычники. Еврейский язык постепенно забывался ими и вытеснялся греческим, кото?рый и усвоен был всеми иудеями, жившими вне Палестины, и осо?бенно в Египте. Вследствие этого для них стал необходим даже перевод св. Писания на греческий язык, и этот перевод совершен был в царствование египетского царя Птоломея II Филадельфа. Это была инициатива самого царя, который вошел с этой целью в сношение с первосвященником Елеазаром, который и прислал ему подлинник св. Писания и переводчиков в числе 72 человек (по шести от каждого колена). Перевод был сделан ими успешно, одобрен особым собранием ученейших мужей и вошел во всеобщее упо?требление. Он известен под названием перевода семидесяти толковников (или просто перевода 70 -- Септуагинта) и до сих пор употребляется в греческой церкви.

Палестинскому иудаизму можно противопоставить иудаизм рассеяния. Евреи не стремились основывать самостоятельные города, которые нужно было бы оборонять собственными силами, их вполне устраивала зависимая от чужого города и защищаемая им община, в известной мере обеспечивающая своим членам свободной проживание в соответствии с предписаниями их веры. Иудейские общины во всех городах Средиземноморья были очень многочисленны уже во второй половине второго века до н. э. Кстати, к этому времени ни в Палестине, ни в рассеянии в повседневном общении евреи не использовали родной язык. В Палестине они говорили на арамейском (то есть на сирийском, как почти все подданные Селевкидов), а в диаспоре – на греческом, причем на «нормальном», а не на жаргоне. Еврейский же был только языком Священного Писания, обязательным священников и всех, кто стремился к религиозному образованию, но только в Палестине. В рассеянии же и Писание было переведено на греческий. Таким образом, иудейство тех времен имело не один, а два центра – Иерусалим (столица Палестины) и Александрию – столица иудейского рассеяния.

Евреи составляли, вероятно, пятую часть александрийского населения. Еврейские поселения в Египте существовали еще в седьмом веке; многие еврейские торговцы пришли сюда по стопам завоевателей-персов. Александр настоял на том, чтобы евреи переселились в Александрию, и, согласно Иосифу Флавию, предложил им равные с греками политические и экономические права. После захвата Иерусалима Птолемей I увел в Египет тысячи еврейских пленников, которых освободил его преемник; в то же время он пригласил состоятельных евреев переселиться и перенести свои дела в Александрию. К началу христианской эры в Египте проживало около миллиона евреев. Многие из них жили в еврейском квартале столицы, не являвшемся гетто, так как евреи были вправе селиться в любом квартале, кроме Брухейона, где могли жить только семьи должностных лиц и их слуги. Евреи избирали собственный сенат — герусию и исповедовали свою веру. В 169 году до н. э. первосвященник Ония III построил в пригороде Александрии Леонтополе большой храм, а его личный друг Птолемей VI назначил на содержание святилища доходы с Гелиополя. В таких храмах не только совершались богослужения: они являлись также школами и местом собраний; поэтому грекоязычные евреи называли их синагогами, или местом собраний. Поскольку не многие египетские евреи, жившие на земле Египта во втором и третьем поколении, знали еврейский язык, чтение Закона сопровождалось переводом на греческий. Из этих объяснений и толкований возник обычай произносить проповедь на место из писания, а из ритуальной службы — первые формы католической мессы.

Еврейский делец старался позаимствовать греческие манеры. Еврейский юноша стремился приобщиться к греческим наслаждениям. А еврейские интеллектуалы поддались чарам греческих философов. Ортодоксальные евреи считали этих философов самым опасным злом. Философия, будучи уделом сравнительно немногих, с одной стороны, отражает в себе настроение умов тех многих, которые составляют общество, с другой стороны, в свою очередь, влияет на него.

Естественно, центром философии была Александрия Египетская.

Утрата суверенными полисами своей независимости привела к серьезным изменениям в интеллектуальной жизни древнегреческого общества. Человек эпохи эллинизма становится уже не гражданином, принимающим активное участие в политической жизни своего полиса, а подданным монархической империи, «винтиком» государственной машины. Отходят на второй план такие ценности как достоинство личности, ее свобода и ответственность перед обществом, гражданская доблесть, патриотизм и т.п. Падает интерес к абстрактным концепциям о сущности мира и возрастает роль конкретных, практических знаний, наблюдается значительный прогресс в кораблестроении, ирригации, военной техники.

