Лекция 14.

Великая Булгария и Волжская Булгария

 
Сегодня мы поговорим еще об одном тюркском государстве, которое соседствовало с Русью на северо-востоке. Это было сильное Булгарское царство, принявшее одну из мировых религий — ислам. Волжская Булгария (Болгария) непосредственно граничила с двумя городами-княжествами: Муромом и Суздалем. В непрекращающихся пограничных конфликтах брали верх то булгары, захватывая Муром, то славяне, занимая булгарские становища. В результате постоянной борьбы на границах население Волжской Булгарии (являющееся одним из предков современных казанских татар) было смешанным. Нападавшие на русские селения булгары убивали мужчин и захватывали в плен женщин и детей. Детей мусульмане продавали в рабство, а женщин делали своими наложницами. От смешанных браков рождались Мурады и Фатьмы. Но потом на булгарские селения нападали суздальцы и муромцы. Захваченных детей они делали своими работниками, а пленных булгарок брали в жены. На свет появлялись Всеславы и Любавы. Таким образом, различие между двумя этносами было не антропологическим, не расовым и даже не экономическим, ибо хозяйственные системы в Волжской Булгарии и Северо-Восточной Руси были очень похожи. Эти отличия были религиозными. Но религиозный мусульманский фанатизм в Волжской Булгарии еще не восторжествовал, и вера служила лишь индикатором отличий волжских булгар от славян.

Войны между Волжской Булгарией и русскими княжествами в ХI–ХIII вв. происходили за контроль над волжским торговым путем и за раздел сфер влияния в Среднем Поволжье. Булгария процветала на крупной торговле по Волге, а муромские «ушкуйники» занимались речным пиратством. Впервые булгары разорили Муром в 1088 г., и их нападение было вызвано всплеском речного пиратства на Оке и Волге. В 1155 г. (через 67 лет) булгары еще раз вторглись в Муромскую, а заодно и в Рязанскую землю. Муромские и рязанские пираты были для них величайшей помехой. В летописях говорится о пяти военных походах булгар на Русь: 1088, 1107, 1155, 1184 и 1209 года.

Теперь о Булгарии с самого начала. А сначала была Великая Булгария.

Булгары

Одним из значимых периодов по количеству событий и своим последствиям в европейской истории ученые выделяют великое переселение народов (IV–VI столетия). В этот период многие племена перемещались по территории Европы и периодически формировали свои государства. Однако, как правило, они существовали недолго, что исследователи связывают обычно с их внутренней политической непрочностью и вторжениями соседних народов. При этом такие государства нередко имели достаточно обширные размеры. Великая Булгария относится в науке к их числу.

Племена булгар и суваров (савиров) жили на обширной территории северо-кавказского региона в условиях тесного этнического взаимодействия с ираноязычными сарматами и аланами, а также с уграми, антами (восточными славянами), грузинами, армянами и другими кавказскими племенами. Впервые племена под названием «болгар» упомянуты в анонимном византийском «Хронографе» 354 г. Этноним «болгары» получает широкое распространение на Северном Кавказе в V в., когда они начинают создавать свое первое государственное образование – «Великую Болгарию». В 463 г. послы болгарских племен (огуров, серагуров и оногуров) появились в Константинополе.

 Причиной перехода суваров из Великой Степи в IX веке стало её увлажнение. Основная часть их ушла на места, где им пришлось менять свой образ жизни под уже сложившиеся там условия. Даже если они побеждали, они не могли воспользоваться плодами своих побед, потому что нужно было ещё искать себе пропитание, а оно было совсем другим.

На Северном Кавказе у булгарских и суварских племен начался переход от кочевого образа жизни к оседлости, зародились раннефеодальные отношения. Вслед за болгарами в V-VI вв. у суваров совместно с барсилами образовался на территории современного Дагестана свой союз племен – Суварское княжество. В VI в. у его жителей существовала своя письменность. Под суварами авторы V-VIII вв. подразумевали различные гуннские племена, занимавшие степи от Дербента до Азовского моря и Волги. Византийский историк Прокопий Кесарийский в VI в. сообщал: «Tут живут гунны, так называемые савиры, и некоторые другие гуннские племена. Савиры являются гуннским племенем, живут они около Кавказских гор».

Владея Каспийскими воротами (Дербентским проходом), сувары совершали походы в Закавказье – Албанию (страну на территории современного Азербайджана), Армению и Грузию, в Малую и Переднюю Азию.

В 568 г. сувары были разгромлены аварами – тюркоязычными племенами, вторгшимися в Восточную Европу с территории Казахстана. Часть сувар переселилась в Албанию, оставшиеся попали в вассальную зависимость от хазар,

В 70-х гг. VI в. хазары, сувары и булгары попали под власть Западно-Tюркского каганата, образовавшегося на территории Казахстана и распространившего свою власть на Северный Кавказ и Причерноморье. Упорно борясь против каганата, в ходе этой борьбы болгары сблизились с Византией.

В 619 г. правитель булгар Органа прибыл со своей свитой в Византию и принял христианство, однако среди массы булгарского населения христианство не распространилось. После смерти Органы вождем булгарских племен стал его племянник – энергичный Кубрат. Он правил до 660 г.

Кубрат родился около 605 года. Еще ребенком Кубрат попал в столицу Византии Константинополь, куда отвез его дядя Органа и где он воспитывался при дворе византийского императора вместе с будущим императором Ираклием, дружеские связи с которым продолжались до самой смерти Кубрата. Он хорошо познакомился с византийской культурой и обычаями, а в 12 лет был крещён.

