Лекция 11.

События XIII века

 
Мы рассматриваем в основном те события эпохи Крестовых походов, которые имеют значение с метаисторической точки зрения. Множества важных исторических событий мы коснулись лишь вскользь, или они вообще остались «за кадром». Те, кому это интересно, могут изучить все это самостоятельно. Сегодня еще о некоторых важных событиях XIII века.

В начале XIII века в руках христиан на Востоке оставалась лишь узкая прибрежная полоса от Яффы до Бейрута. Иерусалим и внутренние области Палестины входили в состав мусульманской империи Айюбидов. Между султаном аль-Адилем и франками был заключен ряд перемирий (1198-1204, 1204-1210, 1211-1217), но к окончанию последнего перемирия стал готовиться Пятый крестовый поход. Его инициатором стал папа Иннокентий III, который

в 1215 г. помог Фридриху II стать королем Германии в обмен на согласие возглавить Крестовый поход.

В 1216 г. Иннокентий III умер. Фридрих II начал оказывать давление на нового папу Римского – Гонория III. Германский король требовал провозгласить его императором, угрожая отказом от участия в Крестовом походе. Пока шли переговоры между Фридрихом II и Гонорием III, происходило накопление и концентрация сил крестоносцев. К Пятому крестовому походу примкнули: епископ Акры Жак де Витри; проповедник и ученый Оливер Падерборнский; фрисландские и германские рыцари; франкские бароны Леванта; военные ордены. В начале 1218 г. поход возглавил Жан де Бриенн (Иоанн Бриеннский). Его официальной целью провозглашалось возвращение Иерусалима. Но добиться этой цели планировались путем захвата Египта – главного источника богатства и могущества Айюбидов.

Предварительная пропаганда похода шла с 1213 года, и в ноябре 1215 года на 4-м Латеранском соборе Крестовый поход в Святую Землю был объявлен официально. На три года налагался мораторий на войны и рыцарские турниры, духовенство обязывалось внести двадцатую часть своих доходов на нужды предприятия. Повод для похода был незначительный: строительство мусульманами укреплений на горе Фавор, которая почитается христианами как место Преображения Спасителя. Традиция почитания горы Фавор утвердилась при святой равноапостольной царице Елене (матери Константина Великого). При ней на Фаворе строится величественная базилика на месте Преображения и другой трехпрестольный храм на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн.

Крест приняли четыре государя — английский король Иоанн Безземельный, венгерский король Андраш II, норвежский король Инге и немецкий и сицилийский король Фридрих II Гогенштауфен. Временем сбора было объявлено 1 июня 1217 года, местом сбора стали южно-итальянские порты Мессина и Бриндизи. Однако ещё до условленной даты короли Иоанн и Инге скончались, а 16 июля 1216 года та же участь постигла папу Иннокентия III. У Фридриха II нашлись различные причины отложить своё выступление, французы завязли в войне с альбигойцами. Свои дела были и у итальянских морских республик: Генуя воевала с Пизой, Венеция хранила молчание, занятая созданием своей колониальной империи и связанная с Египтом выгодным торговым договором 1208 года.

Тем не менее собирались значительные силы. Фризы (один из германских народов), фламандцы и немцы с нижнего Рейна формировали большой флот, готовый переправить крестоносцев. Принял крест герцог Леопольд VI Австрийский, сын крестоносца Третьего похода и родственник венгерского короля. Приняли крест саксонцы и баварцы. Очень большие надежды возлагалась на Фридриха II Гогенштауфена, ждали, что он вот-вот разрешит свои проблемы и отправится в поход. Первоначально планировалось направить войска в Сирию на помощь иерусалимскому королю Иоанну Бриеннскому, так как летом 1217 г. истекало перемирие с Египтом и ожидалось возобновление боевых действий. Так и было сделано. Но все большее число вождей крестоносцев склонялось к военной доктрине, изложенной Ричардом Львиное Сердце, что ключ к Иерусалиму спрятан в Каире и поражение Египта – обязательное условие возвращения Святого Града.

Первыми отправились в поход фризские и нижненемецкие флотилии с Северного моря. 29 мая 1217 г. из Влардингена вышло до 300 судов с 30 тыс. человек на борту. Во главе армии стоял граф Вильгельм I Голландский, ветеран Третьего крестового похода, во главе флота – граф Георг фон Вид. В английском Дортмуте и французской Бретани к экспедиционным силам присоединялись отряды местных крестоносцев. На испанском побережье была сделана остановка для поклонения мощам св. Якова в Компостеле.

Только в конце июля флот, потеряв в бурях и кораблекрушениях 10% судов, достиг Лиссабона. Там часть флота во главе с вождями (180 кораблей) приняла участие в осаде замка Алькасер (взят 21 октября 1217 г.), а часть (фризы, 80 кораблей), ссылаясь на запрет папы воевать по пути в Палестину, продолжила путь, зазимовав в Гаэте на итальянском побережье. Эти северные флотилии достигли Акры только в апреле – мае 1218 г., едва составляя половину той армады, что вышла в путь год назад.