Эллинистическая философия представляла собой дальнейшее развитие тех Школ, которые были основаны в 4-м веке до н. э. Заметим, что все эти направления были в значительной степени религиозными, и в период эллинизма их развитие идет по пути все большей секуляризации — по пути снижения религиозной составляющей и усиления роли рационализма. Происходит смена познавательных ориентаций: основной философской дисциплиной становится этика, учение о нравственности (а не онтология или гносеология как в предшествующие периоды). Иначе говоря, происходит снижение теоретического уровня философии и усиление ее практической направленности. В центре внимания философов оказываются принципы и правила личного поведения человека, его способность устоять перед ударами судьбы, обрести покой и счастье в изменившемся непредсказуемом мире. Эти проблемы нашли свое отражение, прежде всего, в «практической философии» эпикуреизма, стоицизма, кинизма.

 Большинство философских школ эпохи эллинизма не создали принципиально новых концепций, опираясь на теории предшествующих периодов: Эпикур «возрождает» атомизм Демокрита, киники относятся к сократическим школам, стоики обращаются к идеям ранней натурфилософии (Гераклита Эфесского), скептики – к учению софистов и т.п.

 Мы не будем подробно рассматривать все это – нам важно лишь то, что все это оказывало огромное влияние на состояние умов вообще.

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.), философ – материалист, основавший в 306 г.до н.э. в Афинах, в саду около своего дома, философскую школу, получившую название «Сад Эпикура». В центре внимания Эпикура – практическая философия, этика. Однако он все же создает онтологию и гносеологию как теоретическую базу для нравственной концепции.

Эпикур утверждал, что мир познаваем, считая основой познания – ощущения. Его трактовка ощущений носила материалистический характер, поскольку их источником он считал отделяющиеся от предметов материальные «истечения» – образы предметов, которые и воспринимаются органами чувств человека. Однако Эпикур не придавал знаниям самостоятельной ценности. Он полагал, что если бы людей не беспокоили мысли о небесных явлениях и о смерти, то вообще незачем было бы изучать природу.

Гуманистическая этика Эпикура основана на идее счастья, понимаемого как избавление «от телесных страданий и душевных тревог». И если с телесными недугами борется лекарь, то врачевание «болезней души», важнейшая из которых – страх – задача философа. В историю философии Эпикур вошел не только как материалист, атеист, последователь атомистического учения, но и как величайший гуманист, пытавшийся научить людей быть счастливыми.

Киники (греч. kyne –собаки) – последователи сократической школы, возникшей в IV в. до н.э. и названой, по одной из версий, по месту нахождения на горе Киносарг («зоркий пес) в Афинах. По другой версии самый известный киник – Диоген – называл себя «собака Диоген» (по крайней мере, так он представился при встрече Александру Македонскому), что связано с особенностями учения и «собачьим» образом жизни киников.

Основатель школы киников – Антисфен(444 – 368 гг. до н.э.) сначала изучал риторику у софиста Горгия, затем стал преданным учеником Сократа, после смерти которого создал свою школу. Следуя Сократу, Антисфен учил, что цель жизни – добродетель, которую он трактовал как свободу от излишних привязанностей и отказ от избыточных потребностей, восхвалял труд, придавая добровольной нищете ореол высшей нравственной ценности. Антисфен был лишь теоретиком кинической философии, поэтому не он сам, а его ученик Диоген Синопский (ум. в 323 г.до н.э.), которого Платон назвал «безумствующим Сократом», принес известность кинизму.

Высмеивая знатное происхождение, богатство, славу, отрицая семейные узы, преданность государству, Диоген называл себя «космополитом» -- гражданином мира. Он «философствовал» своим образом жизни, насмехаясь над всеми условностями культуры и цивилизации, проповедуя безусловную естественность и неограниченную личную свободу.

Кинизм, таким образом, – это первый в истории протест против культуры и цивилизации, норм нравственности и правил поведения. Аскетизм, простота, возврат к природе, к животному состоянию считались у киников главным средством достижения духовной свободы. Их вызывающе презрительное отношение к общепринятым нравственным нормам, доходящее до бесстыдства, грубая откровенность, доходящая до наглости, вызывали неприятие у большинства современников, а в истории европейской культуры термин «кинизм» сохранился как «цинизм» - осуждаемая воспитанными людьми форма поведения.

