Лекция 1.

Распад Византийской империи

 
Мы начинаем новый курс, которого так долго ждали – он нам всем не только интересен, но и очень важен. Мы неоднократно говорили о той роли, которую играет Россия в мировой истории и метаистории, об ее значении и Предназначении. В курсе лекций «Метаистория Древней Руси» мы затронем самое начало становления нашей страны – «домонгольский» период, рассмотрим самые первые этапы ее развития – собирание этнического субстрата, формирование эгрегора, освоение территорий (физических и потусторонних), выстраивание границ, взаимодействие с соседями и т. п.

Рассматривая метаисторию нашей страны, мы, как всегда, опираемся на исторические факты, хотя по поводу их достоверности, а уж тем более интерпретации, существует множество версий, как официальных, так и неофициальных, как привязанных хоть к какой-то реальности, так и совсем фантастических. Про Россию не случайно сказано, что это «великая страна с непредсказуемым прошлым» (сатирик Михаил Задорнов) – при каждой смене власти история страны переписывается заново. Причем меняется не только интерпретация каких-то событий, но какие-то из них вообще пропадают из поля зрения ученых, а какие-то малозначимые рассматриваются как явления первостепенной важности.

Мы, как всегда, рассматриваем все процессы с метаисторической точки зрения. Но немного истории нам необходимо. Поэтому начнем с самого начала – «откуда есть пошла Русская земля». Это всем известная крылатая фраза из знаменитой летописи «Повесть временных лет», написанной киевским монахом-летописцем Нестором, жившим в XII веке.

Сначала поговорим о трех факторах, которые нам важны для понимания – о Византии, о славянах и о норманнах (варягах, викингах). В курсе лекций «Метаистория Средних веков. Западная Европа» были лекция 4 «Германия раннего средневековья» и лекция 5 «Германцы и кельты» – желательно их переслушать или хотя бы перечитать текст.

Начнем с Византии. О ней был прочитан и отдельный курс лекций (желательно его переслушать или хотя бы перечитать), и много говорилось курсе лекций «Эпоха Крестовых походов». В Лекции 10 этого курса было рассказано о том, как в 1204 году столица Византии – Константинополь – была завоевана и разграблена крестоносцами. С этого времени начался РАСПАД ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Первым результатом этого завоевания было глубокое изменение облика восточного мира.

На развалинах Византийской империи пышным цветом расцвели латинские феодальные сеньории. В Константинополе образовалась Латинская империя, императором которой бароны-крестоносцы избрали Балдуина, графа Фландрского; в Фессалонике, под властью маркиза Монферратского Бонифация, было основано королевство, находившееся в номинальной зависимости от императора. Появились титулярные герцоги Никеи и Филиппополя, сеньоры Дидимотики и Адрамиттия. Через несколько дней после взятия Константинополя в результате победоносных рыцарских походов, которые Бонифаций Монферратский довел до Афин и Коринфа, были основаны и другие латинские государства: Венеция немедленно заняла столько городов и островов, что вполне законно могла позволить своему дожу именоваться «господином трех восьмых византийской империи».

Разгром Византийской империи повлек за собой рождение множества отдельных греческих государств. В Трапезунде два представителя дома Комнинов — Алексей и Давид — основали империю, вскоре распространившуюся по берегу Черного моря от Гераклеи до Кавказа и просуществовавшую до середины XV столетия (1461). В Эпире побочный потомок Ангелов Михаил Ангел Комнин создал деспотат, простиравшийся от Навпакта до Диррахия. В Никее Феодор Ласкарь, зять Алексея III Ангела, начал собирать вокруг себя все то, что осталось от византийской аристократии и высшего духовенства, и в 1206 г. торжественно короновался «императором ромеев». Казалось, что наступил конец Византийской империи.

Однако эти новые государства, рождавшиеся к политической жизни, были весьма различны. Латинская империя, несмотря на несомненные достоинства своих первых государей, едва просуществовала полстолетия (1204—1261); ее природная слабость неизбежно сделала ее эфемерной. Наоборот, у византийцев победа иноземцев пробудила патриотизм и воскресила сознание византийской национальности. Вожди, вокруг которых объединились все жизнеспособные силы греческого мира, преследовали одну цель: отвоевать у ненавистных латинян Константинополь. Оставалось только выяснить, которая из двух соперничавших империй — Никейская или Эпирская — сумеет осуществить эту задачу.

ЛАТИНО-КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ

Чтобы государственное образование, порожденное четвертым крестовым походом, оказалось хоть сколько-нибудь устойчивым, новой империи нужно было сильное правительство и прочно централизованный аппарат, а в типично феодальном государстве, образованном латинянами, император был всего лишь первым бароном. Его власть, распространявшаяся на большие территории, в политическом отношении была ничтожной. Балдуин тотчас же по восшествии на престол вынужден был объявить войну своему непокорному вассалу — королю Фессалоники, и, хотя их и удалось примирить, между ними никогда не устанавливалось прочного согласия. Генрих Фландрский, наследник Балдуина, столкнулся с теми же трудностями; и хотя ему удалось при помощи своей энергии и ловкости подчинить Фессалонику своей власти (1209) и заставить византийских феодалов признать на съезде в Равеннике (1210) его суверенитет, тем не менее афинские герцоги и ахейские короли очень скоро потеряли интерес к делам империи и сделались почти независимыми от нее. Латинская империя не могла многого ждать от Венеции, которая была поглощена своими собственными интересами и ревниво охраняла свои привилегии. Союз с побежденными греками был невозможен. Несмотря на старания некоторых латинских правителей, пытавшихся бороться с ненавистью населения к завоевателям и сгладить воспоминания об их грубости, греческий народ в целом сохранял враждебное отношение к иностранцам и страстно ожидал избавителя, откуда бы он ни явился — из Эпира или Никеи. Наконец, к несомненной опасности со стороны греков прибавилась возможная опасность со стороны болгар. Латиняне совершили промах, отвергнув союз, который им предлагал царь Иоанница (1197—1207), и таким образом, вместо того чтобы заручиться поддержкой болгар в борьбе против византийцев, создали себе из них непримиримых врагов; после этого болгары объединились с греческими государями Никеи против Латинской империи и ожесточенно старались ее уничтожить.

