Приложение 3 .
Пророки в Коране

 

 
С точки зрения ислама, Коран завершает серию откровений Господа, ниспосланных в виде священных писаний пророкам — предшественникам Мухаммеда: Таура (Тора, или Пятикнижие) Мусе (Моисею), Забур (Псалтирь) Дауду (Давиду), Инджиль (Евангелие) Исе ибн Марьям (Иисусу сыну Марии). Уверовали в эти священные писания иудеи и христиане. Коран причисляет их, а также сабеев и зороастрийиев к «ахл ал-Китаб» («людям Писания»), то есть тем, кто следует Откровению единого Бога. Необходимость же ниспослания нового священного писания последнему пророку и посланнику Аллаха, Мухаммеду, объясняется тем, что последователи названных пророков со временем исказили, извратили посланные им Истины в названных писаниях. Мусульманская традиция, основанная на Коране, устанавливает разницу между понятиями «пророк» (наби) — пророчащий вестник Аллаха и «посланник» (расуль) — также пророк, но получивший и еще особое откровение Бога. По словам Мухаммеда, всего было послано Аллахом 124 тысячи наби, из них лишь 300 расулей, а мусульманская традиция называет имена шести наиболее приближенных к Аллаху пророков: Адама, Ибрахима (Авраама), Нуха (Ноя), Мусу, Ису ибн Марьям и Мухаммеда, который в Коране назван «печать пророков» (хатама набийина), то есть последний, завершающий Пророк, через которого людям ниспослано Слово.

Таким образом, в Коране отражены почти все основные персонажи Ветхого и Нового Заветов, а также и сказания, связанные с ними. Однако Коран не пересказывает их содержания, а лишь отсылает к их сюжетам.

Большая часть сюжетов и мотивов не имеет композиционной завершенности и разбросана по всему Корану и излагается ситуативно. Среди них особенно бросается в глаза повесть о Юсуфе, сыне библейского патриарха Йакова, известного в мировой литературе как Иосиф Прекрасный, поучительный рассказ о котором в Коране занимает 12-ю суру, повторяя в основном содержание библейской версии. Его художественное достоинство отмечено в Коране словами Аллаха: «Мы расскажем тебе этот Коран в Нашем откровении наилучшим образом» (XII, 3).


Пророк Адам в Коране

Адам — первый человек, созданный Богом, который был и первым пророком. Господь создал Адама и наделил его прекрасным обликом и стройным сложением. Всевыш­ний Аллах наделил его знаниями о названиях разных вещей и явлений, благодаря чему его вну­трен­ний облик стал прекрасен (2:31-33). По сообщению пророка Мухаммеда, Господь создал Адама из горсти земли, которая была взята со всей её поверхности, отчего люди получились такими, как земля: «среди них есть белые, красные, чёр­ные, занимающие промежуточное положение, дурные и хорошие, мягкие, грустные и занима­ю­щие промежуточное положение».

Адам, ангелы и Иблис

Согласно тексту Корана, сотворению человека предшествовало сообщение Господа ангелам о на­ме­рении сотворить человека (15:28-29). Ангелы же восприняли это с недоумением, по­с­коль­ку они поняли, что он будет забывчив и не сможет проявить должной твёрдости в выполнении завета с Богом. В арабском языке слово инсан, означающее «человек», имеет сходство с глаголом насийа («забывать»). Однако ангелы не противились воле Всевышнего, они не хотели умалить достоинство Адама, не завидовали ему. Ангелы лишь удивленно задавали вопросы [2:30], поскольку они, знавшие и видевшие, как проливалась кровь среди джиннов, созданных до Адама, «поняли, что с теми, кто создан из праха, в большинстве случаев будет происходить нечто подобное…». По мнению аль-Хасана аль-Басри, когда Аллах пожелал создать Адама, ангелы стали говорить: «Кого бы ни создал Господь наш, мы все равно будем знать больше чем он».

Однако Господь наделил Адама знанием, научил всевозможным именам, а также названиям свойств и действий творений, благих и дурных поступков, которые не знали ангелы, что подчеркивало его превосходство над другими творениями. Впоследствии ангелы признали превосходство Адама и по велению Господа преклонились перед ним. «После сотворения человека Аллах заставил ангелов поклониться Адаму, признавая его превосходство». Только Иблис возгордился и не стал кланяться (2:34…). Господь проклял его, и с тех пор он получил имя Иблис, что означает «пришедший в отчаяние», «потерявший надежду на милость». Своё превосходство перед первым человеком он обосновывал тем, что Господь создал его (Иблиса) из огня, а Адама — из глины.