Возвратившись на родину, Кубрат объединил под своей властью несколько булгарских и суварских племён и возглавил борьбу своего народа против аваров. Когда они были изгнаны, создал к 630 году Великую Булгарию, которой правил почти 30 лет. В 635 году Кубрат женился на дочери богатого грека Евдокии. От императора Византии Ираклия Кубрат получил сан патриция. Около 634—641 он заключил с императором дружественный союз. Христианство и в дальнейшем получило распространение среди булгар и сувар – об этом свидетельствует то, что внук Кубрата хан Тервел также был христианином.

Кубрат объединил не только болгарские, но и суварские и другие тюркоязычные племена, а также аланов. Возглавлявшиеся им племена сумели добиться освобождения из-под власти Tюркского каганата. Союз их, оформившийся в 30-40-х гг. VII в. на обширной территории между Азовским и Каспийским морями, получил наименование Великой Болгарии (Булгарии).

Столицей Великой Булгарии был древний город Фанагория на Таманском полуострове, разрушенный ранее, в IV в., гуннами. В 60-х гг. VII в., когда Кубрат умер, Великая Болгария раскололась на две части – на два союза племен во главе с сыновьями Кубрата Батбаем (Батбайяном) и Аспарухом (Испериxом). Первому из них досталась восточная часть Великой Булгарии, второму – западная.

Около VII в. образовался сильный Хазарский каганат, подчинивший себе суварские племена и развернувший наступление против булгар. Tюркоязычные хазары были близки к булгарам по культуре и языку. Tеснимые хазарами, булгары во главе с Аспарухом в 675 г. ушли на Дунай. Здесь в союзе со славянами они потеснили аваров, занимавших земли в среднем течении Дуная. Одержав в 679 г. важную победу над византийской армией и подчинив часть южнославянских племен Подунавья, Аспарух провозгласил создание Болгарского царства. К IX в. потомки аспаруховых болгар слились со славянами, передав свое имя образовавшейся славянской народности дунайских болгар.

Другая группа булгар, так называемые «серебряные булгары», в 70-х гг. VII в. переместилась в верховья Дона, позднее основная их часть совместно с булгарским племенем берсула (барсилы) переселяется в Среднее Поволжье. Как полагают ученые, они ушли на север под предводительством Котрага – другого сына хана Кубрата.

Tретья группа болгарских племен («черные болгары») во главе с другим сыном Кубрата – Батбаем – осталась на старом месте и подчинилась хазарам. Сувары с 60-х гг. VII в. находились в составе Хазарского каганата. Хазары использовали сувар в войнах против народов Закавказья, Ирана, Византии и против арабской экспансии на Кавказе.

Волжская Булгария

Впервые булгары (ранние) появились на Средней Волге в конце VII – начале VIII вв. после разгрома Великой Болгарии Кубрата хазарами в 60-х гг. VII в. В их образе жизни было много кочевнических черт. Вторая волна переселенцев появилась здесь в середине VIII в. после крупного поражения Хазарии от арабов в 737 г. Третья волна миграции булгар на Среднюю Волгу относится к IX в. когда в конце предыдущего столетия государственной религией в Хазарии становится иудаизм. Это вызвало недовольство большинства населения, которое исповедовало другие религии, в том числе мусульман. В каганате начались смуты, которые и явились толчком к новым переселениям. Последнее, четвертое, переселение булгар произошло в конце IX – начале X вв. Причиной его явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока.

На Средней Волге ранние булгары поначалу вели традиционный полукочевой образ жизни. Зимой они жили в деревянных домах, летом расходились по войлочным юртам и занимались преимущественно пастушеским скотоводством. Однако суровые природно-климатические условия края отнюдь не благоприятствовали кочеванию. Поэтому ранние булгары постепенно перешли к устойчивому оседлому образу жизни.

Булгары заняли, конечно, не пустующие земли. В Среднем Поволжье испокон веков жили местные финские племена – предки современных марийцев, удмуртов и мордвы. Здесь же с IV-VI вв. обитали небольшие группы тюркоязычных племен, пришедшие на эти земли во времена продвижения гуннов и тюрков Истеми-кагана в Европу. Кроме того, в VII-VIII вв. широкие волго-уральские просторы были заняты полукочевыми мадьярами (древними венграми), прародина которых находилась также где-то на востоке, скорее всего, в южно-сибирских степях. В IX в. из районов Верхнего Прикамья на территорию Среднего Поволжья пришло финно-угорское население. Со всеми этими племенами булгары вошли в тесный контакт. Некоторые из них, например, древние мадьяры вынуждены были вскоре покинуть территорию Волго-Камья. Они ушли на запад и достигли берегов Среднего Дуная, где образовали Венгерское королевство. Оставшееся население, приняв общее название булгар, создало свое государство Волжскую Булгарию.