Все же в первый момент разрухи, последовавшей за захватом Константинополя, казалось, что латиняне торжествовали повсюду. Фессалия, центральная Греция, Пелопоннес были завоеваны в несколько недель, не сумев оказать серьезного сопротивления. В Малой Азии Генрих Фландрский разбил греков при Пиманионе, и власть молодого Феодора Ласкаря, сохранившего от своих владений только Пруссу, казалось, клонилась к гибели, когда ее спасло вторжение болгар во Фракию. Во время правления Генриха Фландрского, брата и наследника Балдуина (1205—1216), несомненно лучшего государя, какой когда-либо был в Латино-Константинопольской империи, можно было думать, что государство, родившееся из крестового похода, окажется жизнеспособным. По смерти Иоанницы Генрих заключил мир с Болгарией, освободив таким образом империю от серьезной заботы; ему удалось кое-как восстановить единство между латинянами и вновь обрести императорскую власть над своими крупными вассалами; он даже сумел добиться покорности и симпатии от своих греческих подданных. Одновременно он предпринял наступление в Азии. Однако Генрих умер слишком рано (1216) для того, чтобы суметь основать империю. Отныне у византийцев и болгар руки оказались свободными; государство, основанное крестоносцами, клонилось к жалкой гибели под властью слабых государей.

ГРЕКО-НИКЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Феодор Ласкарь (1206 — 1222) постепенно стал единственным владыкой византийской Азии. Он разбил государей Трапезунда, завидовавших его удачам, и турок-сельджуков (1211) и отвоевал у последних значительную часть берегов Анатолии. По смерти императора Генриха он не дал латинянам ни минуты передышки. Когда Феодор умер (1222), оставив трон своему зятю Иоанну Ватацу (1222 — 1254), то за исключением небольшого куска Вифинии, еще занятого латинянами, под его властью оказался объединенным весь запад Малой Азии. Ватацу — хорошему полководцу и умелому администратору — предстояло завершить дело Ласкаря и дать византийской Малой Азии последний период расцвета.

Однако судьбы и планы Никейской империи не остались ограниченными областью азиатских провинций древней империи. Деятельный и умный государь Болгарии Иоанн Асень (1218— 1241) охотно принял бы сторону латинян против греков, и когда в 1228 г. умер император Роберт, он намеревался стать регентом Латинской империи при несовершеннолетнем Балдуине II (1228—1261), но из-за недальновидного упорства латинского духовенства православному государю был предпочтен храбрый, но политически бездарный рыцарь Иоанн Бриеннь (1229—1237); так империя упустила свой последний шанс на спасение. Оскорбленный болгарский государь к величайшей выгоде никейских греков превратился в непримиримого врага латинян. Император Никеи за двенадцать лет правления значительно расширил свои владения. Победив латинян, он отнял у них последние крепости, которыми те владели в Анатолии, и отвоевал крупные острова у берегов Малой Азии — Самос, Хиос, Лесбос, Кос, сделав греческого правителя Родоса своим вассалом. Он повел войска во Фракию и тотчас же занял Адрианополь и, наконец, атаковал венецианцев на Крите. Союз с болгарами еще более усилил его могущество. В 1236 г. оба союзника напрягли все силы, чтобы взять Константинополь; город едва устоял под их натиском. На Западе вовремя поняли, что его необходимо спасти: приморские итальянские города и ахейский князь поспешили на помощь. Столица Латинской империи была спасена, и благодаря распаду греко-болгарского союза, последовавшему вскоре после смерти Иоанна Асеня (1241), несчастное латинское государство просуществовало еще четверть века; в течение этих двадцати пяти лет Балдуин II повсюду умолял о помощи, не получая ее ниоткуда; чтобы раздобыть немного денег, он продал самые ценные реликвии Константинополя, которые у него купил Людовик Святой; наконец, он дошел до такой степени нужды, что для чеканки монеты должен был использовать свинец с крыш и жечь деревянные украшения императорских дворцов, чтобы согреться в зимнюю пору.

За это время Ватац окончательно восстановил единение византийцев против чужеземцев. Он изгнал латинян из их последних владений в Анатолии; он заручился могущественной поддержкой императора Фридриха II Гогенштауфена, женившись на его дочери (1244); император, ненавидевший папу, покровителя Латинской империи, без колебания предоставил грекам Константинополь; затем Ватац лишил франков помощи иконийского султана (1244) и воспользовался вторжением монголов в Малую Азию, чтобы расширить пределы своего государства за счет турок. Особенно энергично действовал он в Европе. Когда он умер, Греко-Никейская империя, богатая, могущественная, цветущая, окружала со всех сторон жалкие остатки Латинской империи. Оставалось только завоевать Константинополь.

ОТВОЕВАНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ВИЗАНТИЙЦАМИ

Феодор II Ласкарь (1254—1258) в течение своего недолгого царствования продолжал политику отца. Его преемник Михаил Палеолог (1258—1261) отвоевал Македонию, вторгся в Албанию и нанес поражение Эпирскому деспотату. Спустя некоторое время Палеолог завершил свое дело отвоеванием Константинополя.