Сотворение Хаввы

Знаменательным событием в жизни Адама стало сотворение для него Господом женщины — Хаввы (в иудаизме — Хава, в христи­ан­ст­ве — Ева). Она была сотворена, когда Господь погрузил Адама  в промежуточное состояние между сном и бодрствованием и разверз ему левый бок. Из изъятого у Адама ребра Бог сотворил Хавву. Согласно одному из мнений, имя свое Хавва получила потому, что она создана была из плоти (хаййу). В Коране сообщается о том, что Господь сотворил людей из одного человека и рас­се­лил их по всей земле. Следует отметить и то, что откровение о сотворении из человека пары ему, указывает на необходимость со­блю­де­ния супругами обязанностей друг перед другом, которые определяются тем, что женщина произошла от мужчины. Господь сотворил из него Хавву для того, чтобы Адам находил в ней умиротворение: Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих (30:21).

В Раю с Хаввой

Адама и Хавву Господь поселил в Райских садах. Они могли питаться любыми райскими благами и наслаждаться всеми прелестями Рая. Однако, Господь запретил им приближаться к определённому дереву и есть его плоды (2:35…). Необходимо отметить, что Господь предостерег Адама  и Хавву от Иблиса, чтобы он не вывел их из Рая (7:27; 20:117). Адам  и Хавва исправно выполняли Божье предписание, пока Иблис не явился к ним. Он принялся наущать им и обманом ввёл их в заблуждение. Слова Иблиса о том, что Гос­подь запретил им питаться плодами этого дерева, чтобы они не уподобились ангелам и не обрели жизнь вечную, обольстили людей, и страстное желание ослепило их разум. Он окунул их в ослушание, и они поели плоды запретного дерева.

Низвержение на землю

После того как они вкусили плоды запретного дерева, обнажились их срамные места, которые прежде были сокрыты от их взоров (7:20-22 …). «В результате люди потеряли Райский сад, первозданную гармонию и блаженство, и были выведены Богом в мир опыта, мир добра и зла, которые в обыденной человеческой практике тесно сплетены друг с другом». Адам  признал свою ошибку и попросил Бога о прощении, и Господь принял его покаяние и помиловал его. Он простил ему содеянное и наставил его на прямой путь, благодаря чему после этого он стал ещё более праведным (7:23…). Вместе с тем Господь велел Адаму и Хавве покинуть райские сады, снизойти на землю вместе с Иблисом, дабы всем стало ясно, что дьяволы будут неразлучно следовать за людьми. Господь изгнал Адама, Хавву и Иблиса из райских садов на землю, где им суждено было оставаться врагами друг другу. Земля стала для них временной обителью, в которой они получили возможность наслаждаться и пользоваться мирскими благами до определённого времени (2:36-38…). По мнению некоторых мусульманских учёных, после того как Адам был низвергнут из Рая он оказался в районе Индостана, Хавва же, в современном г. Джидда, на берегу Красного моря. В результате долгого расставания они встретились на холме Арафат, вблизи современного г. Мекки. По мнению некоторых хронистов, отсюда и берёт свое начало стояние на холме Арафат во время совершения мусульманами паломничества (хаджа).

Первый пророк

Адам стал первым пророком на Земле. Свидетельством о пророчестве Адама служит то, что он был избран и возвышен над остальными творениями (3:33). Наречение им вещей именами, преклонение ангелов, появление из его же ребра Хаввы, пребывание в Раю и общение с Богом также считаются подтверждением пророческого призвания Адама.

Сыновья Адама

В Коране мы встречаем историю двух сыновей Адама — Кабиля (Каина) и Хабиля (Авеля), которые пожертвовали частью своего имущества для того, чтобы приблизиться к Богу, но Всевышний Господь принял пожертвование только от Хабиля (5:27-32). Су­ще­ст­ву­ет предание, согласно которому Адам получил от Господа откровение женить каждого из братьев на сестре, родившейся в паре с другим. Согласно этой истории, Кабиль, который хотел взять себе в жёны сестру, рожденную с ним в паре, воспротивился этому решению. Адам предложил сыновьям обратиться к Господу и принести жертву. В результате жертвоприношение Хабиля было принято Господом, что согласно условиям компромисса Адама, означало возможность жениться на Иклиме — сестре, рожденной в паре с Кабилем. История двух сыновьях Адама закончилась тем, что Кабил убил своего брата и тем самым заложил начало к совершению убийств на земле. После убийства Хабиля у Адама и Хаввы родился сын по имени Шис (Сиф), что переводится как «дар Аллаха». Адам и Хавва назвали его так потому, что он был дарован им после убийства Хабиля. Некоторые источники сообщают, что когда приближался смертный час Адама, он получил от Всевышнего откровение оставить своему сыну Шису  завещание. Шису было сообщено много различных знаний.