В конце I тыс. н.э. булгарское общество стояло на пороге окончательного разложения первобытно-родовых отношений. Этому в немалой степени способствовало развитие экономики, в первую очередь пашенного земледелия, ремесла, внутренней и внешней торговли. Перемены в хозяйстве ускорили процесс расслоения общества на отдельные группы людей, отличающиеся степенью богатства. Ранние булгары, заняв волго-камские лесостепные районы, в дальнейшем использовали военно-политическую силу. В условиях, когда шел процесс «завоевания родины», нередко случались военные столкновения с местными племенами. Это привело к усилению военно-племенной знати. Она уже давно выделилась в особую привилегированную группу и окружала себя военной дружиной из числа наиболее отважных и преданных соплеменников. Дружинники совершали военные походы и набеги на соседние земли в целях обогащения. Население было обложено регулярными повинностями и налогами. Тем самым появился источник средств, шедших на содержание аппарата управления, местных князей и их дружин. Общим итогом явилось возникновение государства. Оно было призвано держать в повиновении население страны, обеспечивать защиту ее границ от внешних врагов, проводить внутреннюю и внешнюю политику. Окончательно государство волжских булгар сложилось в начале X в. Характерно, что в это время булгарский эмир организует чеканку монет (902-908 гг.), делаются первые шаги по установлению дипломатических отношений с Багдадским халифатом (921-922 гг.). Тогда же булгары принимают новую религию – ислам (об этом ниже), начинается строительство городов и крепостей. 

Волжская Булгария занимала большую территорию. Основные земли лежали в Западном Закамье, т.е. на левобережье Волги к югу от Камы и до реки Шешма на востоке. Здесь находились такие политические и экономические центры государства, как Биляр, Булгар, Сувар, Джукетау и другие крупные города. Самым густонаселенным районом являлся бассейн Малого Черемшана с Биляром – Великим городом в центре. Булгары проживали и на правобережье Волги, особенно в бассейне Свияги, где возникли десятки городских и сельских поселений. На этих землях находился главный политический центр предволжской территории Булгарии город Ошель. Предкамская территория государства, т.е. земли, лежащие к северу от Камы, была заселена относительно слабо. На столь обширной территории проживали различные племена и народы. Среди них булгары, сувары, барсилы, баранджары, а также билеры, эсегелы. Эти племена, говорится в одном источнике начала X в., «находились в войне друг с другом; когда же появляется враг, они становятся друг другу друзьями». Во второй половине X в. названия перечисленных племен исчезли со страниц летописей. В централизованном государстве сложилась единая булгарская народность. 

Волжская Булгария была государством раннефеодального типа. Во главе государства стоял эмир или эльтебер (предводитель, глава страны). Сведений о булгарских правителях сохранилось очень мало. Первым эмиром был Алмуш, который после принятия ислама стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла. Его имя стоит на первых булгарских монетах 902-908 гг. При правлении Алмуша в 922 г. прибыло в страну Багдадское посольство и состоялось официальное принятие ислама. После Алмуша на престол сел его сын Микаил ибн Джагфар, который также выпускал монеты. В 940-х годах правил Абдулла ибн Микаил; на монетах 970-980-х гг. сохранились имена двух эмиров Мумина ибн Хасана и Мумина ибн Ахмеда. По сообщению одного персидского источника, в 1024-1025 гг. «государем Булгара» был эмир Абу-Исхак Ибрахим ибн Мухаммед.

Булгарскому эмиру подчинялись «цари его земли» правители отдельных земель-областей. До образования централизованного государства каждое булгарское племя имело своих князей-предводителей. Так, Суварское княжество было полностью подчинено булгарскому эмиру только в 970-х гг., а до этого его правители чеканили даже свои собственные монеты. К правящей верхушке принадлежали также предводители боевых дружин, беки, представители высшего духовенства. Основное население страны составлял «простой народ»: земледельцы, ремесленники, торговцы. Они выполняли различные феодальные повинности в пользу государства, но были лично не зависимы от светских и духовных феодалов. Сельская (земледельческая) община владела землей сообща: «каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя. У царя нет на это никакого права» (Ибн Фадлан). Таким образом, в Волжской Булгарии существовала государственная форма эксплуатации населения. Она не предполагала обязательное лишение земледельцев земельной собственности и личной свободы. Эти черты были присущи многим раннефеодальным обществам.

Высшая власть в стране принадлежала эмиру. В начальный период существования государства его глава назывался эльтебер – так же называли правителей союзов племен и военачальников еще в Тюркском каганате, позднее в Хазарии. Точное значение этого слова еще окончательно не выяснено, но его корень “эль” у древних тюрков означал общину, союз племен, государство или страну (современная его форма “ил” у тюркских народов также означает страну).

Позднее, уже в период широкого распространения мусульманства, этот термин заменяется арабским словом “эмир”. В то же время некоторые авторы, прежде всего тот же Ибн-Фадлан, по общепринятой в арабском мире традиции называли правителя булгар общим термином “малик”, означающим царя.

Подать или налог государству у булгар не ограничивались лишь лошадьми или другими вьючными животными. Ибн-Фадлан обратил внимание еще на такой факт: “Каждому, кто у себя устраивает свадьбу или созывает пир, необходимо сделать отчисление царю, в зависимости от размеров пиршества”. Это “отчисление” арабский путешественник конкретизирует как “сахрадж медового набиза”, т. е. ковш или кубок напитка из меда, кроме того, еще какое-то количество пшеницы. Все это отчислял царю в пользу государства любой член общества, будь он простолюдин или высокопоставленный князь. Женил сына или выдал замуж дочь – выдели долю своего состояния и государству. Честь по чести – живешь в государстве, оно тебя защищает, и ты его поддержи.