В 1261 г . он перешел Геллеспонт и отнял у латинян все их владения вне столицы. Против венецианцев, которые, хотя и с некоторым опозданием, поняли необходимость защищать Константинополь, он чрезвычайна ловко обеспечил себе союз с их соперниками генуэзцами, обещав им пожаловать на Востоке все те привилегии, которыми пользовались их соперники. Отныне достаточно было благоприятного случая, чтобы столица попала в руки византийцев. 25 июля 1261 г. один из полководцев Палеолога, воспользовавшись тем, что венецианский флот только что покинул Золотой Рог, стремительным и удачным ударом овладел городом. Балдуину II оставалось только бежать в сопровождении латинского патриарха и венецианских поселенцев; 15 августа 1261 г. Михаил Палеолог торжественно вступил в Константинополь и в храме св. Софии возложил на свою голову императорскую корону. Казалось, что Византийская империя вновь возродилась при национальной династии Палеологов, которой предстояло управлять Византией в продолжение почти двух столетий.

АХЕЙСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Другие латинские государства, вызванные к жизни четвертым крестовым походом, не исчезли одновременно с Константинопольской империей. Не говоря о Венеции, еще долгое время сохранявшей свою колониальную империю и островные сеньории, основанные ее гражданами, Афинское герцогство существовало до 1311 г., и хотя затем оно перешло под власть каталонцев (1311—1333), а затем к флорентийским герцогам (1333—1456), — оно все же никогда более не досталось византийцам. Ахейское княжество стало к этому времени еще более цветущим. Несмотря на свою чисто феодальную организацию и на создание там в результате франкского завоевания двенадцати бароний, страна под умелым управлением своих государей была в течение всего XIII в. одним из самых богатых государств латинского Востока. Финансы находились в превосходном состоянии; армия славилась «лучшей кавалерией в Европе»; спокойствие было полным; согласие с греческими подданными не оставляло желать ничего лучшего. Двор его столицы Андравиды был, как говорит один хронист, «более блестящим, чем дворы самых крупных королей». Французское влияние при нем было всемогущим: «по-французски там говорили так же хорошо, как в Париже». И, несомненно, влияние, которое оказывала отдаленная Франция XIII в. на эту греческую страну, завоеванную оружием и так быстро ассимилировавшуюся, остается одним из любопытнейших явлений византийской истории.

На Востоке оставалось много латинских поселений, порожденных четвертым крестовым походом. Несмотря на отвоевание Константинополя, несмотря на успехи Михаила Палеолога в Эпире и в Ахайе, это обстоятельство оставалось источником постоянных забот для восстановленной империи Палеологов и причиной ее неоспоримой слабости.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ПАЛЕОЛОГАХ (1261 — 1453)

ПОЛОЖЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1201 г .

Империя в том виде, в каком она была восстановлена при новой династии Палеологов, нисколько не походила на монархию, в которой некогда царствовали Комнины. Восстановленная Византийская империя охватывала лишь три группы территорий: в Азии — владения бывшей Никейской империи; в Европе — Константинополь с Фракией и частью Македонии с главным городом Фессалоникой; наконец, — некоторые острова, как Родос, Лесбос, Самофракия и Имброс. И бок о бок с этой империей, уменьшенной территориально, слабой в военном и финансовом отношении, росли мощные и сознающие свою силу молодые государства, стремившиеся оспаривать у Византии ту гегемонию, которой она некогда обладала.

В XIII в. таким государством была вторая Болгарская империя на Балканах, в XIV в. — Великая Сербия Стефана Душана. Но прежде всего это были азиатские турки, грозная опасность со стороны которых возрастала с каждым днем. Далеко ушло то время, когда Константинополь был центром восточного мира и восточной культуры.

ПРАВЛЕНИЕ МИХАИЛА VIII ПАЛЕОЛОГА (1261—1282)

Восстановить Византийскую империю в ее целости и в былом великолепии можно было только чудом. Михаил VIII (1261 —1282) попытался осуществить это чудо; и хотя ему не удалось полностью воплотить в жизнь свои грандиозные планы, тем не менее поставленная им перед собой цель, его практические дарования и гибкий ум делают его последним значительным императором Византии.

С момента своего вступления на престол Михаил VIII обнаружил намерение отвоевать как у греков, так и у латинян все провинции, захваченные ими у империи. Он отнял часть Македонии у болгар (1264), большое количество островов Архипелага у венецианцев; он отразил дерзкие посягательства генуэзцев; наконец, он восстановил в сербской и болгарской церкви власть византийского патриарха. Но очень скоро он столкнулся с враждебностью Запада. Действительно, ни папа, ни Венеция отнюдь не отказывались от намерения восстановить Латинскую империю; Карл Анжуйский, новый государь обеих Сицилий, наследник прав императора Балдуина II имел еще более честолюбивые планы в отношении Востока. Он завоевал Корфу (1267), Диррахий и побережье Эпира (1272), принял титул короля Албании и заключил союз со всеми врагами империи — болгарами, сербами, князем Великой Валахии.