Пророк Нух (Ной) в Коране

Нух у мусульман — один из древнейших праведных пророков Аллаха и один из самых благочестивых людей. В Коране неоднократно приводится его имя в связи с всемирным потопом, случившимся по воле Аллаха в наказание людям за их отступление от истинного пути, за гордыню, за то, что они забыли благодарить Бога, даровавшего им жизнь и благополучие. Как и в предыдущих рассказах о пророках, Нух — посланник Аллаха, его пророк. Он уговаривал людей не забывать благодеяний Господа, поклоняться только Ему одному, дабы не вызвать Его гнева, помнить о Страшном суде. Но люди считали Нуха безумцем, недостойным учить кого-либо, тем более племенную знать. За ним пошли лишь бедняки, что опять же вызвало упрек богатых, которые намеревались побить пророка камнями («Если ты не удержишься, Нух, будешь ты побит камнями»). Временами праведник отчаивался и обращался к Богу с тем, чтобы Он рассудил их. В Коране приведено содержание его молитв, в которых описывается, как он «ночью и днем» звал народ быть благодарным Богу, говорил, что Бог милостив и простит людям их грехи, если они обратятся к Нему с мольбой.

Не достигнув цели, Нух в отчаянии обращается к Аллаху с мольбой: «Господь мой! не оставляй на земле из неверных ни одного, обитающего в доме. Если Ты оставишь их, они побьют Твоих рабов и не породят никого, кроме распутного, неверного». Мольба Нуха была услышана. Финал трагедии совпадает с описанием ее в Ветхом Завете.

Пророк Ибрахим (Авраам) в Коране

По версии Корана, Ибрахим родился в Месопотамии. Его отец был мастером по дереву, вырезал идолов из дерева и продавал их соотечественникам-язычникам. Ибрахим, который был свидетелем изготовления этих идолов, не мог признавать за ними святости. Он начал высказывать свои сомнения и отцу, который их создавал, и тем людям, которые на них молились. Отец беспокоился, что эти разговоры нанесут вред его ремеслу и лишат его средств к существованию. Но сын не остановился. Однажды он вошел в главный храм, где хранились языческие святыни и разбил все мелкие идолы, оставив лишь нескольких крупных. Идолопоклонники, окружив юношу, с пристрастьем спросили его: не он ли совершил святотатство? Ибрахим ответил: «Не я, а большие идолы уничтожили малые». Это событие стало для Ибрахима началом его отказа от языческой веры и началом поиска единого Бога. Однако Ибрахиму не удалось вернуть народ на истинный путь единобожия. По преданию, правитель той страны велел отступника сжечь в огне, но Господь Бог превратил огонь в цветник.

Еще одна ветхозаветная история, связанная с Меккой, нашла отражение в Коране и стала впоследствии одним из основных обрядов мусульман. Речь идет о мусульманском празднике курбане (жертвоприношении), непосредственно восходящем к библейской истории Авраама о приношении им в жертву своего сына. Имя жертвы ни в Библии, ни в Коране не названо. Иудейские историки считают, что Авраам повел на алтарь жертвы своего сына от Сарры, Исаака. Мусульманские же историки настаивают на том, что жертвой был Исмаил. Последние ссылаются на Библию, где сказано, что Авраам был намерен принести в жертву единственного сына, а им был Исмаил еще до рождения Исаака. В Библии этот сюжет изложен сухо и кратко. В арабской же легенде он приводится красочнее. Ибрахиму приснился сон, что он приносит в жертву сына своего. Посчитав это за веление Бога, он позвал к себе сына и сказал ему: «Сын мой! Возьми веревку и нож, пойдем собирать дрова». Сын выполнил волю отца, и они отправились в путь. Между тем, шайтан («сатана») в образе человека пришел к матери Исмаила и спросил ее: «Ты знаешь, куда повел Ибрахим своего сына?» Она ответила: «Они пошли за дровами». Шайтан в ответ: «Нет! Он повел сына принести его в жертву». Мать возразила, говоря: «Так приказал ему Аллах. Это Божья воля». Разочарованный шайтан направился к сыну Ибрахима и сказал ему то же, что и его матери, на что сын ответил словами матери. Узнав о проделке шайтана, Ибрахим в сердцах проклял его, затем открылся сыну, рассказал ему о своем сне. Сын спокойно принял намерение отца. Конец легенды совпадает с библейской историей.

Кораническая версия истории Авраама и Исмаила имеет продолжение. Говорится о том, как по воле Сарры Ибрахим отлучил от семьи младенца Исмаила и его мать Агарь (в Коране — Хаджар) и отвез их в долину Мекки, находившуюся на пути из Йемена в Сирию. Там Ибрахим оставил младенца с матерью. Семь раз Хаджар обошла окрестности в поисках еды и питья, но все тщетно. В отчаянии вернулась она к младенцу. И тогда младенец, страдая от жажды, ударил ногой о землю. Из этого места забил фонтан воды. Этот источник недалеко от Мекки был назван Замзам, что означает «много воды». Впоследствии этим именем был назван колодец пресной воды недалеко от святыни мусульман Каабы.