Феодализм в Волжской Булгарии возник и получил свое начальное развитие в государственной форме. Это означает следующее: до вовлечения крестьян в поземельную зависимость от светских и духовных феодалов практиковалось обложение свободного населения разными государственными повинностями. Помимо вышеуказанных форм подати в пользу государства, свободное население страны обременялось различными публично-государственными повинностями. Так, например, они должны были участвовать в строительстве военных крепостей на важнейших стратегических путях, в возведении больших оборонительных линий на пограничных зонах, в целом в строительстве городов и иных важнейших поселений государственного значения. Бесспорно, в этих работах участвовали и военнопленные, но и на долю свободных общинников выпадало немало дел.

Однако в Волжской Булгарии, как в любой другой феодальной стране, была и частнопомещичья форма подчинения. Хотя прямых указаний на этот счет в письменных источниках нет, существование феодалов и феодальных отношений подтверждается наличием большого числа городищ – остатков феодальных замков на всей основной территории Булгарского государства. Это – небольшие городища площадью в среднем 3–4 га, но с мощными укреплениями и несколькими окружающими селищами. Последние являются остатками деревень, в которых жило крепостное население, подчиненное феодалу, обитавшему со своей дружиной в укрепленном замке.

Развитию феодализма в Волжской Булгарии способствовало принятие единой монотеистической религии – ислама – в самом начале зарождения государства (“монотеизм” означает единобожие). Период после 922 года характеризуется широким распространением мусульманства во всей стране. Приведем всего несколько примеров. Современник Ибн-Фадлана, ал-Балхи писал: “Болгар имя страны, жители которой исповедуют ислам”. Выдающееся персидское сочинение конца Х века “Худуд ал-алам” (“Границы мира”) население Волжской Булгарии также назвало мусульманами.

Исламизация тюркских государств

С появлением ислама начинается новая эпоха, которая называется эпохой хиджры. Ислам в Центральной Азии проповедовали тюркам люди, убежденные в превосходстве этой религии и не сомневающиеся в том, что она будет горячо принята. Начиная с царствования омейадского халифа Хишама (722–743 гг.) миссионеры добирались до тюркских правителей и предлагали им обратиться в ислам. Такие миссии посылались неоднократно и позже; к этому массовому движении примыкали также торговцы и дервиши, бродившие по степям.

Арабские коммерсанты, очень активные в первые столетия хиджры, в основном занимались пропагандой ислама, предлагая следовать их примеру «на всех путях и во всех царствах». Они пользовались покровительством первой экономической державы мира и являлись представителями самой высокой цивилизации. Мистики, суфии составляли довольно разнородную группу, состоявшую из бедняков и просвещенных бродяг, в которой встречались и настоящие умы, вдохновленные верой и любовью к Аллаху.

Вероятно, ислам, предлагаемый кочевникам, в корне отличался от учения теологов в городах. Естественно, что к безграмотным массам обращались малограмотные, но искренне верящее проповедники, так что их часто путали со старыми шаманами. Но существовала тюркская элита, которой не были чужды миссионерские порывы. Так, один из самых выдающихся философов ислама, аль-Фараби, который жил в Дамаске и Алеппо и умер в преклонном возрасте в 950 г., вышел из тюркской семьи, жившей в Центральной Азии.

Саманиды вновь ввели в обиход старую политику Ирана, которая заключалась в превентивных нападениях на скопления степных кочевников, но цель была не только в оккупации их земель или в покорении жителей, в ходе этих экспедиций присутствовал фактор веропринуждения, как это было в 893 г. во время Таласской кампании, когда одну церковь превратили в мечеть, однако их масштабы были несравнимы с деятельностью проповедников и мистиков.

Однако ожидания, что священная мусульманская война, джихад, должна была более эффективно воздействовать на воинственных тюрков в смысле их исламизации, в основном не оправдались. Тюрки-мусульмане могли участвовать в священных войнах, имея в виду, прежде всего, собственные интересы, однако для того, чтобы воевать, джихад им был совсем необязателен. И священная война не делала их мусульманами. Таким образом, начальные плоды исламизации были скудными. Арабы основали несколько городов на Сырдарье как плацдарм для походов на Иртыш и в страну тюрков Западной Сибири. Первых успехов в тюркской среде ислам добился далеко от мусульманских земель – у волжских и камских булгар, на самом пороге «страны тьмы». Здесь впервые ислам одержал победу в чуждом для себя климате.

Исламизация незначительно изменила образ и уровень жизни булгар, зато дала толчок прогрессу. Они научились писать, хотя редко делали это, и обустроили городскую жизнь. Раскопки показали, что в Булгаре было две мечети, восточные бани, и город насчитывал около 50 тыс. жителей. Там чеканили серебряные монеты, по крайней мере, в X в., затем снова с 1180 до 1225 г. от имени багдадского халифа. У булгар зародилась промышленность, особенно выделка кож (позже этим занялись и на Руси) и сапожное ремесло, сделавшее булгарские сапоги знаменитыми на многих рынках. Сельское хозяйство развилось в достаточной степени, чтобы продавать пшеницу русичам, когда у тех случалась засуха.

Также Хорезм, крупный торговый центр, расположенный на перекрестке путей на запад и северо-запад, имел мусульманские колонии, и исторические тексты свидетельствуют о том, как торговцы, направляющиеся в район Волги, предпочитали дорогу через Хорезм более прямому пути через Кавказ.

Тюрки-кочевники постепенно переходили к оседлому образу жизни, становясь горожанами или земледельцами. Если в степи, среди своих соплеменников, их собственная религия, тэнгрианство, удовлетворяло тюрка, то в городской жизни, где племенные и родовые традиции ослаблялись, для сохранения единства народа нужно было что-то новое, что соответствовало бы веяниям времени. Это чувствовали и ханы. Не утруждаясь возведением тэнгрианства на более высокий уровень, некоторые тюркские ханы увидели в исламе выход из кризиса, с которым столкнулся тюркский мир.

Сначала ислам приняли купцы, торговавшие с арабами и персами, тюркские воины – рабы и наемники, служившие халифу, горожане, и самыми последними, в течение нескольких веков, кочевники. Так постепенно тюркский мир, как бы нехотя, отрекался от религии своих предков, принимая арабскую (исламскую) религию, что продолжалось несколько веков.

Принятие ислама тюрками на первых порах как будто положительно сказалось на идеологии их государств. Тюрков, живших в городах и аилах, ислам внешне устраивал. Но в дальнейшем проявились и отрицательные стороны принятия новой для них религии, так как вместе с забвением религии своих предков стали исчезать и тюркские национальные традиции и обычаи. Национальные чувства притуплялись. Национальная идеология подменялась религиозной. Народ читал молитвы на чужом языке, не понимая сути и смысла. Принятие ислама повлекло не только смену одной религии на другую, это имело и другие, более значительные последствия. Тюркские традиции, обычаи, мировоззрение, законы стали подменяться арабскими. С принятием ислама тюркоязычные племена перешли на арабский алфавит, отказавшись от тюркского. Код или ключ познания мира через тюркскую письменность (современники называют ее руни), которую даровал своим любимым Сынам Великий Дух Неба Тэнгри, присущий только им, был подменен арабским. Новые поколения стали терять свои исторические и национальные корни древней культуры, традиции предков, их связь с прошлым была нарушена. Им теперь были недоступны древнетюркские книги и надписи, выбитые на камнях.

Таким образом, смена религий и переход на арабский алфавит повлекли смену жизненных ценностей, изменение мировоззрения всего тюркского мира. По сути, тюрки были лишены источника животворной силы, которая определяла самосознание, национальный дух. Воинственный дух слабел. Тюрки-мусульмане стали все чаще терпеть поражения от тюрков-тэнгрианцев. Духовенство стало вмешиваться в управление государством. С принятием ислама тюрки стали защитниками арабского мира.

О распространении у булгар ислама в качестве официальной, общегосударственной религии можно найти интересные сведения и в русских летописях в связи с историческим событием 986 года, когда к киевскому великому князю Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принятия своей веры. На вопрос князя, что же собой представляет эта вера, булгары ответили, что они делают обрезание, не едят свинины, не пьют вина... По утверждениям летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрещение есть свиное мясо ему не нравится, а насчет вина сказал твердо: “Руси есть веселие пити, не можем без того быти”. После булгар приезжали в Киев немцы, иудеи из хазар, греки, и все они хвалили свою религию. Через год великий князь собрал у себя бояр и посоветовался с ними, как быть. Те предложили послать в эти страны людей, чтобы увидеть все своими глазами. Так и сделали. Приехали киевские послы в Булгарию, увидели, что мусульмане в своих храмах молятся, с их точки зрения, как-то странно кланяются, что “там нет веселья, только одна печаль”. Короче, не понравилось киевлянам у мусульман, приехали домой, доложили своему государю все как было, и ислам был отклонен. Еще через год, т. е. в 988 году, Русь была крещена.

Авторы XI века также знают Волжскую Булгарию как страну мусульманскую. Именно так назвали булгарскую землю, а самих булгар – мусульманами великий Бируни из Средней Азии и выдающийся арабский ученый-естествовед рубежа XI– XII веков ал-Марвази. Известный испано-арабский путешественник XII века ал-Гарнати, посетив Волжскую Булгарию в 1135 и 1150-е годы, передает следующий рассказ, который прочитал там в книге местного историка Йакуба ибн-Нугмана “История Булгарии”. Согласно этому рассказу, один факих – проповедник мусульманства, приехавший из Бухары, хорошо знавший также медицину, взялся лечить булгарского царя и его жену при условии, что они примут его веру; “они поправились и приняли ислам, и принял ислам народ их страны”. Имя этого проповедника и годы его прибытия не указаны в этой книге (работа Ибн-Нугмана не сохранилась до нашего времени). Судя по тому, что речь идет о проповеднике, приехавшем из мусульманской страны, а также о принятии ислама всем народом вслед за своим царем, можно предположить, что этим факихом был Ибн-Фадлан; к тому же именно он приехал в Булгарию через Бухару. А период пребывания самого ал-Гарнати в Волжской Булгарии – это время еще более сильного распространения мусульманства в этой стране. Более того, сами булгары и жители Сувара даже держали в Саксине, городе на Нижней Волге, отдельные кварталы с соборными мечетями. В целом, ислам утвердился в Волжской Булгарии в качестве общегосударственной, господствующей идеологии.