Летом 1217 г. в Сплите собралась значительная австро-венгерская армия (10-15 тыс.) во главе с королем Андрашем II Венгерским и герцогом Леопольдом VI Австрийским. Чтобы переправить армию, Андраш заключил договор с Венецией, где та за умеренную плату и отказ Венгрии от своих прав на Задар, захваченный крестоносцами в 1202 г., соглашалась предоставить транспорты. Но транспортов хватило только на часть войска, с которой вожди и переправились в Святую Землю осенью 1217 г.

В конце октября 1217 г. в Акре собрались короли Венгрии, Иерусалима и Кипра, несколько герцогов, князей и магистры рыцарских орденов во главе армии в 16 тыс. чел. (из них 2 тыс. рыцарей). Самым опытным полководцем по праву считался Иоанн Бриеннский, но остальные вожди отказались признавать его главенство и армией руководил баронский совет, где местные феодалы, лучше знавшие обстановку, были в меньшинстве. Первой акцией крестоносцев стал захват и разграбление Бейсана в Галилее. Сарацины отступали и почти не сопротивлялись (ноябрь 1217 г.). После этого рейда венгерский король заболел, а крестоносцы приступили к осаде Фавора, который в 1215 г. стал поводом к походу. Но крепость была неприступной, штурм неудачным и осада была вскоре снята (29 ноября – 7 декабря). Третьей акцией этой кампании стал разбойничий налет на долину Бекаа, где венгерский отряд угодил в засаду (декабрь 1217 г.). Вскоре Андраш II выздоровел и решил, что он выполнил свою миссию и засобирался домой. Но остальные отряды крестоносцев (австрийцы, саксонцы, баварцы) остались в Сирии. Зимой 1218 г. крестоносцы занимались восстановлением разрушенной четверть века назад Цезареи. Это было всё, что удалось сделать, то есть почти ничего.

Крепость Фавор все-таки была покорена на следующий год. Пользуясь присутствием крестоносной армии, тамплиеры весной 1218 г. начали возводить господствующий над долиной большой замок Шато-Пелерин в шести милях от Фавора, что делало существование этой крепости бессмысленной и вскоре она была срыта. Но главным событием компании 1218 г. стал стратегический разворот на Египет.

Отъезд венгерского короля и кончина кипрского позволили Иоанну Бриенскому взять управление в свои руки. В конце апреля – середине мая 1218 г. в Палестину начали прибывать северные эскадры: фризы и нижнерейнские немцы. Шли толки о подходе еще больших сил. Иерусалимский король решил осуществить проект по захвату Египта. Египет был богатейшей страной Средиземноморья того времени, ею правил старый и совсем не воинственный султан аль-Адил. Овладение Египтом позволяло крестоносцам обеспечить фланг при атаке на Иерусалим и кроме того, а может и в первую очередь, давало огромную ресурсную базу. Главный удар решено было нанести по Дамиетте.

Дамиетта располагалась на правом, восточном рукаве нильской дельты, огромной аллювиальной долины, протянувшейся на 175 км с севера на юг и на 220 с запада на восток. Число жителей города доходило до 80 тыс. и это было больше, чем в любом городе Сирии и Палестины того времени. Город был хорошо укреплен как естественными преградами (Нил, озеро Манзалах, система каналов), так и фортификационными сооружениями (тройной ряд стен, сторожевые башни, контролирующие движение по Нилу). Гарнизон с учетом мобилизации местных жителей достигал 10 тыс. чел. После событий 1167 – 1174 гг., когда крестоносцы, используя переходный период падения старой и утверждения новой династии, нападали на Александрию и Дамиетту, стены этих городов были обновлены и укреплены Саладином и аль-Адилом. Поэтому Дамиетта представляла очень трудную задачу для любой армии.

Высадка крестоносцев в конце мая 1218 г. застала египтян врасплох, и поэтому они никак не противодействовали постройке укрепленного лагеря на западном берегу Нила. Но из Каира выдвинулась вспомогательная армия, которая усилила гарнизон Дамиетты. Главные события первой компании развернулись вокруг сторожевого форта, закрывающего фарватер Нила и доступ к Дамиетте с помощью большой цепи. 24 августа с помощью осадной башни, сооруженной на сдвоенном корабле, крестоносцам удалось перекинуть помосты на стены вражеского укрепления и в результате яростного приступа захватить этот важнейший пункт обороны. Героем дня стал герцог Леопольд Австрийский. 31 августа 1218 г., получив горькую весть, в Каире скончался султан аль-Адил. Три его сына-наследника (аль-Камил в Египте, аль-Муаззам в Сирии и аль-Ашраф в Месопотамии) перед угрозой франков решили держаться сообща.
Крестоносцы не использовали шанс для немедленной переправы на восточный берег для штурма Дамиетты. Причиной стала ротация войск, которая зависела не от обстановки на театре военных действий, а от благоприятных периодов судоходства по Средиземноморью. Начало осени было одним из таких периодов. Фризы отправились домой, им на смену пришли войска из Италии, Франции и Англии (сентябрь – октябрь 1218 г.). С флотом шедшим из Бриндизи прибыл папский легат Пелагий, сыгравший драматическую роль в судьбе крестового похода. Пелагий как папский легат и обладатель больших сумм, переданных ему для похода, отстранил от руководства Иоанна Бриенского, сообщив, что до прибытия германского короля Фридриха II Гогенштауфена руководить операциями будет он. Пелагий нашел поддержку у вновь прибывших итальянцев и у магистров военных орденов.

Новый султан аль-Камил пытался использовать момент неразберихи в стане крестоносцев и атаковал их лагерь 9 октября 1218 г., но благодаря решительности Иоанна Бриенского это нападение было отбито. В ноябре на город и стоящие по разным берегам Нила армии обрушилась эпидемия. Мор продолжался в течение трех месяцев и унес, по сообщениям хронистов, шестую часть крестоносного войска. Потери среди египтян были не меньшими. Все это время локальные боестолкновения не прекращались. Полководцы обдумывали победную стратегию.

В этой мрачной обстановке в самом начале февраля 1219 г. в окружении султана созрел заговор эмиров. Оповещенный Аль-Камил бежал в Каир, его армия вслед за ним покинула лагерь. Удивленные и обрадованные крестоносцы 5 февраля без боя заняли позиции неприятеля. Дамиетта была блокирована со всех сторон. Без внешней поддержки её падение было предрешено. Аль-Камил после совещания со своим братом аль-Муаззамом, прибывшим ему на подмогу из Дамаска, предложил крестоносцам за уход из Египта возвращение всей находящейся в руках сарацин территории Иерусалимского королевства, за исключением Трансиордании, которая была связующим звеном между Сирией и Египтом, взамен ее предлагая компенсацию в 30 тысяч безантов. Это предложение вызвало сенсацию и раскол в лагере крестоносцев. Иоанн Бриеннский, французы и немцы стояли за перемирие, Пелагий, магистры орденов и итальянцы – за продолжение войны. Дамиетта была нужна итальянцам как торговый форпост, а Иерусалим, лишенный трансиорданских крепостей был беззащитен, уверяли тамплиеры. В итоге «непримиримая партия» взяла вверх. Война продолжилась.
Не добившийся результатов с помощью дипломатии аль-Камил объявил джихад и собрал деблокирующую армию. Трижды египтяне штурмовали лагерь крестоносцев, дважды крестоносцы штурмовали Дамиетту. Осада затягивалась, город не сдавался (март – август 1220 г.). В мае 1219 г. Леопольд Австрийский, прославивший себя во многих боях, отбыл на родину. На смену подходили новые отряды. В этом отношении у крестоносцев было преимущество: свежих сил у египтян не было. Дамиетта была на грани падения из-за царящего в городе голода, и аль-Камил предложил крестоносцам еще более выгодные условия перемирия, чем в феврале. Вместе с Иерусалимским королевством возвращается Святой Крест, разрушенные стены городов восстанавливаются за счет мусульман. Договориться снова не получилось. «Непримиримая партия» считала, что она может получить больше. Когда вот-вот готов рухнуть ислам, рассуждал Пелагий, негоже размениваться на королевство для Иоанна Бриеннского. 5 ноября 1219 г. истощенная голодом и заразой, почти вымершая Дамиетта пала. Казалось, час великого триумфа близок.

Весной 1220 г. правитель Дамаска аль-Муаззам развернул активные боевые действия в Сирии. Взял Цезарею, осадил Шато-Пелерин, опустошал поля, жег деревни. Иоанн Бриенский вернулся в Акру для противодействия сарацинам. Положение было тяжелым, в руках крестоносцев оставались только Тир, Акра и несколько замков. Многие жители и купцы бежали на Кипр или в Армению. Иоанн держался с горсткой людей, но подкрепления шли к Дамиетте. Пелагий, чья власть после ухода иерусалимского короля стала беспрекословной, бездействовал весь год и половину следующего. Он ждал резервов и помощи: от Фридриха II Гогенштауфена, от грузин, от коптов, от абиссинцев, от нубийцев, и даже от «царя Давида» – как представили первые дошедшие до крестоносцев слухи вторгшегося в государство Хорезмшахов Чингисхана. Мечтая завоевать Египет, папский легат считал, что наличествующих сил недостаточно. Размер крестоносной армии в Египте не превышал 40 тыс. Считалось, что для покорения такой большой страны этого мало.

Знаменитый подвижник Франциск Ассизский (1181-1226 гг., признанный Католической Церковью святым через два года после кончины, основатель ордена францисканцев), сделал попытку завоевать Египет проповедью христианства. Он отправился в Египет в 1219 году в сопровождении монаха Иллюминато в надежде обратить в христианство султана Египта или принять мученичество. Во время одного из перемирий Франциск и его товарищ безо всякого оружия или щита, отправились напрямую к противоборствующей армии и прошли этот рубеж, сумев убедить воинов-мусульман в своем искреннем миролюбии и желании видеть египетского правителя. Они пересекли линию мусульман и были доставлены к султану аль-Камилу (племяннику Саладина), оставаясь в его лагере несколько дней, пока продолжался диспут о вере. В итоге, не переубедив султана и не переубедившись сам, Франциск завоевал уважение властителя Египта и получил от него Охранную грамоту, после чего султан отпустил святого подвижника. Об этом визите сообщается в современных источниках крестоносцев и в самых ранних биографиях Франциска, но они не дают никакой информации о том, что произошло во время встречи, за исключением того, что султан любезно принял Франциска и что Франциск проповедовал мусульманам безрезультатно, вернувшись невредимым к крестоносцам. Ни один современный арабский источник не упоминает о визите.