В этот критический момент только изумительная ловкость Михаила Палеолога помешала созданию коалиции всего Запада против Византии. Используя беспокойство папы, не желавшего допустить чрезмерного роста могущества Карла Анжуйского, подавая надежду на осуществление постоянной мечты римских первосвященников о восстановлении власти Рима над греческой церковью, он заключил с папой Григорием X на Лионском соборе (1274) соглашение, которое вновь подчинило восточную церковь папе. За это Михаил VIII добился обязательства, что у него не станут оспаривать Константинополь, что на Востоке у него руки будут совершенно свободными и что ему даже позволят сражаться там с латинянами. К несчастью, непрекращающаяся вражда византийцев с Римом пресекла эти успешные действия. Михаил VIII силой навязал византийскому духовенству союз с Римом. В результате он только вызвал раскол в православной церкви, а антагонизм между двумя мирами, который он надеялся уничтожить, стал еще более острым и грозным.

С другой стороны, Карл Анжуйский, чрезвычайно недовольный всем происходящим, не сложил оружия. Византийский император был со всех сторон окружен врагами, но в марте 1282 г. он разбил войска Карла Анжуйского и таким образом нанес поражение Западу; однако, уделяя чрезмерное внимание латинянам, он недопустимо пренебрегал турецкой опасностью, которая росла в Малой Азии, и сербской опасностью, подымавшейся в Европе. Религиозное возбуждение, некогда допущенное в империи, было другой причиной ее слабости. Казалось, что правление Михаила VIII знаменовало для империи начало возрождения; за ним, однако, последовал быстрый и неизбежный упадок.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ПОСЛЕДНИХ ПАЛЕОЛОГАХ (1282—1453)

Мы видим этот упадок при преемниках Михаила VIII — его сыне Андронике II (1282—1328), государе образованном, красноречивом, покровительствовавшем литературе и очень благочестивом, но безнадежно слабом и бездарном в государственных делах, и при его внуке Андронике III (1328—1341), умном, но легковесном и буйном прожигателе жизни; мы видим этот упадок в период длительного царствования Иоанна V (1341—1391), несмотря на энергичную политику такого замечательного государя, каким оказался узурпатор Иоанн VI Кантакузин (1341—1355), несмотря на высокие достоинства следующего императора, сына Иоанна V, Мануила II (1391—1425), выдающегося государя, о котором было справедливо сказано, что «в лучшие времена он спас бы империю, если бы только ее еще можно было спасти». Но империю нельзя было спасти. Иоанн VIII (1425—1448), Константин Драгас (1448— 1453) были не в силах ни остановить упадок империи, ни воспрепятствовать ее гибели; последний император мог лишь героически погибнуть на валу своей столицы, взятой штурмом. Гибель империи не могли предотвратить те выдающиеся люди, которые не раз занимали императорский престол в течение этих полутора столетий: события были сильнее их воли; внутренние и внешние причины гибели были неизлечимы.

Внутренние причины упадка. Гражданские войны. Перед лицом внешней опасности, угрожавшей империи, было необходимо, чтобы она сохраняла единство, спокойствие и силу. Эпоха Палеологов, напротив, была полна восстаний и гражданских смут. Весьма важно то обстоятельство, что в продолжение этой борьбы противники без всяких угрызений совести призывали к себе на помощь всех врагов империи — болгар, сербов, турок, щедро платя за их поддержку деньгами и даже землями и открывая таким образом двери тем, кто мечтал о разрушении монархии. Всякое патриотическое чувство, даже всякое представление о политических задачах и интересах исчезли в столкновении этих исступленных честолюбцев.

Социальные и религиозные раздоры. Социальный и религиозный антагонизм еще более увеличивали бедствия, проистекавшие от гражданских неурядиц. К середине XV века по всей империи прокатилась волна социальных революций: низшие классы восставали против родовой и денежной аристократии. В продолжение семи лет (1342-1349) движение зилотов вызывало восстания, ужасы и кровопролития в Фессалонике, втором по значению городе империи. Зилоты – анти-аристократическая политическая группировка в Фессалониках, поддерживаемая городской толпой. В 1342 году зилоты возглавили движение за автономию Фессалоник и захватили власть в городе, одновременно противостоя как Константинополю, так и окружившим город сербским войскам Стефана Душана. В течение 1347-1348 гг. все греческие земли охватила чума. В 1349 года зилоты всё-таки решили сдаться соплеменнику императору Иоанну VI Кантакузину и его турецким наёмникам. К этому решению их склонили Патриарх Константинопольский и особенно афонскиe монахи-исихасты. Итоговыми победителями противостояния стали многочисленные тюркские племена, наводнившие Фракию и Македонию, которые, осознав свою мощь, захватили город в 1387 году. Город превратился в совершенно независимую республику, Иоанну Кантакузину лишь с большим трудом удалось в конце концов восстановить порядок и мир в восставшем против него городе.

Религиозная борьба, порожденная прежде всего вековой враждой между византийцами и латинянами, еще больше увеличивала разруху. Михаил VIII, исходя из политических соображений, считал благоразумным сблизиться с Римом и восстановить единство церкви; это вызвало такое серьезное недовольство, что первой заботой его преемника Андроника II было установить мир с православным духовенством путем отказа от соглашения с папой. Разумеется, это еще более усилило антагонизм между латинянами и греками. Он нашел свое отражение даже внутри самой империи — в конфликте между сторонниками и противниками соединения церквей. Это возбуждение поддерживалось яростной полемикой, понемногу превращавшей всякую симпатию к идеям латинян в подлинное предательство по отношению к родине. В этих условиях малейший повод развязывал вражду византийского национализма против Запада. Именно это послужило причиной течения, на первый взгляд чисто богословского, которое называют движением исихастов и которое в течение десяти лет (1341 — 1351) волновало и разделяло империю. В этом движении, которое казалось плодом странных мечтаний нескольких афонских монахов, в действительности противостояли друг другу дух византийский и дух латинский: восточный мистицизм, который представляли исихасты и их защитник Григорий Палама, и латинский рационализм, приверженцами которого были некие Варлаам и Акиндин, воспитанные на Фоме Аквинате и опытные в схоластической диалектике. Вскоре после того, как Кантакузин стал на сторону Афона, а Анна Савойская (рожденная Джованна (1306–1365), Савойская принцесса, византийская императрица, супруга императора Андроника III Палеолога, мать и регент императора Иоанна V Палеолога)  — на сторону Варлаама, борьба приняла политическую окраску.