Двенадцать сыновей Исмаила стали родоначальниками арабизированых народов (мустариб). Сам же Исмаил по материнской линии — египтянин. Эта легенда перекликается с легендой о 12 сыновьях Иакова, сводного брата Исмаила, ставших родоначальником 12 колен евреев-израильтян.

Ибрахим — одна из главных фигур в Коране. Он наряду с Мусой упоминается чаще других. Его называют пророком мусульман. Главное же его прозвище «Друг Аллаха» (Халил Аллах). Считается, что ему было ниспослано Писание. Ибрахим — великий первоучитель истинной религии. Коранический Ибрахим непрямо восходит к библейскому Аврааму. Задолго до появления ислама в арабском мире бытовали представления, а может быть и цикл преданий и легенд об Аврааме-Ибрахиме. Этим можно объяснить то, что многие коранические мотивы отсутствуют в Ветхом завете и в постбиблейской литературе. Исмаил же и по библейской традиции считается предком арабов.

Пророк Лут в Коране

Лут (библейский Лот), племянник Ибрахима, — еще один из пророков Корана. Он жил в городе, в котором грешники вели развратный образ жизни. Среди них только Лут был праведным. Как и предыдущие пророки, он часто призывал своих сограждан стать на верный путь, перестать творить мерзость, проявлять страсть к мужчинам вместо женщин. Почувствовав свою беспомощность, Лут обратился к Аллаху за помощью. Его просьба была принята. Для наказания нечестивых Аллах решил уничтожить город с его жителями. Далее происходит то, что описано в Ветхом Завете.

Пророк Муса (Моисей) в Коране

История Мусы в Коране является одним из самых развитых и длинных коранических сюжетов. Муса упоминается в Коране 136 раз, значительно чаще, чем все остальные пророки.

То, что мы не найдем о Мусе в Коране, отражено у мусульманских комментаторов и авторов в рассказах о пророках. Так, рассказывается, в том числе и в 28-й суре Корана, что Фираун (фараон) приказал погубить всех иудейских младенцев мужского пола, поэтому мать Мусы, чтобы не отдавать ребенка в руки палачей, решилась вверить его волнам Нила. Она положила мальчика в корзинку, обмазанную смолой и пустила на воду в тростнике, окаймлявшем берег, где его подобрала жена Фирауна и взяла во дворец на воспитание. Ребенка надо было кормить, но ни одна из близких к жене фараона египтянок не смогла этого сделать, так как их груди начинали гореть огнем при попытке покормить младенца. Тогда для него была найдена кормилица — иудейка. И Господь устроил так, что этой кормилицей стала его мать.

Когда Муса достиг зрелости, Аллах дал ему понимание, и он понял, как притесняют его народ. Муса принялся обличать несправедливость в отношении иудеев, что вызвало ненависть и интриги со стороны жрецов и окружения Фирауна. К тому же Муса убил египтянина, избивавшего еврея, и об этом стало известно Фирауну, повелевшему казнить Мусу за это преступление. Но Муса бежал из Египта в Мадиан, который находился в северо-западной Аравии, к востоку от Красного моря, в 200 милях юго-восточнее Гесема (в Гесеме евреи жили более 200 лет до своего исхода из Египта). Это наиболее короткое расстояние, преодолев которое Моисей мог оказаться вне пределов Египетского царства. Мадианитяне были в довольно близком родстве с евреями: их легендарный родоначальник Мидиан назван в числе сыновей Авраама от наложницы Хеттуры, отосланных им «в землю восточную».

В Мадиане Муса получил от Аллаха пророческую миссию. Аллах обязал пророка вернуться в Египет с проповедью единобожия. В помощь Мусе, который с детства был косноязычен, Аллах призвал его брата Харуна (библейское имя — Аарон), обладавшего звучным голосом. В Египте Муса пытался убедить Фирауна уверовать в Аллаха. Он демонстрировал ему разные чудеса, в том числе чудо с посохом, превратившимся в живую змею. В результате многие египтяне, в том числе и жена Фирауна, уверовали в Аллаха, но не Фираун. Он принялся жестоко преследовать единоверцев Мусы, за что Аллах наслал на Египет всевозможные бедствия. Устрашенный Фираун обещал отпустить Мусу и его народ из Египта, но не сдержал своего слова. Тогда Муса по велению Аллаха ночью вывел соплеменников из Египта. Ударом посоха он раздвинул волны Красного моря и перешел с израильтянами по дну на другой берег. Фираун и его войско, устремившиеся в погоню за израильтянами, погибли в волнах сомкнувшегося моря.

Достигнув Синая, Муса вновь предстал пред Аллахом, который ниспослал ему Тауру (Тору) — Священное Писание иудеев, состоящее из пяти книг (Пятикнижие Моисея). После получения скрижалей с заповедями Муса позвал народ идти дальше, в Землю обетованную, но неустойчивая вера израильтян привели к тому, что народ иудейский еще сорок лет скитался по пустыне, а сам Муса так и не увидел Святой Земли.