Однако в той же Булгарии, особенно в ее начальный период, сохранялось еще и язычество. С язычеством впервые встретился там Ибн-Фадлан, который запечатлел его в своих рассказах. Например, человека, который кого-то нечаянно убил, наказывают таким образом: его кладут в ящик, туда же помещают для него еду (“три лепешки и сосуд с водой”), заколачивают ящик и вешают его на столбы, где он медленно умирает. Или вот еще одна языческая форма похорон: умирает человек и его временно оставляют в его же юрте. К ее двери подходят мужчины и начинают громко и горько плакать. Ибн-Фадлан говорит, что это свободные люди, т. е. свободные от исламских канонов. Когда завершается их плач, являются рабы и начинают сильно бить себя кнутом. Потом у двери юрты умершего водружают знамя. После похорон вокруг могилы складывают его оружие и продолжают оплакивать умершего в течение двух лет. После окончания этого срока знамя снимают, и родственники “созывают званый пир” – устраивают поминки. Если у него была жена, то после этого она получает право вторично выйти замуж. Ибн-Фадлан замечает, что весь этот обряд совершается, если умерший был “из главарей”. Простолюдина же хоронят, соблюдая лишь часть обряда.

Главным богом болгары и сувары считали исполина Tэнгрихана (тэнгри означало «небо»), почитали его спасителем богов, жизнеподателем и дарователем всех благ. Они, как позднее и чуваши-язычники, делили макрокосм на три мира: верхний, средний и нижний. Культ Tэнгрихана был связан с почитанием священных густолиственных дубовых рощ, где как старейшину выделяли громадное дерево и располагали возле него капища с кумирами (идолами). Христианский епископ Исраиль, побывав в стране суваров в 684 г., так описал их религию: «...Они приносили жертву огню и воде, поклонялись некоторым богам путей, также луне и всем творениям, которые в глазах их казались удивительными, высоким густолиственным дубам поклонялись, принося в жертву лошадей, ели и пили тело и кровь жертвенных животных, кровь их поливали вокруг деревьев, и голову и кожу вешали на сучьях и деревьях».

Вслед за Tэнгриханом наиболее почитаемым был бог Куар, производивший «искры громоносных молний и эфирные огни».

На Северном Кавказе, в Приазовье и Причерноморье сувары и булгары смешивались с ираноязычными сарматами и аланами, хазарами и кавказскими народами, что отразилось в изменении физического типа булгар и сувар, а в последующем в появлении у них потомков – чувашей – европеоидов кавказского типа. Этнокультурные параллели между булгарами, ушедшими на Дунай, с одной стороны, и на Среднюю Волгу – с другой, находят свое наиболее рельефное выражение в общности, а то и идентичности многих элементов материальной и духовной культуры их потомков – дунайских болгар и чувашей. В прошлом много общего обнаруживалось в покрое женской одежды, головных уборах и орнаменте, предметах быта, народных поверьях, обрядах и обычаях дунайских болгар и чувашей.

Первые города в Волжской Булгарии начали появляться в начале 20-х годов X века. Этот исторический процесс связан с окончательным переходом от бывшей кочевнической жизни к оседлой. Появление первых булгарских городов совпадает с периодом принятия ислама. Это не случайное совпадение, а закономерный исторический процесс. Именно с возникновением и ростом городов, с развитием городской культуры связано распространение крупнейших религий мира, в том числе и ислама. Так было и в Волжской Булгарии. С появлением первых городов в этом государстве началась также чеканка собственных, булгарских серебряных монет-диргемов.

Арабо-персидские средневековые исторические источники с 20-х годов X века начинают упоминать два булгарских города — Булгар и Сувар, притом они часто фигурируют рядом, как бы дополняя друг друга. Да и историческая судьба их оказалась очень близкой, особенно в X—XI веках.

Первое и ценнейшее сведение об этих двух городах принадлежит перу ал-Балхи: «Булгар—имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город, Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10 000 человек. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам. Тот же проповедник сказал о долгих летних днях и коротких зимних днях и долгих ночах». Почти такое же сообщение оставили ал-Истахри и повторивший его Ибн-Хаукаль, арабские авторы 30-х и 60-х годов X века, однако у них есть одна существенная редакция ал-Балхи: десять тысяч означает у них не вообще жителей этих городов, а названо как количество их «мужей», т. е. воинов. Это более соответствует истине, ибо в средневековье при определении количества жителей какого-либо города исходили из числа его воинов. Это ясно видно и по сообщению, имеющемуся в персидском сочинении конца X века «Худуд ал-алам» неизвестного автора: «Булгар — город с небольшой об­ластью, расположенный на берегу Итиля. В нем все [жители] мусульмане; из него выходит 20 000 всадников. Со всяким войском кафиров (иноверцев), сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают. Это место крепкое, богатое. Сувар — город вблизи Булгара; в нем борцы за веру, так же как в Булгаре».

Выбор Булгара столицей с самого начала X века, когда образовалось государство, вполне закономерен. Он занимал весьма удобные позиции на стыке Волги и Камы — двух основных водных магистралей Восточной Европы, имевших большое эко­номическое и стратегическое значение. Сооружение столицы в этом важнейшем районе сыграло колоссальную роль в объединении булгарских земель в одно централизованное государство, в превращении Волжской Булгарии и ее столицы в центр международного экономического и культурного обмена между Западом и Востоком. Вполне естественно, что политический центр государства носил название самого государства и его основного населения.

В XII веке в Булгаре побывали два арабских путешественника. Один из них—ал-Гарнати – пишет: «А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена из дуба». В восточной географии встречаются также сведения о том, что кроме «внутреннего», т. е. собственно Булгара, имелся и «внешний» Булгар в качестве торгового пункта государства, связанный с внешним миром—это известный Ага-Базар на Волге. В источниках также говорится, что Булгар меньше Куябы, т. е. Киева, древнерусского стольного города, расстояние между которыми составляло 20 дней пути. В русских летописях, отражающих события домонгольского периода, название Булгара в качестве города отсутствует (на­звание «Великие Болгары» впервые появляется в конце XIV в.)

Другим крупным булгарским городом, вошедшим в историю, был Сувар. Естественно, и кроме них были города, среди них центры княжеств или просто города как очаги ремесла и торговли. По своей политической значи­мости их не сравнить с Булгаром или Суваром, но они сыграли немаловажную роль в жизни булгарского общества на различных этапах его развития. К сожалению, трагичной была судьба Ошеля (Ашлы), расположенного на правобережье Волги. Центр крупного княжества в западных землях Волжской Булгарии, он был взят и разрушен войсками Святослава, племянника Всеволода Большое Гнездо, в 1220 году и никогда больше не восстанавливался. В летописном описании этого события сохранились ценные сведения об оборонительных укреплениях Ошеля, дающие возможность оценить довольно высокую степень военно-инженерного дела у волжских булгар.

Центром княжества на правобережье Камы был город Кашан. Хотя исторические сообщения об этом городе домонголь­ского периода не сохранились (такие сообщения имеют отношение к золотоордынской эпохе), археологические материалы свидетельствуют о том, что этот город был немаловажным центром культуры и торговли в северной зоне. Чуть выше по Каме, на ее левом берегу, на высокой горе располагался Джу-кетау (Дукэтау), что в переводе означает Липовая гора. Хотя исторические сведения о нем также относятся к золотоордын-скому периоду, археологически Джукетау датируется и более ранним временем. Наверное, одним из таких центров на востоке Волжской Булгарии являлся расположенный на реке Шешма Тубулгатау. Среди городов дозолотоордынского периода нужно назвать также Торцск, Тухчин, Нухрат, находившиеся в закамской, центральной части Булгарского государства, т. е. в том же районе, где располагались Булгар, Сувар и Буляр.

Кроме городов, в Булгарии было много открытых поселений, попросту говоря, деревень. К настоящему времени известно более 900 селищ. Часть из них представляет остатки посадов городов за пределами кремлевских укреплений, но большинст­во—это археологические памятники тех мест, на которых когда-то стояли обыкновенные деревни. Некоторые из них дости­гали солидных размеров от 50 до 100 гектаров, однако преобладающая их часть имела небольшие площади от трех до шести гектаров. Такие деревни состояли в среднем из 20-—40 дворов. Из названных выше 900 селищ две трети имеют отношение к периоду Волжской Булгарии, остальные, как и города, имеют позднее происхождение, т. е. эпохи Золотой Орды и Казанского ханства.

Волжская Булгария была страной с высокоразвитой экономикой. Основу ее составляли сельское хозяйство, ремесленное производство, внутренняя и внешняя торговля. Сельские жители занимались земледелием и скотоводством. Арабский географ начала X в. Ибн Русте писал: «Болгары  народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как - то: пшеницу, ячмень, просо и другие». Примечательно наблюдение и другого современника Ибн Фадлана. Он отмечал, что «пища их (булгар)  просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень у них в большом количестве».

Земледелие удовлетворяло не только внутренние потребности страны в хлебе. Булгары вывозили хлеб в русские княжества. В «Повести временных лет» под 1024 г. сообщается, что во время голода в Суздальской земле русские отправились в «Булгары и привезоша жито (хлеб) и тако ожиша». Такого же рода сообщения имеются в летописях и под 1229 г. О высоком уровне земледелия у булгар свидетельствуют и археологические данные. Во время раскопок обнаружены железные сошники, лемехи и резаки от плуга, наральники, орудия уборки (серпы), жернова. Сеяли пшеницу, просо, ячмень, полбу, чечевицу, горох. Рожь не была широко распространена, овес специально не выращивали. Зерно хранили в ямах, стены которых обмазывались глиной и обжигались, или обкладывались досками. Использовались также амбары-зернохранилища.

Важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство. Оно обеспечивало население мясом, молочными продуктами. Шерсть шла на изготовление войлока и ткани. Кожевенное  косторезное ремесла базировались также на сырье, которое поставляло животноводство. Булгары разводили коров, быков, лошадей, овец, коз. Это были крупные породы животных, которые выгодно отличались от местных финских и древнерусских. Лошади использовались в транспортных целях, волы  как тягловая сила на пашне. Феодальная верхушка имела возможность разведения хороших коней, используемых не только в хозяйстве, но и в военном деле, а также в развлечениях. Разводили также кур, возможно, уток и гусей. Свиней в хозяйстве булгары не держали, следуя запретам ислама и древним кочевническим традициям. 

В экономике Волжской Булгарии X – начала XIII вв. чрезвычайно важную роль играло городское ремесло. Его продукция шла не только на внутренний рынок, но и вывозилась в другие страны. Ведущими отраслями ремесла была черная металлургия и металлообработкаМеталлургический район города Биляра занимал огромную по тем временам площадь  более одного гектара. Горны представляли собой печи полусферической формы из сырцовых кирпичей. К печи подводилось воздуходувное устройство. В такие горны загружалась мелко измельченная железная руда, перемешанная с древесным углем. В условиях высокой температуры получали железо, которое отправляли в кузнечные мастерские. Булгарский кузнец – высокопрофессиональный мастер, владевший всеми тонкостями и секретами обработки металла. На его вооружении были тяжелые молоты-кувалды, молотки, наковальники, зубила, пробойники, напильники, большие и малые клещи и другие инструменты. В кузнечном деле существовала определенная специализация. В одних мастерских производили лемеха, сошники, серпы, топоры. В других  трудились оружейники, в третьих  кузнецы изготавливали ножи, ножницы, замки, ключи, другие необходимые в быту вещи.

Успешно развивалась и цветная металлургияБулгарские бронзолитейщики и медники выпускали в основном разнообразную посуду  кувшины, чаши, блюда, кумганы, светильники, тазы и подносы, а также чаши от весов, гирьки-разновесы и т.д. Совершенством отличалось у булгар ювелирное ремесло. Булгарские профессионалы-мастера знали сложнейшие приемы обработки драгоценных металлов. Они вла­дели, например, техникой скани (филиграни) и зерни. Из одного грамма золота вручную щипцами через отверстия в стальной пластине вытягивали тончайшую проволочную нить длиной до двух километров. Великолеп­ными образцами ювелирного искусства у булгар являлись золотые височные подвески, перстни и браслеты, серьги и нагрудные украшения.

К числу основных производств Волжской Болгарии относилось гончарное ремесло. Болгарские гончары делали столь совершенные сосуды, что они пользовались спросом на обширных территориях Восточной Европы. Эти мастера по уровню профессионализма стояли несравнимо выше своих соседей. Под влиянием гончарного дела зародились совершенно новые отрасли ремесла – производство строительного кирпича, который использовался при возведении жи­лых и общественных зданий, и стеклоделие. Стеклоделы Биляра и Сувара производили не только посуду (банки, рюмки, флакончики), но и оконное стекло  круглые диски диаметром 20-30 см. Высокого уровня развития достигли такие традиционные ремесла, как косторезное и кожевенное дело. Во многих странах Запада и Востока чрезвычайно высоко ценился особый сорт тонко обработанной кожи, называемый «булгари». Секрет его изготовления был известен только булгарским мастерам. 

В хозяйственной жизни булгар огромную роль играла торговля. Примечательно, что в прошлом Волжскую Булгарию всерьез рассматривали как страну, сплошь населенную  купцами. Булгарское государство, расположенное на стыке Волги и Камы – магистральных водных путей Восточной Европы  еще в X в. превращается в крупнейший центр международной торговли. Местные купцы контролировали и регулировали торговые связи Древней Руси, Прибалтики и Скандинавии со странами Средней Азии, арабского Востока, а также Ираном, Индией и Китаем. Внешняя торговля приносила огромный доход государственной казне: в пользу государства взималась десятая часть стоимости ввозимых товаров. При раскопках булгарских поселений археологи находят большое количество привозных вещей. Это и прибалтийский янтарь, и красивая восточная посуда, русское и византийское стекло и многие другие товары, пользовавшиеся спросом у богатых слоев населения. Таким образом, Волжская Булгария обладала большим экономическим потенциалом. Об этом свидетельствует высокий уровень развития в стране сельского хозяйства, ремесла и торговли, в том числе внешней.

Несколько сведений из письменных источников об исторической этнографии домонгольских булгар, об их быте, обрядах и обычаях дают Ибн-Фадлан и ал-Гарнати – к продуктам питания булгар относят хлеб (надо полагать, в основном пшеничный, ибо тот же Ибн-Фадлан и другие авторы X—XI веков писали, что булгары сеют пшеницу), мясо, просо, мед. Любопытны отдельные наблюдения знаменитого багдадского посланника над трапезой на приеме у царя. Жареное мясо едят, отрезая куски ножом. Между прочим, вилок тогда еще не было — их впервые привез в Европу из Китая знаменитый итальянский путешественник XIII века Марко Поло. Едят булгары сидя на полу, но перед каждым стоит низенький стол с яствами. Подобная обстановка отмечена для званых обедов у верхушки общества, однако надо полагать, что подобные правила были характерны и для остального населения. Ибн-Фадлан в другом месте отмечает, что булгары сидят «стоя на коленях», вернее, «севши на пятки». При подобной позе сидения во время еды обязательно наличие низенького столика перед сидящим. Кстати, человек в этом случае сидит не «по-восточному», а согнув колени и подогнав под себя пятки.

У булгар существовал закон смертной казни за убийство человека, прелюбодеяние и воровство. К тому же казнь осу­ществлялась весьма сурово — виновника привязывали за руки и ноги к четырем столбам и тело рассекали пополам. В Булгарии получают развитие художественная литература и поэтическое народное творчество. Правда, сведения о на­чальном домонгольском периоде весьма скудны. Есть небольшие данные о распространении у булгар в XI веке отдельных общетюркских произведений.



Медитация 1 – 2 – 3 Мастер

ТЛПЛ ЭРЭО СООК РОН СООК РОН

СООК ТУММ ТООН ЭТОЛ АРР ТООН

ВУУЛ ТАН ФЕР АГАР ФЕР РА

ЛЕВИС ТЕРЦ ИНН УНИТ ЕНОХ ЛЕВИС

ЛИИТ РА ОСТЕР ЭОХ ВЕНУС ГРОН