Так обстояли дела в момент, когда Иоанну V (1369) и затем Мануилу II (1417) пришлось по политическим соображениям возобновить переговоры с Римом, а Иоанн VIII, чтобы предотвратить турецкую опасность, предпринял отчаянную попытку: император лично явился в Италию (1437) и на Флорентийском соборе подписал с папой Евгением IV унию, которая полагала конец разделению церквей (1439). Так же, как и Михаил VIII, он столкнулся с ожесточенной непримиримостью православного духовенства и народа, уверенных, что, несмотря на все обещания, латиняне преследовали лишь одну цель: «уничтожить город, расу и имя греков». Тщетно пытались Иоанн VIII и его преемник Константин XI навязать унию силой: возмущение кипело даже под сводами святой Софии (1452). Накануне гибели Константинополя по всему городу бушевали страстные споры между сторонниками и противниками унии и находились люди, заявлявшие, что они «предпочли бы видеть в Византии турецкий тюрбан, чем папскую митру».

Финансовые и военные бедствия. Ко всему этому добавлялось бедственное состояние финансов. Несмотря на фискальный гнет, в стране, совершенно разоренной войной, поземельный налог приносил в казну совершенно недостаточные средства. С тех пор как имперская торговля оказалась в руках венецианцев и генуэзцев, таможенные пошлины сокращались со все возраставшей быстротой. Правительство оказалось вынужденным подделывать монету, император делал займы и закладывал драгоценности короны; денег не хватало, казна была пуста. Не менее серьезным был упадок военного могущества: малочисленная, дезорганизованная и непокорная армия становилась все менее способной защитить империю. Наемники, находившиеся на службе у империи, восставали против нее; при Андронике II Большая каталонская компания овладела Галлиполи, в течение двух лет (1305—1307) блокировала Константинополь и пронесла свои победные знамена по Македонии и Греции (1307—1311); в середине XIV в. сербские и турецкие наемники беспощадно разграбили и опустошили империю. Та же слабость была и на море. Михаил VIII попытался было восстановить византийский флот, но его наследники сочли эти расходы бесполезными и предоставили господство в восточных морях эскадрам итальянских республик. Империя близилась к гибели, будучи не в силах что-либо предпринять против грозивших ей извне опасностей.

Внешнеполитические причины упадка. Болгары и сербы. Болгарская империя, столь грозная для византийцев с конца XII в., значительно ослабела вследствие непрестанно раздиравших ее междоусобных войн. Тем не менее болгары по-прежнему оставались для империи опасными соседями; они вмешивались в византийские дела, с выгодой для себя оказывали помощь то Андронику II, то Анне Савойской, требуя себе за это обширных земельных уступок; их непрестанные набеги страшно опустошали Византийскую империю. Однако особенно опасными противниками Византии оказались сербы. В 13-м 14-м веках Сербия так расширила свою территорию за счет болгар и византийцев, что стала самым значительным государством на Балканском полуострове. Подобно болгарам, сербы непрестанно вмешивались во внутренние смуты Византийской империи.

Сербский король Стефан Душан (1331 — 1355) мечтал объединить под своей властью весь Балканский полуостров и венчаться в Константинополе императорской короной. Это был ловкий дипломат, крупный полководец, умный, волевой и настойчивый правитель. К 1346 г. В результате его успешных завоеваний Сербская империя простиралась от Дуная до Эгейского моря и Адриатики; Душан организовал ее по образцу Византии, даровал ей законодательство (1349) и установил независимый от Константинополя патриархат; победитель греков, анжуйцев, королей Боснии и Венгрии, он оказался самым могущественным государем на Балканах, и папа провозгласил его «вождем борьбы против турок». Душану оставалось только захватить Константинополь. Он попытался сделать это (1355), завоевал Адрианополь и Фракию и, к несчастью для христианского мира, внезапно умер у стен города, который он мечтал превратить в свою столицу. После смерти Душана его империя быстро распалась. Но Византия вышла из этой двадцатипятилетней борьбы еще более ослабленной.

Турки. В то время как в Европе территория Византийской империи все уменьшалась под натиском славянских государств, в Азии продвигались турки-османы. Несмотря на некоторые удачные попытки Андроника II остановить их, в 1338 г . турки достигли Босфора и вскоре перешли его по приглашению самих же византийцев, настойчиво добивавшихся их союза для помощи в гражданских смутах; Кантакузин, выдавший в 1346 г . свою дочь замуж за султана, в 1353 г. вознаградил услуги своего зятя уступкой крепости на европейском берегу Дарданелл. В следующем (1354) году турки обосновались в Галлиполи: балканский полуостров оказался для них открытым.