Из всех библейский пророков жизнь Моисея более всего напоминает жизнь Мухаммеда. Будучи лидером общины, Мухаммед прикладывал все усилия для обращения в новую веру язычников-мекканцев и их старейшин. История Моисея разворачивается как своего рода иллюстрация к кораническому пророчеству. Так, например, в Коране рассказ о нежелающем слушать Моисея фараоне помещается рядом с повествованием об отказе больших мекканских семейств, укоренившихся в своем язычестве, слушать весть, принесенную новым пророком. Мораль очевидна: власть фараона не устояла перед властью Бога.

По примеру Моисея Мухаммед приносит в мир новый ниспосланный Богом закон (шариат), в свете которого более ранние законы Торы и Евангелия устаревают. Иудеи Медины его отвергли, поэтому, в назидание непокорным, Коран напоминает о попытках мятежа и случаях отпадения от веры, имевших место в пустыне: поклонение золотому тельцу, требования к Моисею явить зримые свидетельства истинности его миссии. Он тем самым призывает иудеев Медины не повторять старых ошибок и не упорствовать с признанием Мухаммеда в качестве «печати» в ряду пророков.

Муса почитается мусульманами как истинный пророк, один из предшественников пророка Мухаммеда, что, если следовать логике цифр, ставит его в ряду пророков на более важное место, чем Авраам или Иисус.

Пророк Худ в Коране

В Коране названы имена ряда пророков, не отмеченных в Библии, в числе которых Худ, Салих, Шуайб. Каждый из них был послан Аллахом к идолопоклонникам, чтобы призвать их к вере в единого Бога. Худ относился к племени ада — людей-великанов, населявших местность ал-Ахкаф на севере Хадрамаута и занимавшихся земледелием. Он призывал своих соплеменников поклоняться единому Богу, отказаться от гордыни, помнить, что случилось с народом Нуха, который отошел от Божьего пути и был истреблен. Он уверял соплеменников в том, что Всевышний спасет их от засухи, если те уверуют одному Ему. Люди же обвиняли его во лжи, не могли принять за посланника Аллаха — ведь он ничем не отличался от них, был таким же смертным, жил так же, как и они. Они сказали ему: «О, Худ! Ты не пришел к нам ясным знамением, и мы ни за что не оставим наших богов по твоему слову и не станем мы тебе верить». Они считали Худа ненормальным, которого наказал, якобы, один из богов. История народа Худа, как и Ноя, трагична. В наказание за неверие Аллах наслал на него страшную кару в виде урагана, который бушевал семь дней и семь ночей. Все адитяне погибли, кроме Худа и немногих уверовавших.

Пророк Салих в Коране

Недалеко от залива Акаба в пустыне Кура у племени самуд объявился еще один пророк — Салих («праведный»). Самудяне, как и народ ада, жили в достатке в благоустроенных домах, разводили прекрасные сады, имели благодатные пальмовые рощи, но и они возгордились и, как сказано в Коране, отклонились от «правильного пути», полюбили сатану. Чтобы внушить им истину о всемогуществе Аллаха, к ним был послан пророк Салих, который начал увещевать своих соплеменников стать на единственно верный путь Бога, ибо Он одарил их жизнью и благополучием. Самудяне с насмешкой отнеслись к нему, к его словам, не поверили, что он посланник Аллаха, и потребовали знамения в оправдание своих притязаний. Кроме того, девять наиболее влиятельных самудян вознамерились напасть на него, ссылаясь на то, что гадание по птицам не указывает на его пророческую миссию. Аллаху не понравилось подобное издевательство над Его посланником. Он в качестве знамения послал Салиху верблюдицу, которая, естественно, нуждалась в ежедневном корме и питье. Когда же Салих попросил своих соплеменников предоставить его верблюдице пастбище и источник воды, один из них подрезал верблюдице поджилки и убил ее. Через три дня последовала кара — наутро от них остались лишь жилища, — сказано в Коране. В живых остались лишь Салих и те, кто поверил его словам.

Пророк Шуайб в Коране

В Коране говорится еще об одном племени — «владельце рощи». Это — арабы-мадйаниты. На этот раз к ним был послан Аллахом пророк Шуайб, который, не требуя никакой награды, увещевал мадйанитов поверить в единого Бога, уповать на Его милость и тем самым избегнуть Божьей кары. Однако Шуайб не выступал с полным отрицанием установившихся традиций и религиозных взглядов. Он хотел лишь отправления и соблюдения Божьих предписаний. Любопытен в этом случае моралистический тон увещеваний этого пророка, обилие этических требований, обращенных главным образом к торговому люду и караванщикам. Вот некоторые из них, приведенные в Коране: «Полностью соблюдай меру и вес», «Не убавляйте меры и веса», «Не причиняйте людям урон ни в чем», «Соблюдайте полностью меру и не будьте из числа недомеривающих», «Взвешивайте верными весами и не уменьшайте людям их вещей, и не ходите по земле, распространяя нечестье».