Стоицизм – философская школа, получившая свое название от афинского портика (греч. stoa – портик), где собирались последователи данного учения. Основатель – Зенон Китийский (336 – 264 гг. до н.э.), родом из г. Кития (Китиона) на о. Кипр, в своем учении стремился обосновать внутреннюю независимость человека, его непоколебимость в условиях могущества внешних социальных и природных сил. Стоицизм оставался чуть ли не единственно школой религиозной философии

 Как и большинство философских учений этого периода, стоицизм делает акцент на этике, знания – это лишь средство для приобщения к мудрости, к умению жить. Именно стоики впервые четко разделили философию на логику, физику и этику. Проводя аналогию с садом, они логику называли «оградой», физику (то есть, учение о природе, от греч. physis - природа) – плодоносной почвой для философии, а этику – плодами.

Крупнейшим римским стоиком был Луций Анней Сенека (4 – 65 гг.н.э.), живший в эпоху гонителя христиан императора Нерона (Сенека был воспитателем Нерона и покончил жизнь самоубийством по его приказу). Непреходящую славу принесли Сенеке многочисленные философские труды. Его рассуждения о равенстве людей, о победе (в перспективе) добра над злом, проповедь милосердия и любви к ближнему оказали заметное влияние на формирование христианской морали.

Скептицизм (греч. skeptomai – сомневаюсь) как философское направление возник в IV в. до н.э. Основатель скептицизма Пиррон из Элиды (ок.365 – 275 гг. до н.э.) не оставил после себя никаких сочинений (полагают, по принципиальным соображениям, как Сократ). Основные идеи скептицизма в III в. н.э. обобщил и изложил в своих многочисленных трудах (три книги «Пирроновых положений», пять книг «Против догматических философов», шесть книг «Против ученых») Секст Эмпирик (ок.200 – 250 гг.н.э.).

Из этих сочинений следует, что скептики, как и представители стоицизма, считали своим идеалом мудреца, для которого цель жизни – достижения счастья, понимаемого как душевный покой, невозмутимость и отсутствие страданий. Отличие от стоиков заключалось в выборе пути достижения этого идеала. Пиррон полагал, что для этого необходимо ответить на три вопроса: 1) какова истинная сущность окружающих нас предметов и явлений? 2) как мы должны к ним относиться? 3) какую пользу мы можем получить из нашего отношения? Скептицизм выступал не столько против религии, сколько против знания, возможность которого он отрицал. Эго можно назвать философией интеллектуального отчаяния.

Неоплатонизм – последняя оригинальная школа древнегреческой философии – сложился в III – VI вв. н.э. Основателем неоплатонизма считается Плотин (ок.204, Египет – 270 гг.н.э., Италия). Основная идея философии неоплатонизма заключалась в стремлении согласовать платонизм с аристотелизмом. Плотин разработал философскую систему, в которой раскрывается диалектика происхождения из Единого («неизреченного Божественного бытия») последовательно ума, души, единичных душ, единичных тел и т.д. вплоть до материи («небытия», по Платону), и обратный процесс поэтапного восхождения человеческой души к Единому. Учение о душе занимает в концепции Плотина центральное место. Душа – не есть функция тела, она не вещественна. Душа – особый вид бытия, цельный и неделимый, она управляет телом, борется с его желаниями и страстями. Тело для души – не «вместилище», а орган, через который она может вступать в связь с внешним миром. Целью жизни человека является достигаемое путем обуздания телесных влечений и развития своих духовных сил возвышение души до Единого и последующее окончательное ее слияние с Божеством в состоянии экстаза (не случайно о Плотине говорят, что он в большей степени религиозный мистик, чем философ или ученый). Идеи неоплатонизма не погибли вместе с крахом античного общества. Вступив в сложные взаимоотношения с христианством, они получили большое распространение уже в период ранней патристики и оказали значительное влияние на последующее развитие религиозной философии.

Рассказывая все это, я хотела показать, что в этот период произошел качественный скачок в развитии сознания и были созданы предпосылки для проведение тока Сознания во все большем масштабе – именно Греция отвечала за проведение этого тока. И было очень важно приобщить к этому евреев.  А к теме религиозной философии – теософии – мы еще вернемся.

Медитация 21-я Зона:

РОН ТООН РА ЛЕВИС ГРОН