Намного серьезнее было то, что бездействием крестоносцев энергично воспользовались мусульмане. Аль-Камил оборудовал укрепленный военный лагерь на полпути между Дамиеттой и Каиром, назвав его Мансура (т. е. победоносная). На морских коммуникациях франков стали действовать египетские корсары. Вместе с тем султан предпринял третью попытку заключить перемирие. К прежним условиям была добавлена Трансиордания. Но папский легат отверг эти предложения как и предыдущие. Наконец, отчаявшись дождаться Фридриха, ставшего к тому времени императором, Пелагий в начале июля 1221 г. отдал приказ наступать на Каир.

12 июля 1221 г. крестоносная армия в составе 5 тыс. рыцарей и конных оруженосцев, 4 тыс. арбалетчиков, и 30 тыс. пехоты вышла в поход. В последний момент к армии успел присоединиться Иоанн Бриенский. Султан, чьи силы были несколько меньше, отступал к Мансуре. 20 июля была взята Шаримша на полпути к новой египетской твердыне. Пошли слухи, что аль-Камил бежал в Каир. В действительности же к нему подошли месопотамские и сирийские войска его братьев аль-Ашрафа и аль-Муаззама. Численный перевес склонялся на сторону мусульман. Иоанн Бриенский советовал отступить, но армия, вдохновленная речами Пелагия о близком крахе магометанства, требовала наступления. Тем временем начался разлив Нила и египетский флот, пройдя по заброшенному каналу, наполнившемуся водой, вошел в Нил ниже Шаримши, отрезав флоту франков путь в Дамиетту. Одновременно пришедшие из Сирии подкрепления обошли крестоносцев с востока и отрезали сухопутную дорогу к Дамиетте. К середине августа крестоносцы были полностью окружены. Это стало понятно даже Пелагию. Было принято решение о прорыве.

В ночь на 26 августа начался отход, но аль-Камил, предупреждённый перебежчиками, разрушил плотину на восточном рукаве Нила, и река затопила дорогу, по которой двигались крестоносцы. Завязшие в грязи франки утратили мобильность и подверглись беспощадным атакам пращников и конных стрелков. Попытка прорыва флота также провалилась: лишь одному кораблю, на котором находился Пелагий, удалось пройти к Дамиетте. Это была катастрофа, второй Хаттин. Выбор стоял между уничтожением и капитуляцией. Свежие подкрепления, пришедшие к крестоносцам из Европы, были ошарашены произошедшим и требовали продолжения борьбы, но Пелагий, сломленный резким поворотом судьбы, 30 августа 1221 года принял решение капитулировать.

По условиям капитуляции крестоносцы были вынуждены заключить с Египтом восьмилетнее перемирие и оставить Дамиетту. До выполнения условий Пелагий, Иоанн Бриенский, герцог Людвиг Баварский, магистры рыцарских орденов, 18 графов и епископов должны были оставаться в заложниках у египтян. Недавно прибывший граф Мальты пытался помешать оставлению Дамиетты. Произошли кровавые столкновения, жертвами которых стали несколько рыцарей, но мятеж был подавлен, и 7 сентября 1221 года крестоносцы отчалили от египетских берегов.

Поход, суливший блестящий успех, завершился бесславным провалом, и главной причиной неудачи стало предпочтение высокопоставленного фанатика-дилетанта реалисту-профессионалу. Никогда ни до, ни после клирик не имел такого влияния на принятие военных решений, ведь дело крестьянина — пахать, священника — молиться, а рыцаря — воевать. Таков был взгляд Средневековья на эти вещи, и история с Пятым крестовым походом подтверждала эту истину. Вместо возвращения Иерусалимского королевства в результате мессианских амбиций вздорного легата и эгоистических устремлений итальянских купцов крестоносцы остались у разбитого корыта. Положение египетских христиан (коптов и мелькитов) после событий 1218–1221 гг. резко ухудшилось, а итальянские торговцы потеряли свои привилегии. Латинская Сирия представляла собой жалкое зрелище. Четырёхлетняя война полностью её обескровила. Сарацины осуществляли тактику тотального уничтожения виноградников и прочих сельскохозяйственных плантаций, чтобы подорвать экономическую основу франков. Только Тир и Акра оставались двумя плацдармами надежды для участников будущих крестовых походов.

Шестой крестовый поход стал последней удачной акцией крестоносцев на Востоке. В ходе дипломатических переговоров был вновь взят Иерусалим (1229 г.). Но спустя 15 лет город был отвоеван мусульманами, на этот раз навсегда. Главным виновником неудачи Пятого крестового похода папа Римский Гонорий III объявил германского императора Фридриха II, который так и не принял в нем участие. В марте 1227 г. Гонорий III умер. Новым папой стал Григорий IX, который жестко потребовал от Фридриха II исполнения святого обета.

Германский император подчинился и в августе 1227 г. вместе с армией вышел в море. В пути Фридрих II опасно заболел и сделал остановку для лечения. Григорий IX посчитал это обманом и отлучил императора от церкви, что запрещало ему принимать участие в крестовом походе. Фридрих II проигнорировал свое отлучение. Летом 1228 г. он выступил в Шестой крестовый поход. В ответ Григорий IX вторично отлучил Фридриха II от церкви. Разгневанный папа Римский называл Фридриха II пиратом и “служителем Магомета”.

После короткой остановки на Кипре крестоносцы прибыли в Акру. Местная знать не поддержала отлученного императора и не предоставила военной помощи. С этого времени основные события Шестого крестового похода разворачивались в области дипломатии.

Среди мусульман также не было единства. Державу Айюбидов делили между собой три брата. Султан аль-Камил еще в 1226 г. направлял послов к Фридриху II с просьбой о помощи и предложением выгодных условий. Прибыв в Палестину, германский император продолжил переговоры и одновременно создавал плацдарм для наступления на Иерусалим. На владения аль-Камила готовил нападение хорзмшах Джелал ад-Дин, поэтому султан поспешил заключить мирное соглашение. Завершающей датой Шестого крестового похода стало 18 февраля 1229 г. Между египетским султаном и германский императором был подписан мирный договор на 10 лет.

Главные положения договора:

Захват Иерусалима мирным путем стал уникальным случаем в средневековой дипломатии. Фридрих II доказал, что с мусульманами можно договориться. Авторитет германского императора в христианском мире значительно повысился. В 1230 г. папа Римский снял отлучение с Фридриха II и утвердил мирный договор с султаном. Но после отъезда Фридриха II в Европу в Иерусалимском королевстве началась гражданская война между местными феодалами. Королевство представляло собой разбросанные города и замки, не имеющие общей границы. Поэтому вскоре мусульмане вновь овладели Священным городом.

Стремление папы Римского возвратить священный город стало главной причиной Седьмого крестового похода. В 1243 г. папой Римским стал Иннокентий IV. В 1245 г. на Вселенском соборе он призвал к новому крестовому походу, а на последнем заседании собора отлучил Фридриха II от церкви. Папа Римский даже позволил заменить крестовый обет на войну с германским императором. Единственным королем, решившим принять крест, стал Людовик IX, получивший впоследствии название Святой. Подготовка заняла три года.

12 июня 1248 г. состоялось символическое вручение Людовику IX посоха и котомки паломника. В сентябре 1248 г. 20-тысячная армия крестоносцев собралась на Кипре. На совете было принято решение начать наступление в Египте. В конце мая 1249 г. 65 кораблей крестоносцев добрались до Дамьетты. Мусульманская армия попыталась воспрепятствовать высадке, но была разбита. 6 июня 1249 г. войска Людовика IX торжественно вступили в Дамьетту. 20 ноября крестоносцы отправились в направлении на аль-Мансур. В середине декабря Людовик IX разбил лагерь в трех километрах от аль-Мансуры у притока Нила – р. Бахр-ас-Сагир. На противоположном берегу расположилась армия Факр ад-Дина.

Людовик IX оказался плохим стратегом. Армия крестоносцев заняла позицию, идентичную той, которая стала ловушкой для участников Пятого крестового похода. В начале февраля 1249 г. началось сражение, продолжавшееся два дня. Потери христиан были настолько велики, что продолжать поход не имело смысла. В начале апреля 1249 г. началось отступление. Мусульмане окружили крестоносцев и заставили сдаться. В плен попало несколько десятков тысяч человек и сам Людовик IX. Аль-Муаззам Тураншах так описал разгром крестоносцев: “Если ты хочешь знать число убитых, представь себе морской песок…”

После долгих переговоров часть пленных рыцарей была выкуплена за 400 тысяч ливров, а Людовика IX обменяли на Дамьетту. Седьмой крестовый поход закончился полным провалом.

Последний крестовый поход был восьмым по счету. Он практически не принес результатов и в очередной раз напомнил, что христианские государства на Востоке обречены на захват мусульманами. В августе 1266 г. папа Римский Климент IV начал подготовку к новому крестовому походу. Пятидесятилетний Людовик IX выразил горячее желание вновь принять крест, к походу присоединились будущий король Англии Эдуард I и Карл Анжуйский. Французский король умер во время похода, а английский лорд провел несколько незначительных операций. Эти экспедиции уже ничего не могли изменить. До падения Акры – последнего оплота крестоносцев на Ближнем Востоке оставалось чуть менее 20 лет. Акра пала в 1291 году за 44 дня. Мамлюки подступили к стенам города 5 апреля, а 28 мая все было закончено (см. Приложение 1).

Католическая Церковь в XII — XIII веке. Учреждение инквизиции.

Крестовые походы способствовали тому, что к XII — XIII веку папство обрело огромное могущество. Сформировался мощный эгрегор, который благодаря постоянным войнам с «неверными» становился все глубже и шире. Но все большее значение приобретала и борьба с врагами «внутренними». Мы в свое время говорили о ересях, о разномыслиях, которые стали появляться уже в ранние века христианства. К XII веку некоторые такие течения тоже оформились как эгрегоры – разного масштаба, разной глубины, разной степени активности.

Папство вступила в полную силу при папе Иннокентии III, в числе главных достижений которого было учреждение инквизиции. Сама инквизиция (слово это в широком смысле означает «исследование» или «расследование») как судебный церковный трибунал возникла в 1215 году по его указу. Аналогичный церковный трибунал был учреждён папой Григорием IX во Франции в 1229 году. Хотя ещё веком ранее, король Германии Фридрих Барбаросса и папа Луций III инициировали систему выявления религиозных преступлений и розыска виновных в них. Был разработан первый универсальный опросный лист для дознавателей, которые назначались из числа местных жителей правящими епископами.