Как и в предыдущих случаях, мадйанитяне назвали его лжецом, очарованным простаком, осмеливающимся призывать их к отказу от отцовской веры. Они угрожали ему и его семье карой, забитием камнями. В ответ на угрозы Шуайб говорил, что его проповеди исходят не от него, а от Аллаха, от имени которого он обращается к ним, что Бог им судья, пусть Он и рассудит, кто прав. Ответ был один: «Ты — лжец; если ты на самом деле посланник Аллаха, спусти же на нас кусок неба, если ты говоришь правду». По просьбе Шуайба, обращенной к Аллаху, кара настигла мадйанитов—обрушилось на них небо. Спаслись только Шуайб и верующие в единого Бога.

События, связанные с деяниями этих пророков, как и имена их, отсутствуют в Ветхом Завете, что объясняется, очевидно, их поздним происхождением и тем, что они дошли до нас в виде легенды о ханифах (единобожниках), бытовавших среди арабских племен. Но само явление отступничества от веры в единого Бога и приверженность к злодеянию строго наказывались издревле. Таких примеров достаточно много в Библии, два из которых нашли отражение и в Коране, вероятно, потому, что они были распространены среди арабов еще до появления ислама.


Пророк Иса (Иисус) в Коране

Иисус является в Исламе одним из величайших пророков мусульманской религии и носит имя Иса ибн Марьям аль-Масих (Иса сын Марии мессия). Эпитеты, которыми называют в Исламе Иисуса – «раб Аллаха» или «Абдуллах», «посланник Аллаха» или «расулюллах», «праведник» или «салих», «слово Аллаха» или «калиматуллах», «речение истины» или «кауль аль-хакк». Также пророк Иса носил имя Масих, что означает «мессия» -- таким именем Иисус назван в Священном Коране. Поскольку Иисус носил имя Иса ибн Марьям, то это подчеркивало особую роль его матери Марьям в Исламе.

Пророк Иса по Исламу явился к израильтянам для того, чтобы подтвердить то, что Тора (Таурат) является подлинной, и также принести израильтянам еще одну священную Книгу Всевышнего – Евангелие (Инджиль) – новый Шариат. Пророк Иса в Исламе – это один из посланников Всевышнего Аллаха, такой же, какими были Нух, Ибрахим, Муса и Мухаммед.

В Священном Коране о пророке Исе сказано больше, чем об остальных пророках: Иисус в Коране упоминается двадцать пять раз. Из истории сподвижников Пророка  известно, что мухаджиры читали суру «Марьям» перед эфиопским негусом (властитель Эфиопии) в качестве доказательства того, что проповеди Пророка Мухаммеда близки к христианству.

Иисус в Исламе идентифицируется с пророком Исой, но идея Троицы в Коране отвергается и отрицается представление христиан об Иисусе как о Боге и Божьем Сыне. Священный Коран подчеркивает, что Иисус – раб Божий: "Они сказали [христиане и иудеи]: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему одному все покоряются" (2:116).

Иисус Христос в Исламе был сотворен Всевышним Аллахом подобно пророку Адаму, без отца, по воле Господа, повелением Аллаха "Будь": "Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» -- и тот возник" (3:59). Мусульмане верят в непорочное зачатие Иисуса. О рождении Иисуса в Коране рассказано подробно: его матери Марии было знамение, ангел в облике совершенного человека сообщил ей, что она родит сына, которому суждено творить чудеса и проповедовать Писание: "Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому – Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных. Он будет разговаривать с людьми в колыбели и со взрослыми, и станет одним из праведников». Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина». Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” -- как это сбывается. Он научит его Писанию и мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию)" (3:45-48).

Ангел сообщил Марии о том, какое будущее ожидает пророка Ису, что он будет творить чудеса, которые станут доказательством его миссии пророка. Первое чудо произошло сразу после рождения пророка Исы. После своего рождения он сообщил матери, что Всевышний Аллах облегчил муки ее во время родов, подарив плоды с той пальмы, под которой он родился. Отныне у корней этой пальмы начнет бить источник.

Марьям получила от Всевышнего Аллаха указание молчать в ответ на расспросы о родившемся у нее ребенке. Когда же соплеменники Марьям начали обвинять ее в том, что она распутна и родила ребенка без мужа, младенец Иса заявил, что является пророком (наби), а также слугой Всевышнего Аллаха. После этого иудеи отправились к римскому наместнику и потребовали казнить Марьям за то, что она родила ребенка без отца, и Марьям, согласно Евангелии, пришлось со своим сыном скрываться: они бежали в Египет. Вернулись в Иудею они только после того, как Исе исполнилось двенадцать лет – тогда они поселились в Насире (Назарете).

Пророческая деятельность пророка Исы началась, когда ему исполнилось тридцать лет: он стал активно проповедовать веру среди заблудших израильтян.  Всевышний Аллах наделил его способностью совершать настоящие чудеса: Иисус мог воскрешать мертвых, вдыхать жизнь в фигурки птиц, вылепленные из глины, а также мог обнаруживать скрытое и исцелять прокаженных и слепых: "Он сделает его посланником к сынам Исраила (Израиля). Он скажет: “Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцелю слепого и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими" (3:49).

Именно Иса предсказал, что появится пророк, имя которому будет Ахмад (пророк Мухаммед). Как пророк и Мухаммед, пророк Иса имел помощника, это был святой дух (рух аль-кудус) – чаще всего рух аль-кудус идентифицируется с ангелом Джебраилем (архангел Гавриил). Пророк Иса стал основателем новой религии, основанной на законах Моисея (Мусы), часть постулатов религии Иисуса отменяло старые предписания. До прихода пророка Мухаммада на земле единственно верной и истинной оставалась религия пророка Исы. Он активно проповедовал, призывая своих соплеменников поклоняться Всевышнему Аллаху и уверовать в Послание, которое было послано Всевышним. В Иисуса уверовала часть людей, и у него появились апостолы или ученики. Апостолы обратились с просьбой даровать им с небес трапезу, и Всевышним была ниспослана им эта трапеза, что явилось также одним из чудес Иисуса.

Священный Коран отрицает смерть пророка Исы на кресте: в нем указывается, что о такой смерти Иисуса свидетельствовали его враги. В Коране сказано: «И за их неверие и высказывание их великой клеветы на Марьям. И за их высказывание: «Поистине, мы убили Мессию, Ису, сына Марьям, Посланника Аллаха!» Но они его не убили, и они его не распяли, это лишь им показалось. Воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. Поистине, те, которые разногласят относительно этого, однозначно в сомнении об этом. Нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. И не убивали они его достоверно» (4:156-157). По Корану, пророк Иса был вознесен на небеса, и он останется на небесах до приближения наступления Судного дня. По словам ибн Касира, известного толкователя Корана и арабского историка четырнадцатого века, ибн Аббас свидетельствовал, что другой человек был распят вместо пророка Исы.

Когда пророк Иса и его двенадцать или тринадцать сподвижников незадолго до захода солнца в пятницу находились в доме, их окружили люди, и Иса знал, что эти люди собираются ворваться в дом, если он к ним не выйдет. Тогда он обратился к своим сподвижникам с вопросом: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?». Вызвался добровольно один юноша, но Иисус сказал, что он слишком молод для этого, и вновь задал тот же вопрос сподвижникам, а затем спросил и третий раз, но больше никто из сподвижников не вызвался. И тогда Иса сказал юноше: «Ты будешь им!», и Всевышний Аллах изменил облик юноши так, что он стал совершенно похожим на пророка Ису. Крыша дома открылась, и Иса впал в дремоту и вознесся на небеса. Приводятся в Священном Коране слова Всевышнего Аллаха: «О, Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал…» (3:55). После того, как пророк Иисус вознесся, сподвижники вышли из дома, а соплеменники Исы указали на юношу, приняв его за пророка Ису. Юноша был схвачен, ему на голову надели терновый венок и распяли на кресте. (История передана ибн Абу Хатимом с достоверным источником).

В Евангелии от Василида приводится такое же изложение событий, которое было передано в 117-138 годах нашей эры в Александрии: в нем также указано, что Симон Киринеянин был распят вместо Иисуса.

Есть еще одна версия, по которой пророка предал один из апостолов, который привел к дому стражников. Затем апостолу велели в дом войти и вывести Ису к стражникам, и когда апостол вошел в дом, пророк вознесся на небеса, а этому апостолу Всевышний Аллах придал внешность Исы, и когда он вышел к стражникам, они его схватили и распяли на кресте в образе пророка. По мнению исламского историка тринадцатого века Ибн аль-Асира, предателем пророка с большей степенью вероятности был апостол Иуда.

По Исламу, Иса был посланником Всевышнего Аллаха, и его миссия состояла в том, чтобы указать людям верный путь к Аллаху, а не в том, чтобы принести себя в жертву и искупить грехи человечества. По Исламу, никто не должен нести грехи другого человека: каждого будут судить по его собственным деяниям и грехам.

В Коране есть косвенные упоминания о втором пришествии Исы, а в авторитетных сборниках хадисов об этом сказано прямо. В двух аятах Корана сообщается, что люди Писания перед смертью Исы уверуют в него:

Из этих аятов становится ясно, что Иса будет жить и умрет, как все люди, поскольку смерть может наступить только после его повторного прихода на землю и определенного срока жизни на ней. Аллаху ведомо об этом лучше!

Что касается хадисов, то в них сказано, что пророк Иса будет действовать рядом с Махди ( Махди — провозвестник близкого конца света, последний преемник Пророка Мухаммеда). Как гласит Предание, Иса пребывает на небесах в Раю, и спустится на землю в Палестину перед самым Концом Света. Есть также версия, по которой Иса спустится в Дамаск на один из белых минаретов мечети. Миссия Иисуса будет заключаться в том, чтобы сразиться со лжемессией Даджалом (Антихристом) и убить его, а затем в ответ на его мольбы Господь уничтожит угрожающие человечеству племена Гог и Магог или Яджудж и Маджудж. Именно Иса установит на земле царство справедливости и добра. Руководствоваться во время своего второго пришествия он будет исламским шариатом.

Когда же пророк Иисус умрет, его похоронят рядом с Пророком Мухаммедом  в Медине: есть место, которое отведено для этой цели в Мечети Пророка. Когда наступит Судный день, Иса будет воскрешен, как и все на земле, и тоже предстанет перед Всевышним Аллахом вместе со всеми, и будет свидетельствовать против неверующих вместе с другими пророками. Намек на второе его пришествие является указанием того, что его появление будет признаком приближающегося Судного дня.

Пророк Мухаммед в Коране

Самым популярным персонажем Корана является, естественно, пророк Мухаммед. Его имя многократно повторяется во всех сурах (47-я сура даже носит его имя), а все аяты Корана по существу адресованы ему или через него людям. 17-я сура под названием «Путешествие ночью» («ал-Исра») повествует о вознесении (мирадж) Пророка на седьмое небо, к трону Аллаха, хотя и не раскрывает сути этого вознесения. Сюжет этот зафиксирован в трудах биографов Мухаммеда — Ибн Исхака и Ибн Хишама (автора «Жизнеописания посланника Аллаха», написанного в IX веке по материалам хадисов), где собраны отдельные эпизоды из жизни Мухаммеда, его поступки и слова, сказанные в определенных обстоятельствах.

Многочисленные биографические сочинения и жития Мухаммеда сообщают следующую историю: пророка Мухаммеда, спящего возле мечети в Мекке, посетил ангел Джебраил и сказал: «О спящий! Проснись!» Мухаммед вздрогнул, встал и увидел перед собой Джебраила, который держал за повод небольшого конька, Бурака, с крыльями наподобие орлиных. Бурак встал перед Мухаммедом, и когда пророк сел в седло, взвился стрелою мимо мекканских гор и долин, направляясь на север в сопровождении ангела, и остановился лишь на горе Синай, где Муса (Моисей) получил откровения от Бога. Там Мухаммед совершил намаз, а затем вновь устремился вперед. Вторую остановку он сделал в местечке Бейт-Лахме (Вифлееме), где родился Иса (Иисус), и там тоже совершил намаз. Затем они вновь пустились в путь. Позади Бурака послышались голоса, требующие остановиться, но Мухаммед, зная, что Бурак остановится только по велению Аллаха, не повернулся назад. Так Мухаммед доехал до Иерусалима и вошел в храм Сулеймана (библейского Соломона), где его ожидали другие пророки: Ибрагим (Авраам), Иса (Иисус Христос), Муса (Моисей) и отец человечества Адам. Пророк Мухаммед совершил вместе с ними молитву, на которой он был предстоятелем – имамом. После молитвы Джебраил поднес Мухаммеду два бокала – один с молоком, другой с вином. Когда Мухаммед выбрал молоко, Джебраил воскликнул: "Поистине ты на правом пути – ты и народ твой! Вино запрещено для вас" (запрет ислама на употребление алкогольных напитков основан, в частности, и на этом эпизоде). Затем Мухаммед на Бураке поднялся на скалу Йакуба (библейского Иакова) и увидел, как с неба опускается освещенная неземным светом лестница, и Бурак мгновенно поднялся по ней к небесам.

Первое небо было из серебра. Звезды висели на нем на цепях, каждую звезду охранял один ангел, который должен был помешать джиннам и шайтану приблизиться к небу и узнать его тайны. Джебраила спросили, кто это с ним и получил ли он разрешение для Вознесения. Джебраил назвал Мухаммеда и ответил, что он уже получил разрешение. Затем врата небесные отворились, и Мухаммед увидел Адама, который приветствовал его и испросил для него благ у Аллаха. Население этой части неба исповедовало единство Аллаха.

Затем Пророк Мухаммед вознесся с ангелом на второе небо, и там ангелу задали те же самые вопросы, и он ответил на них. На каждом из небес происходило так же. На втором небе Мухаммеда приветствовал пророк Иса, сын Марьям, и Яхья ибн Закария (Иоанн Креститель), на третьем небе – пророк Юсуф (Иосиф Прекрасный), которому была отдана в дар половина мирской красоты, на четвертом небе Пророк увидел Идриса (библейский Енох), а на пятом его приветствовал Харун (Аарон, брат Моисея). