Приложение 3.

Китай в период правления династии Сун (960-1280)

 
Возникновение династии Сун и мероприятия по укреплению власти первых Сунских императоров.

Династия Сун возникла в сложнейшей ситуации не только внутренних раздоров, но и реальной внешней опасности. В период междуцарствия 16 земледельческих округов в северных районах страны (на территории современных провинций Хэбэй и Шаньси) перешли под власть государства Ляо. Это государство было образовано киданями, имевшими многолетние торговые и политические связи с империей и переходившими от кочевого образа жизни к осёдлому, приобщавшимися постепенно к земледелию. В 916 г. один из влиятельных вождей Апоки (одного из восьми больших родовых организаций – аймаков) из рода Елюй провозгласил себя императором, а в 937 г. новое государство стало называться Ляо.

Опасность вторжений со стороны киданей стимулировала прекращение междоусобных войн и объединение страны. Поэтому, когда в 960 г. войска, вышедшие в поход против киданей, провозгласили военачальника Чжао Куанъиня императором династии Сун, он получил широкую поддержку не только войска, но и горожан Кайфына, жаждущих мира.

Возвратить земли, захваченные киданями, сунским властям не удалось, и по размеру новое государство уступало империи Тан. Зато политика основателя дома Сун и его потомков была направлена на упрочение всекитайской власти и на искоренение ярко проявившихся в предшествующую танскую эпоху центробежных тенденций на местах. Эта ориентированность на внутренние проблемы жизни государства, образно называемая «укреплением ствола и ослаблением ветвей», способствовала тому, что империя Сун была процветающей. Правда, она не смогла достичь блеска и славы танской династии.

Правители Сун с самого начала приняли меры по централизации страны. С этой целью они в первую очередь упразднили прежние административные единицы, возглавлявшиеся всевластными военными наместниками, и ввели новое административное деление: теперь все районы подчинялись непосредственно императору. Высшими административными единицами, включая крупные города, стали провинции, делившиеся на области, округа и уезды. Кроме того, выделялись военные округа (местонахождение военных властей) и инспекции – в местах разработок соли и плавки металлов.

Чтобы урезать полномочия провинциальных чиновников, были созданы параллельные организации, чьи обязанности и права не были строго очерчены. Деятельность местных властей контролировалась также столичными служащими, наделёнными одинаковыми с ними правами. Каждые три года провинциальным чиновникам предписывалось менять место службы. Местные органы лишились права самостоятельно принимать решения по гражданским делам.

Перераспределение прав и обязанностей внутри центральных органов, особенно за счёт уменьшения полномочий ближайших советников императора – цзайсянов, - также способствовало усилению единодержавной власти. Для лучшего надзора за всеми чиновниками повысили значение контрольных органов инспекционной палаты и цензората.

Дублирование звеньев государственного аппарата привело к разрастанию штата служащих. Сунский двор безуспешно пытался сократить непомерно разбухший бюрократический аппарат.

Борьба за централизацию наряду с ослаблением власти на местах сочеталась с попыткой двора опереться на широкие круги чиновничества. Положение в обществе определялось в большей степени должностью и чином, нежели богатством. Наиболее резко выделялась своим привилегированным положением высшая чиновная знать. Императорская власть предоставляла крупным сановникам многочисленные льготы. Так, их сыновья раз в три года (по случаю больших праздников и торжественных церемоний, в дни рождения императора и жертвоприношений) получали назначение или продвигались по службе без экзаменов, лишь за заслуги отцов. При продвижении влиятельного сановника по службе повышали в должности и его многочисленных потомков.

Сложным было положение и в армии, состоявшей в основном из наёмников. Она была рассредоточена по всей стране, но подчинялась непосредственно императору. В столице – Кайфыне – квартировалось «войско запретного города», собранное там для охраны сына Неба. Кайфын переполняли бездельничающие воины императорской гвардии. В провинции и в округах формировались гарнизоны, командиры которых подчинялись местным властям. Войска отличались низкой дисциплиной и слабой подготовкой, вооружения нередко не хватало. Границы империи охраняли незначительные войсковые части. Снижению боеспособности армии способствовало и ущемление прав командной прослойки, и презрительное отношение гражданских лиц к военным. И хотя численность сунской армии всё время увеличивалась (за первые 80 лет существования династии в 6 раз, и на её содержание пошло 5/6 государственных поступлений), само военное дело было поставлено слабо. Традиционное для Китая возвышение гражданского начала в ущерб военному достигло в сунское время своего апогея.

Внешняя политика первых сунских правителей.

Сунское правительство, всецело занятое внутренними проблемами, с трудом обеспечивало оборону границ и проводило пассивную внешнюю политику. Между тем к северу от Срединной империи крепли новые молодые государства, основанные кочевниками, и сдерживать их натиск сунский двор оказался не в состоянии. Противостояние китайского государства превосходящим его по военной силе государственным образованиям северян трагически сказалось на судьбах страны.

Первый сунский император считал главным установление мирных отношений с таким опасным противником, как кидане. Той же политике следовали и его преемники, постоянно посылая своих представителей к государям Ляо. По договору 1004 г. сунская империя обязалась ежегодно выплачивать огромную дань шёлковыми тканями и серебром. Для этого потребовалось резко увеличить налоги. По некоторым данным, общая их сумма возросла за первые полвека существования династии в 3,6 раза. В первой четверти XI в. киданям удалось овладеть севером Хэбэя и прочно обосноваться на Ляодунском полуострове, прервав связи Китая с Кореей. В 1024 г. был заключён новый договор, согласно которому империя Сун обязалась ежегодно выплачивать 300 тыс. штук шёлковых тканей и 200 тыс. лянов серебра.

На рубеже X-XI вв. на северо-западных окраинах сунского Китая появился новый опасный противник – тангутское государство Западное Ся. Сначала китайские правители считали его своим вассалом. Но когда тангуты заняли провинцию Ганьсу и северную часть Шэнси (на северо-западе нынешней Внутренней Монголии), ситуация изменилась. Уже в начале XI в. Западное Ся превратилось в сильную державу, а его правитель Юань Хао в 1038 году принял титул императора. Ударной силой молодого государства была конница. Изнурительные китайско-тангутские войны шли на протяжении всего XI в. После редких мирных перерывов вновь вспыхивали пограничные конфликты. Вторжения тангутов превратили в пустыню некогда цветущие земли и нанесли серьёзный ущерб сельскому хозяйству Китая. Кроме того, активная внешняя политика тангутов мешала торговле по Великому шёлковому пути с Индией и Средней Азией. Неоднократные попытки китайцев открыть новый караванный путь через северо-восточный Тибет закончились неудачей. Сунский двор добивался заключения мирных договоров. В 1043 г. по условиям мира с Западным Ся китайская сторона согласилась ежегодно уплачивать тангутам 100 тыс. штук шёлковых тканей и 30 тыс. цзиней чая. Однако и эта попытка не принесла желанного покоя. Взаимоотношения Западного Ся и империи Сун осложнялись также тем, что тангуты часто действовали заодно с киданьским государством Ляо.

На рубеже XI-XII вв. у сунского Китая появился ещё один серьёзный враг: возникло протогосударственное образование у чжурчжэней, издавна обитавших на территории Южной Манчжурии, торговавших с Китаем, а затем вошедших в сферу влияния киданьской империи Ляо. В 1113 г. правитель чжурчжэней Агуда выступил против киданей, захватил часть их земель и основал там собственное государство Цзинь (1115-1234). Вначале сунские правители увидели было в Цзинь союзника в борьбе с киданями. Однако вскоре ситуация прояснилась. В 1125 г. киданьское Ляо было уничтожено чжурчжэнями, а новая империя Цзинь вторглась на территорию сунского Китая и стала постепенно поглощать её. В итоге усилившееся чжурчжэньское государство Цзинь одержало верх над сунским правителем, и под натиском армии чужеземцев он вынужден был вместе со своими придворными бежать из Кайфына, к югу от Янцзы, где в 1127 г. и была воссоздана власть императорского дома со столицей в Ханчжоу. Поэтому в традиционной историографии время правления Сунской династии разделяется на два периода: северный (960-1127) и южный (1127-1280). Победоносная армия чжурчжэней успешно продвигалась на юг, и только полноводная Янцзы задержала её продвижение. Со временем граница между Цзинь и южносунской империей установилась по междуречью Хуанхэ и Янцзы, в результате чего Северный Китай вновь, как и почти тысячелетие назад, оказался на длительное время в составе государства, в котором господствовали иноземцы. Правда, как было и раньше, в этом государстве основной частью населения были китайцы, а сама чжурчжэньская знать начала быстро китаизироваться. Тем не менее, отношения между Цзинь и южносунским Китаем продолжали оставаться сложными, чаще всего откровенно враждебными.

Тенденцией к ослаблению государственности была отмечена и аграрная политика сунского правительства. Упорядочить взимание налоговых поступлений становилось всё труднее, поскольку в социальной жизни Китая X-XI вв. произошли значительные изменения. Официально в сунское время аграрные отношения по-прежнему регулировались указом Ян Яня (780 г.). Однако важнейшая для казны часть крестьянства – самостоятельные хозяева-земледельцы – всё уменьшалась, а вместе с тем, как было характерно для династийного цикла, нарастала тенденция усиления крупного землевладения. Его расширение происходило за счёт освоения целины и пустошей, вспашки участков в труднодоступных горных районах, но главным образом за счёт захвата и купли участков мелких владельцев. Владельцы крупных земельных участков чаще всего свободно распоряжались своей землёй – передавали её по наследству, закладывали, продавали. Частных лиц, насильно захватывающих земли, называли «поглотителями».

В перераспределении владений участвовали чиновники всех рангов и званий, купцы, богатые горожане и зажиточные крестьяне, военные и ростовщики. Большими земельными массивами владели сильные дома – из числа влиятельных сановников и крупных чиновников. Источником расширения их владений были пожалования императора, а также захваты казённых земель. Шло активное сокращение площади казённых земель, владений родственников императора, военных поселений, «должностных земель», отдаваемых в кормление чиновникам, а также и земель храмов, общественных амбаров и учебных заведений.

Посягая на земли казённого фонда и мелких землевладельцев, новые хозяева разными способами уклонялись от налогов, а нередко добивались официального от них освобождения. Перераспределение земли не находило отражения в налоговых списках, и поступления в казну резко падали. По данным некоторых источников, в XI в. казна недополучила налогов с 60-70% пахотной площади. Власти тщетно пытались ограничить рост крупных владений, но к 1022 г. те занимали уже половину всей обрабатываемой в стране площади.

Провинциальные чиновники изощрённо увеличивали норму налогообложения. Самыми разорительными были: игра на колебании цен, а также перерасчёт натуральной формы налога в денежную и произвольная замена продуктов. Так, однажды «законный» налог возрос вчетверо: сначала вдвое – при переводе налога тканями на деньги, а затем – при перерасчёте их на пшеницу. Особенно губительными были чрезвычайные поборы на военные нужды и на случай стихийных бедствий. По каждому поводу, например, при покупке сельскохозяйственных орудий, земли, при ремонте жилищ, следовало платить косвенные налоги. Многочисленными были и подушные налоги, выплачиваемые рисом и деньгами.

Дополнительной причиной ухудшения положения широких слоёв населения, в том числе и землевладельцев, являлась и казённая монополия на соль, вино, дрожжи, уксус и особенно на чай. Крайне тяжелы были повинности по обслуживанию казённых учреждений: крестьян заставляли быть гонцами, носильщиками, стражниками, сторожами, слугами, сопровождавшими транспорт. Даже над лишившимися земли крестьянами тяготели прежние фискальные обязательства.

Бывшие землевладельцы либо превращались в бродяг, либо на кабальных условиях становились арендаторами чужих земель. По мере роста крупных владений категория таких держателей -–издольщиков – всё увеличивалась. Наиболее многочисленной среди них была группа кэху – тех, «кто не имел имущества и жил на чужбине». По сведениям официальных источников, категория кэху составляла 35-40% сельского населения страны, но, вероятно, на деле была ещё больше. Кэху возделывали землю хозяев за долю урожая. Она устанавливалась всегда произвольно и, как правило, превышала 50% урожая. Нередко кэху принуждали вносить ещё и налоги в казну.

Рост слоя малоземельных и безземельных арендаторов, тяжесть издольщины резко обострили положение в деревне. Налоговый и ростовщический гнёт, всё возрастающие расходы на содержание армии и разбухшего чиновничьего аппарата усугубили разорение крестьян и стали причиной массовых выступлений. Крестьяне разоряли усадьбы, громили дома местных чиновников, отбирали у богачей запасы зерна, деньги, продовольствие, одежду и всё это делили между бедными. К восставшим присоединялись также торговцы, страдавшие от засилья казённой монополии на производство и торговлю чаем, а также ремесленники и мелкий городской люд.

Реформаторское движение в 30 – 80-х годах XI века.

Напряжённость положения на границах, нестабильность внутри страны, связанная с локальными, но упорно нарастающими народными восстаниями, привели Китай в середине XI в. к глубокому социально-политическому кризису.

Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярко выразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждавший, что «устои государства с каждым днём ветшают, чиновников становится всё больше, население страдает, варвары заносчивы, грабители своевольничают».

Выдвижение реформ осознавалось как следование конфуцианской традиции, исконно предполагавшей время от времени профилактически оздоравливать общественный организм. В поисках средств выхода из создавшегося положения пришли в движение различные слои китайского общества, и прежде всего его образованная элита. Центром её деятельности стала академия, «питомник талантов» в Иньтяне (пров. Хэнань).

Одним из ведущих деятелей оппозиции стал преподаватель академии Фань Чжунъянь, происходивший из некогда родовитой, но обедневшей семьи. По отзывам современников, он не только вдохновенно «толковал древние каноны, но и часто взволнованно говорил о делах Поднебесной, был отважен и ничего не боялся». Именно Фань Чжуанъянь подал доклад из «десяти тысяч иероглифов», изложив в нём мнение о необходимости изменить принципы назначения военных и гражданских чиновников в провинции. Реформатор призвал «вытеснить бездельников, уволить самозванцев, тщательно и строго проводить экзамены».

После длительного соперничества с придворной кликой Фань Чжуанъяню и его сторонникам удалось получить посты в центральном административном аппарате. Проекты реформ излагались в многочисленных докладах трону, содержащих рекомендации относительно укрепления финансовой и военной мощи государства.

Реформаторы связывали благосостояние государства с процветанием земледелия. Для преодоления экономических трудностей Фань Чжунъянь разработал программу ирригационных и мелиоративных работ под контролем казны, а для поощрения земледелия рекомендовал уменьшить трудовые повинности. Чтобы дать сельскому хозяйству дополнительные рабочие руки, он предложил урегулировать выполнение повинностей в казённых учреждениях. Стремясь сократить расходы на дорогостоящее войско, он ратовал за восстановление древней системы, позволяющей обеспечивать и вооружать воинов-земледельцев за счёт общины. Важной мерой реформатор считал сокращение административного аппарата. Фань Чжуанъянь требовал также пересмотра системы образования, всё больше сводившейся к механическому зазубриванию древних канонов. Реформатор предлагал щедро поощрять и выдвигать чиновников, хорошо разбиравшихся в земледелии, ирригации, финансах. Ограничение привилегий чиновной знати, основанных на праве наследования, и выдвижение принципа отбора по способностям могли бы увеличить социальную мобильность в обществе и обновить административный аппарат в центре и на местах.

Предложения Фань Чжуанъяня, поддержанные его сторонниками в серии докладов 1043-1044 гг., встретили сильную оппозицию верхов. Потерпев поражение при реорганизации административного аппарата, идеологи преобразований не смогли также приступить к осуществлению экономической части своей программы. Яростное сопротивление их противников послужило причиной отставки Фань Чжунъяня и его единомышленников. И хотя борьба за реформы на время ослабела, политическая мысль продолжала развиваться.

Властителем дум образованной элиты вскоре становится Ли Гоу (1009-1059), знаменитый своими трудами и воспитавший плеяду учеников. Ли Гоу подчёркивал необходимость осуществить три главных аспекта плана действия сына Неба по гармонизации общества: обогащение государства, усиление армии, успокоение народа.

Среди крупных деятелей, испытавших влияние Ли Гоу, был Ван Аньши (1021-1086). Понимая необходимость адаптировать структуры и институты общества и государства к изменившимся условиям, он неоднократно подавал доклады трону. Ван Аньши декларировал необходимость смягчения социальных противоречий в обществе и предложил меры по урегулированию отношений верхов и низов (казны с подданными). Он выступил против засилия крупных владельцев земли, торговцев, ростовщиков, дестабилизирующих, по его мнению, положение в стране.

Одной из первых проведённых им мер стало упорядочение перевозок в столицу централизованно закупаемого казной зерна в провинции. Чтобы устранить посредничество спекулянтов-ростовщиков, наживавшихся на этой операции, создавался казённый фонд зерна для своевременного реагирования на колебания рыночных цен (в связи с сезонными циклами). Тем самым были исключены финансовые потери при его перевозке. Аналогичные цели преследовало и создание казённых амбаров, позволяющих казне выдавать «ссуды под зелёные побеги» в самую трудную для земледельцев весеннюю пору, когда кончались запасы зерна и крестьяне попадали в зависимость от ростовщиков, ссужавших их зерном под высокие проценты (100-200%). Отныне, исключая вмешательство ростовщиков, казна предоставляла ссуду на условиях 10-20%.

Ван Аньши предложил изменить прежний порядок выполнения трудовых повинностейзаменив их денежным налогом.

В соответствии с земельной реформой были обмерены с целью упорядочения налогообложения земли крупных землевладельцев, утаённые от казны.

Нововведения проводились и в области торговли: мелким торговцам (как и крестьянам) выдавались денежные ссуды с тем, чтобы они смогли противостоять конкуренции крупных торговцев. Вся торговля в стране велась теперь под контролем государства через специально созданные управления.

Много внимания Ван Аньши уделял созданию ополчения на рекрутской основе и учреждению казённых арсеналов.