Этим воспользовался Мурад I (1359—1389). Он завоевал Фракию (1361), которую Иоанн V Палеолог вынужден был за ним признать (1363); затем он захватил Филиппополь, а вскоре и Адрианополь, куда перенес свою столицу (1365). Константинополь, изолированный, окруженный, отрезанный от остальных областей, ожидал за своими стенами смертельного удара, казавшегося неизбежным. Тем временем османы завершили завоевание Балканского полуострова. Они разбили южных сербов и болгар (1371); основали свои колонии в Македонии и стали грозить Фессалонике (1374); вторглись в Албанию (1386), разрушили Сербскую империю и после битвы на Косовом поле превратили Болгарию в турецкий пашалык (1393). Иоанн V Палеолог был вынужден признать себя вассалом султана, платить ему дань и поставлять ему контингенты войск для захвата Филадельфии (1391) — последнего оплота, которым еще владела Византия в Малой Азии.

Баязет (1389—1402) действовал в отношении империи еще более энергично. Он блокировал со всех сторон Византийскую столицу (1391 —1395), а когда серьезная попытка Запада спасти Византию в битве при Никополе (1396) потерпела неудачу, он попытался штурмом взять Константинополь (1397). К счастью для византийцев, нашествие монголов и сокрушительное поражение, нанесенное Тимуром туркам в 1402, дали империи еще двадцать лет отсрочки. Но в 1421 г. Мурад II (1421 —1451) возобновил наступление. Он атаковал, впрочем безуспешно, Константинополь, который энергично сопротивлялся (1422); он захватил Фессалонику (1430), успешно действовал в Боснии и Албании и заставил государя Валахии платить дань. Византийская империя, доведенная до крайности, владела теперь, помимо Константинополя и соседней области, лишь несколькими отдельными областями, рассеянными по побережью, Афоном и Пелопоннесом, который, будучи почти полностью отвоеван у латинян, стал как бы центром греческой национальности. В 1444 г. в сражении при Варне потерпело крушение последнее великое усилие, сделанное восточными христианами; оставался лишь Константинополь, эта неприступная цитадель; казалось, что он один воплощает в себе всю империю. Но и для него близился конец. Магомет II, вступая на трон (1451), твердо намеревался овладеть им.

Византия и латиняне. Вместо того чтобы помочь защите империи, обосновавшиеся на Востоке латиняне — венецианцы и генуэзцы — использовали в своих интересах ее бедствия и ускорили ее гибель.

Генуэзцы, обосновавшиеся при Михаиле Палеологе в Галате в самом Константинополе (1267) и укрепившиеся на побережье Малой Азии и на всех берегах Черного моря, по выражению одного греческого историка, «закрыли ромеям все пути морской торговли». Не менее опасными были венецианцы, господствовавшие на островах Архипелага и вскоре проникшие в Константинополь и Фессалонику. Обе республики вели себя в империи, как в завоеванной стране, выражая пренебрежение к византийским государям, силой навязывая им свою волю, наполняя столицу смутами и убийствами, проникая со своими эскадрами вплоть до Золотого Рога, вызывая в столице восстания (1375), угрозами заставляя уступать себе земли или привилегии, основывая, как это сделали в 1348 г . генуэзцы, морские базы на Босфоре, грабя византийских подданных и атакуя даже Константинополь, как это сделали венецианцы в 1305 г. и генуэзцы в 1348 г., когда они считали себя вправе быть недовольными императором. Оскорбленные византийцы должны были мириться с подобной наглостью, так как были не в состоянии оказать ей противодействие; и венецианцы и генуэзцы пользовались своим положением, чтобы эксплуатировать Византию. Венеция организовала колониальную империю в морях Леванта. Генуя на отвоеванном в 1347 г. Хиосе создала мощное торговое общество, названное «Магон». Латиняне, по выражению одного византийского историка, «овладели всеми богатствами Византии и почти всеми доходами от морской торговли», довершив таким образом экономическую разруху империи.

Прочие западные государства больше не занимались Византией. Хотя и были, впрочем, отдельные попытки оказать сопротивление туркам. В результате крестового похода 1343 г . была на несколько лет отвоевана Смирна, а в результате похода 1366 г . ненадолго отнят у турок Галлиполи; в 1396 г . христиане попытались нанести туркам серьезный удар, который завершился поражением при Никополе, а в 1444 г . — еще один удар, приведший к разгрому при Варне; французский маршал Бусико в течение двух лет (1337—1339) отважно защищал Константинополь от турецких атак. Но, по существу, Запад перестал интересоваться Византийской империей или же думал лишь о том, как воспользоваться ее бедственным положением, чтобы установить над ней господство в религиозном и политическом отношении и извлечь наибольшую выгоду в экономическом отношении. Папство мечтало о восстановлении единства церкви, не обращая внимания на ненависть византийцев к этому проекту; западные государи думали только о разделе империи.

Напрасно Иоанн V в 1369 г ., Мануил II в 1402 г , и Иоанн VIII в 1439 г . являлись в Италию, Францию и Англию просить поддержки; они получали лишь вежливый прием и щедрые обещания. Когда же Магомет II решил покончить с Византийской империей, — истощенной и всеми покинутой, Византии оставалось только умереть с достоинством.

Захват Константинополя турками. Вступив на престол, Магомет II сразу обнаружил свои намерения, соорудив на Босфоре крепость Румили-Гиссар, которая перерезала коммуникации между Константинополем и Черным морем, и одновременно послав экспедицию в Морею, чтобы воспрепятствовать греческим деспотам Мистры оказать помощь столице. Вслед за этим султан начал атаку Константинополя (5 апреля 1453 г .). Против колоссальной турецкой армии, состоявшей почти из 160 тыс. человек, император Константин Драгас смог выставить едва 9 тыс. солдат, из которых по крайней мере половину составляли иностранцы; византийцы, враждебно относившиеся к церковной унии, заключенной их государем, в общем довольно плохо исполняли свой долг. Тем не менее, несмотря на мощь турецкой артиллерии и огромной пушки инженера Орбана, первый приступ был отбит (18 апреля). Магомету II удалось провести свой флот в Золотой Рог и таким образом поставить под угрозу другой участок укреплений. Однако штурм 7 мая опять не удался. Но в городском валу на подступах к воротам св. Романа была пробита брешь. В ночь с 28 на 29 мая 1453 г. началась последняя атака. Дважды турки были отбиты; тогда Магомет бросил на штурм янычар. В то же время генуэзец Джустиниани, бывший вместе с императором душой обороны, получил серьезное ранение и оказался вынужденным покинуть свой пост. Это дезорганизовало защиту. Император продолжал доблестно сражаться, но часть вражеского войска, овладев подземным ходом из крепости напала на защитников с тыла. Это был конец. Константин Драгас героически погиб у бреши, озарив таким образом Византию последним лучом славы. Турки овладели городом. В захваченном Константинополе начались грабежи и убийства; более 60 тыс. человек было взято в плен. 30 мая 1453 г., в восемь часов утра, Магомет II торжественно вступил в Византию и явился в святую Софию воздать хвалу богу ислама.

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ПАЛЕОЛОГОВ

Тем не менее жизненность византийской культуры до последних дней существования империи была так велика, что даже эпоха Палеологов озарена закатным сиянием последнего литературного и художественного возрождения.

Для общества XIV и XV веков Константинополь всегда оставался одним из самых красивых и блестящих городов вселенной, колыбелью православия, куда стекались паломники с греческого и славянского Востока, великим торговым городом, где встречались купцы со всего запада, великолепным центром науки и искусства. Школы византийской столицы цвели пышнее и посещались чаще, чем когда-либо, и крупные университетские профессора возобновляли в них изучение античных писателей и оказались достойными предшественниками гуманистов эпохи Возрождения. Вместе с ними такие философы, как Гемист Плифон и Виссарион, продолжали традицию изучения платонизма и подготовляли его распространение на Западе. Далее существовала целая плеяда оригинальных и неповторимых талантов: историков, Иоанна Кантакузина и Никифора Григора в XIV веке, Франдзи, Дука, Халкондила и Критовула в XV; богословов — Григория Паламу и обоих Кавасил в XIV веке; Марка Евгеника и Георгия Солария в XV веке; ораторов — Никифора Хумна и Димитрия Кидона; авторов литературных очерков, как Феодор Метохит или Мануил Палеолог; поэтов, как Мануил Фил; сатириков, как анонимный автор «Сошествия Мазариса в ад». Такие науки, как астрономия, медицина и естествознание, почитались наравне с литературой, и об ученых этого времени с полным правом можно сказать, что они оказали науке не меньшие услуги, чем, скажем, Роджер Бэкон на Западе. Поистине, можно сказать, что Византия накануне гибели собрала все свои духовные силы, чтобы блеснуть в последний раз.

Равным образом и византийское искусство пробудилось на заре XIV века для последнего обновления. Это искусство возвращается к своим древним истокам, в частности к александрийской традиции, которую так почитали гуманисты того времени, и теряет свой абстрактный характер, становясь более живым и красочным, а с течением времени и более трогательным, драматическим и очаровательным. Иконография обогащается и обновляется, становясь еще более патетической и богатой чувством. Гармонически и искусно подобранные краски приобретают почти импрессионистскую технику. Образуются школы различных течений и стилей: константинопольская школа с ее превосходными мозаиками в Кахриэ-Джами (начало XIV века); македонская школа, мастера которой украшали церкви Македонии, Старой Сербии и древнейшие церкви Афонакритская школа, высшим достижением которой являются фрески Мистры. Так истощенная, казалось бы, Византия обретает в XIV веке, как некогда в десятом, новую силу в античной традиции; и благодаря этому могучему подъему искусства, который можно сравнить с итальянским Возрождением XIV века, но который, тем не менее, остается совершенно оригинальным, — влияние Византии снова распространилось среди сербов, русских, румын, одним словом — по всему восточному миру.

Среди всех этих центров науки и искусства особого упоминания заслуживает Мистра. Основанная Вильгельмом Виллардуэном над той долиной, где находилась Спарта, ставшая впоследствии резиденцией греческих деспотов Пелопоннеса, Мистра с ее церквами, сверху донизу расписанными фресками, с прекрасной архитектурой ее стен, домов, дворцов была, как ее справедливо называли, византийской Помпеей. Когда в 1262 г. город перешел под власть византийцев, Андроник II занялся его заселением и украшением и построил там множество церквей. Позднее Иоанн Кантакузин оказывал ему еще больше внимания. Он превратил в удел своего младшего сына Мануила, получившего наименование деспота, провинцию Морею, постепенно отвоеванную у франков, и как при правлении этого государя, так и при последующих представителях младшей линии династии Палеологов, наследовавших ему (с 1383 г .), Мистра была центром блестящего двора, средоточием умственной и художественной жизни, подлинным очагом эллинизма и гуманизма и убежищем угасавшей греческой национальности.

Поистине достойно внимания то обстоятельство, что в Византии, которая в течение долгого времени совершенно не интересовалась античной Грецией, внезапно, накануне катастрофы, вновь пробудилось воспоминание о ее эллинском происхождении. На устах людей XV века неожиданно появляются великие имена Перикла, Фемистокла, Ликурга и Эпаминонда, и византийцы с гордостью вспоминают, чем некогда были эти герои «для общества и родины». Наиболее выдающиеся современники, как философы Гемист Плифон или Виссарион, видят в пробуждении эллинской традиции средство, которое спасет империю, и они умоляют государя вместо устаревшего титула римского басилевса принять новое и живое имя короля эллинов, имя, «которое уже само по себе способно, — говорили они, — обеспечить спасение свободных греков и освобождение их братьев-рабов». Виссарион напоминает последнему Палеологу о былых подвигах спартанцев и умоляет его возглавить их потомков, чтобы освободить Европу от турок и отвоевать в Азии наследство своих отцов. Накануне последней катастрофы Плифон предлагает Мануилу II целую программу реформ для возрожденной Эллады. И какими бы тщетными ни казались подобные иллюзии в тот момент, когда Магомет II стоял у ворот Константинополя, тем не менее, замечателен этот факт обращения к эллинизму, это пророческое прозрение в отдаленное будущее, когда, согласно выражению писателя XV века Халкондила, «настанет день — и греческий король с помощью своих наследников восстановит королевство, где объединенные сыны эллинов сами начнут управлять своими делами и образуют самостоятельную нацию».

Эти чаяния нашли наиболее полное выражение при дворе в Мистре, а также в церквах Мистры, где встречаются шедевры художественного возрождения того времени. В них наблюдается редкое сочетание декоративного мастерства, изысканной живописности, движения, выразительности, замечательная легкость и изящество, удивительное чувство нежной и сочной краски, высокое и свободное искусство. Те же качества проявляются во фресках церквей Македонии и в наиболее старинных иконах Афонских монастырей. Они свидетельствуют о высоте творческой оригинальности, на какую еще было способно византийское искусство, и бросают последний луч славы на эпоху Палеологов.

Трапезундская империя. В то же самое время на противоположном конце византийского мира, на окраине Черного моря, на северо-востоке Малой Азии, а также частично в Крыму и в Предкавказье, вторым замечательным центром греческой культуры была отдаленная Трапезундская империя.

В начале XIII столетия Алексей I Комнин, несмотря на атаки государей Никеи и турок-сельджуков, основал государство, охватывавшее весь древний Понт Полемониак и простиравшееся на восток до Фасиса. Но новая империя, изолированная на далеком востоке, затерянная между турками и монголами, тревожимая раздорами своей мятежной феодальной знати, эксплуатируемая генуэзцами, являвшаяся предметом зависти византийских императоров Константинополя, вела подчас трудное существование. Однако она знала и периоды расцвета, например, во время царствования Алексея II (1297— 1330) и Алексея III (1340—1390), который украсил столицу церквами и монастырями. Расположенный над морем, среди рек и зелени, изумительно богатый благодаря крупной торговле, которую он вел с внутренней Азией, знаменитый своей роскошью и красотой своих принцесс, Трапезунд был тогда одним из прекраснейших городов Востока и одним из крупнейших рынков мира. Дворец государей, выстроенный на плоскогорье, возвышавшемся над берегом моря, был чудом изящества и великолепия, и прозвище города «глава и око Азии» было известно всему восточному миру. Правда, в XV веке при дворе Комнинов начинается глубокое падение нравов, множатся кровавые интриги и трагические происшествия. Тем не менее, благодаря Трапезундской империи на окраине Черного моря сохранялся отблеск славы Византийской империи, и в течение двух с половиной столетий здесь обретала себе приют греческая национальность.

Морейский деспотат (Мистра) и Трапезундская империя всего на несколько лет пережили гибель Константинополя. Вторжение албанцев в Пелопоннес с 1453 г. привлекло турок в Морею, и деспоты, братья Константина XI, призвавшие себе на помощь турок, принуждены были затем признать себя вассалами султана. Положение еще ухудшилось, когда в 1459 г. деспот Фома отказался от уплаты дани. Магомет II лично явился в Морею, полностью подавил сопротивление населения, хотя на этот раз еще не смог занять Мистру. Деспоты опять должны были подчиниться; но вскоре они вновь восстали. Тогда султан направился прямо к Мистре, низложил деспота Димитрия и увел его с собой как пленника; другой греческий принц бежал в Италию, и Морея была превращена в турецкую провинцию (1460).

Давид Комнин, последний император Трапезунда, пал в 1461 г. Тщетно пытался он опереться на мужа своей племянницы, турецкого князя Узуна Гассана. В 1461 г . Магомет II появился в Анатолии, разбил войска Гассана, а затем устремился к Трапезунду, который принужден был капитулировать. Те члены императорской фамилии, которые остались в живых, были по приказу султана заключены в тюрьму. Это было концом последнего греческого государства на Востоке.

Так погибла Византийская империя после тысячелетнего периода своего славного существования. В течение веков она была оплотом христианства против ислама, защитницей культуры против варварства, воспитательницей славянского Востока, и ее влияние широко распространялось не только на Востоке, но и на Западе. Даже тогда, когда Византия пала и перестала существовать как государственный организм, она продолжала оказывать и оказывает еще и поныне могучее воздействие на весь восточный мир. От окраин Греции до глубин России все народы Восточной Европы — турки и греки, сербы и болгары, румыны и русские — сохранили живую память о традициях исчезнувшей Византии.

Вот почему эта древняя история, довольно плохо известная в наши дни, несколько забытая, вопреки общераспространенному мнению никак не может быть названа мертвой историей. Ее глубокие следы можно обнаружить и в идейных течениях и в политических планах. Именно поэтому византийская культура заслуживает внимания в двух отношениях: для нас интересно и то, чем она была сама по себе, и то, что она вносит в историю нашего времени и нашей страны.

Медитация 6-й Мастер

 

ТЛПЛ РОН

СООК АРР

ЭРИС СС

КИНЬ УНИТ

ЦЕРС КРОН