Ещё на Веронском синоде 1185 года изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам под страхом отлучения и других наказаний.

Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить, в качестве папских легатов, диатезы южной Франции и Испании для искоренения ереси вальденсов и катаров (альбигойцев). Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других цистерцианцев из монастыря Фонтевро — Пьера Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединён и аббат этого монастыря, Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание возможно строже обходиться с еретиками привело в 1209 г. к убийству Пьера Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной борьбе, известной под именем альбигойских войн.

Несмотря на крестовый поход Симона де Монфора (см. ниже), ересь продолжала упорно держаться, пока против неё не выступил Доминик Гусман, основатель ордена доминиканцев. В заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды после того, как последние изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском соборе 1229 года было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам, представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением данной местности, и потому могли действовать, безусловно, в папских интересах и не давать пощады еретикам.

Установленные в 1233 году инквизиционные суды вызвали в 1234 году народное восстание в Нарбонне, а в 1242 году — в Авиньоне. Несмотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены были даже и на северную Францию. По настоянию Людовика IX, папа Александр IV назначил в 1255 году в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность генеральных инквизиторов Франции. Ультрамонтанское вмешательство в дела галликанской церкви встречало, однако, беспрестанное противодействие со стороны её представителей; начиная с XIV века, французская инквизиция подвергается ограничениям со стороны государственной власти и постепенно приходит в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против реформации.

Тем же Григорием IX инквизиция введена была в Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причём повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Из Каталонии инквизиция быстро распространилась по всему Пиренейскому полуострову, из Ломбардии — в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь одинаковою силой и характером. Так, например, в Неаполе она никогда не пользовалась большим значением вследствие беспрестанных раздоров между неаполитанскими государями и римской курией.

Первыми жертвами церковных трибуналов стали катары (известные так же, как альбигойцы, от города Альби), «впавшие в ересь» жители Аквитании, Лангедока и Прованса. Название «катары» происходит от греческого слова «чистый», однако сами «отступники» обычно называли себя «добрыми людьми», а свою организацию – «Церковью любви». В XII веке на юге Франции также появилась и получила большую популярность секта вальденсов (по имени лионского купца Пьера Вальдо), которая была признана еретической на веронском соборе 1184 года. Общим для всех таких еретических сект было осуждение стяжательства иерархов официальной церкви, отрицание пышных церемоний и обрядов. Предполагают, что Учение катаров пришло в Западную Европу с Востока, и тесно связано с манихейскими сектами и гностическими учениями. Непосредственными предшественниками и «учителями» катаров, вероятно, были, византийские павликиане и болгарские богомилы. Но, вообще-то, строгого «канона» учения «добрых людей» не было, и некоторые исследователи насчитывают до 40 различных сект и течений. Поверхностное представление об этом учении состояло в следующем: общим было признание бога-творца этого Мира злым демоном, пленившим частицы божественного света, коим и являются человеческие души. Состоящая из света душа устремлена к Богу, но тело его тянется к Дьяволу. Христос же не является ни Богом, ни человеком, он – Ангел, явившийся, чтобы указать единственный путь к спасению через полное отрешение от материального мира. Собственно эзотерическая, внутреняя часть учения была известно только посвященным, прошедшим многоступенчатые обряды инициации и обученные соответствующим практикам.

Проповедников катаров называли "ткачами", т. к. именно эту профессию чаще всего избирали они для натурализации на новом месте. Их можно было узнать по изможденному виду и бледным лицам. Это были "совершенные" – учителя, подвижники веры, одной их основных заповедей которых был запрет проливать чью-либо кровь. Иерархи католической церкви забили тревогу: целые области Европы выходили из под контроля Рима из-за секты, проповедовавшей какое-то не вполне христианское смирение и воздержание. Самым страшным казался покров тайны, окружавший еретиков: "Клянись и лжесвидетельствуй, но не раскрывай тайны", – гласил кодекс чести катаров. Доверенный сотрудник папы римского Иннокентия III Доминик Гусман отправился в Лангедок, чтобы личным примером укрепить авторитет католической церкви, но "один в поле не воин»: Доминик проиграл "совершенным" соревнование в аскетизме и красноречии. Озлобленный неудачей, он доложил своему патрону, что страшную ересь катаров можно сломить только военной силой и вторжение крестоносцев в Лангедок было решено.

Крестовые походы на Лангедок более известны как Альбигойские войны. Они начались в 1209 году. Вопрос примирения с официальной католической церковью первое время еще можно было решить путем денежных выплат: «добровольно раскаявшиеся» выплачивали штраф папе, люди, принужденные к «покаянию» на епископском суде, приговаривались к конфискации имущества, остальных ждал костер. Покаявшихся никогда не было слишком много. Доминик Гусман с начала военных действий стал советником военного руководителя крестоносцев Симона де Монфор. В свое время тот, как многие благородные, но небогатые рыцари, вместе с братьями отправился в Святую землю, правителями которой были его очень дальние родственники. В Палестине Симон неплохо проявил себя, но особенно не прославился. Его имя прозвучало только в Константинопольском (Четвертом) крестовом походе. Тогда он, увидев, что крестоносцы вместо сарацин набросились на собратьев по вере и разорили христианский город Зару, покинул войско, уведя с собой отряд совестливых рыцарей. Таким образом, он выказал определенную принципиальность и не стал участником разграбления Константинополя и осквернения православных храмов. Когда папа Игнатий призвал верующих с оружием в руках искоренить в Окситании ересь, Симон де Монфор оказался в числе первых. Теперь он горел рвением принести на алтарь борьбы с ересью свой меч, свой опыт и боевые умения. Не столько по привычке к сражениям, сколько по внутреннему убеждению он отправился на Юг бороться с еретиками.

До нашего времени дошло жуткое описание штурма альбигойского города Безье, которое оставил Цезарий Гейстербахский: "Узнав из возгласов, что там (во взятом городе) вместе с еретиками находятся и православные, они (воины) сказали аббату (Арнольду-Амори, аббату цистерцианского монастыря Сито): "Что нам делать, Отче? Не умеем мы отличить добрых от злых". И вот аббат (а также и другие), боясь, чтобы еретики из страха смерти не прикинулись православными, а впоследствии опять не вернулись к своему суеверию, сказал, как говорят: "Бейте их всех, ибо Господь признает своих".

Несмотря на то, что силы противоборствующих сторон были не равны, лишь в марте 1244 года пал последний оплот катаров – Монсегюр.

274 "совершенных" (они не имели права сражаться с оружием в руках) тогда взошли на костер, прочим защитникам крепости (которых оказалось около 100 человек) враги предложили сохранить жизнь, признав Святую троицу, таинства и папу. Часть из них согласилась, но какой-то монах распорядился привести собаку и стал поочередно предлагать альбигойцам нож: чтобы доказать истинность отречения, они должны были ударить им животное. Никто из них не пролил крови невинного существа и все были повешены. После этого началась «зачистка» мятежных областей от еретиков. В выявлении тайных катаров крестоносцам усердно помогали как правоверные католики, так и просто нечестные люди, которые с помощью доносов стремились избавиться от своих врагов или кредиторов. Любопытно, что под подозрением тогда оказались все худые и плохо одетые люди, которых крестоносцы часто принимали за странствующих проповедников катаров. В Испании, например, в результате такой ошибки были казнены пять монахов-францисканцев.

Данная ситуация потребовала создания специальных комиссий, которые решали бы вопрос о причастности конкретного человека к ереси. Доминик часто выступал в качестве «эксперта» и, в знак признания его заслуг, Симон де Монфор в 1214 г. передал ему «доход», полученный от разграбления одного из альбигойских городов. В том же году богатые католики Тулузы передали ему в дар три здания. Эти подарки стали основой для создания нового религиозного ордена монахов-доминиканцев (1216 г.). Основным родом его деятельности стала борьба с ересью в любых ее проявлениях, что выразилось, прежде всего, в сборе компрометирующих материалов на горожан. Поэтому в 1235 г. доминиканцы были изгнаны из Тулузы (увы, через два года они вернулись в нее) и вынуждены были искать прибежища в других городах Франции и Испании. Однако и там обстановка всеобщей враждебности долгое время заставляла их селиться далеко за городской чертой. Доминик Гусман был канонизирован в 1234 г. (через тринадцать лет после смерти). По свидетельству инквизитора Гийома Пелиссона, по этому поводу доминиканцы Тулузы устроили торжественный обед, во время которого было получено сообщение о том, что одна из умиравших поблизости женщин получила «консалументум» – катарский эквивалент обряда причащения перед смертью. Достойные преемники святого Доминика немедленно прервали трапезу и сожгли несчастную на графском лугу.
Поначалу доминиканцы разыскивали еретиков по собственной инициативе, Но уже в 1233 г. папа Григорий IX издал буллу, которая официально возлагала на них ответственность за искоренение ересей. Более того, доминиканцам была дана власть отрешать сана заподозренных духовных лиц. Несколько позже было объявлено об учреждении постоянного трибунала, членами которого могли быть только доминиканцы. Это решение и стало началом официальной истории папской Инквизиции. Приговоры, выносимые инквизиторами, не подлежали апелляции, а действия их были настолько бесцеремонными, что вызывали законное возмущение даже у местных епископов. Их противодействие действиям инквизиторов было в то время настолько открытым, что Собор 1248 г. в специальном послании угрожал непокорным епископам недопущением в их собственные церкви, если они не будут соглашаться с приговорами доминиканцев. Лишь в 1273 г. папой Григорием X был найден компромисс: инквизиторам предписывалось действовать во взаимодействии с местными церковными властями и трений между ними больше не возникало. Допросы подозреваемых сопровождались самыми изощренными пытками, во время которых палачам дозволялось все, кроме пролития крови. Однако иногда кровь все же проливалась, и папой Александром IV в 1260 г. инквизиторам было дано разрешение отпускать грехи друг другу за любые «непредвиденные случайности».

Что касается правовой основы деятельности Инквизиции, то им стало законодательство Римской империи: римское право содержало около 60 положений, направленных против ереси. Предание огню, например, в Риме было стандартным наказанием за отцеубийство, осквернение храма, поджог, колдовство и измену. Поэтому наибольшее количество сожженных жертв оказалось на территории стран, ранее входивших в Римскую империю: в Италии, Испании, Португалии, южных областях Германии и Франции. А вот в Англии и Скандинавии действия инквизиторов не получили такого размаха, поскольку законы этих стран были взяты не из римского права. В Англии, к тому же, были запрещены пытки (это не значит, что они не применялись). Тем не менее, процессы против ведьм и еретиков в этой стране были несколько затруднены.

Как же на практике осуществлялась деятельность инквизиторов? Иногда инквизиторы прибывали в город или монастырь тайно. Но чаще об их визите население оповещалось заранее. После этого тайным еретикам давалось «льготное время» (от 15 до 30 дней) в течение они могли покаяться и вернуться в лоно церкви. В качестве наказания таковым обещалась епитимья, которая обычно представляла собой публичную порку по воскресеньям на протяжении всей жизни(!). Другой формой епитимьи было паломничество. Человек, совершающий «Малое паломничество» обязан был посетить 19 местных святых мест, в каждом из которых его хлестали розгами. «Большое паломничество» предполагало путешествие в Иерусалим, Рим, Сантьяго-де-Компостелло или Кентербери. Длилось оно несколько лет. За это время дела еретика приходили в упадок и семья разорялась. Ещё одним путем заслужить прощение было участие в крестовых походах (воевать грешники должны были от двух до восьми лет). Количество еретиков в крестоносных армиях постепенно увеличивалось, и папа римский стал опасаться, что Святая земля окажется «заражена» их учениями. Поэтому такая практика скоро была запрещена. Другой весьма интересной и привлекательной (для самих инквизиторов) формой епитимьи стали штрафы.

Считается, что главной причиной уничтожения катаров была жадность французского короля и папы римского, которые позарились на золото ордена катаров, которому принадлежали земли и крепости на юге нынешней Франции. Аналогичная причина обычно приводится и когда речь заходит об уничтожении ордена тамплиеров.13 октября 1307 г. французский король Филипп IV Красивый, желая разбогатеть за счёт тамплиеров, издаёт указ об аресте всех членов ордена. Только в Париже было арестовано 140 рыцарей. В марте 1312 г. папа Климент V подписал буллу о роспуске ордена, хотя и не поддерживал политику французского монарха.

На самом деле причины были значительно глубже. И папы, и короли были прежде всего заинтересованы в том, чтобы получить доступ к тем тайнам эзотерических учений, которые давали бы, как им казалось, богатство и власть. Они охотились за священными реликвиями, многие из которых были добыты во время Крестовых походов и обладали огромной магической силой. Но и посвященные, и просто преданные последователи учений предпочитали уходить с физического плана, унося с собой священное знание, успевая спрятать или передать в верные руки самые важные реликвии. Они охотно терпели ужасающие пытки, не пытаясь их избежать, прекрасно понимая, что тем самым они уйдут «на тот свет» очищенными от «земной грязи» и смогут продолжать свою деятельность уже на Тонком плане.

Современные эзотерики (да и просто любопытные) изо всех сил пытаются разгадывать тайны катаров, тамплиеров и других тайных орденов и учений, и хотя многие считают, что они что-то разгадали – не верьте им, все основные тайны спрятаны так глубоко, что и не докопаешься. Даже те, кто реально воплощался в те времена в тех орденах, в лучшем случае могут вспомнить лишь самый факт воплощения и какие-то связанные с этим сюжеты, но до реальных сокровенных тайн добраться не могут. В крайнем случае они могут вспомнить или даже воспроизвести какие-то обряды и ритуалы тех давних лет, учуять какие-то связи – но реализовать все это в современных условиях в принципе невозможно.

Один из наиболее эффективных способов охраны тайн – создание легенд (это касается как эзотерических учений, так и отдельных персонажей). Причем тут тайным орденам и делать практически было нечего – «непосвященные» их члены, оставшиеся в живых, которые только «слышали звон», первыми додумывали те обрывки знаний и навыков работы на Тонком плане, к которым они были допущены. Часто это воспринималось ими как реальное эзотерическое знание, уже на этой почве создавались «производные» тайные учения, которые даже могли давать некоторые результаты (особенно явно это прослеживается на примере алхимии), и они тоже, в свою очередь, «секретились» создавался еще один слой защиты. Надо всем этим и начинали сочиняться легенды, причем огромную услугу в этом оказывали враги и недоброжелатели – легенды расцветали пышным цветом, к ним добавлялось все больше самых причудливых подробностей – насколько у людей хватало воображения. Перепутывались герои, времена, места, атрибутика, обряды… Фантомы плодились и размножались, защищая эзотерическую реальность от несанкционированного доступа. А уж когда появилась художественная литература, кино, интернет...

Конечно, существовали (и до сих пор существуют) реальные магические способы сохранения и сокрытия тайного знания – как в особых информационных хранилищах, так и в подсознании конкретных людей. Но далеко не всё это еще живое и действенное, и не всё нужно извлекать на поверхность. Но об этом мы еще поговорим...

Медитация 2-й Мастер

СООК РОН

ТООН ЭТОЛ

ФЕР АГАР

ИНН УНИТ

ОСТЕР ЭОХ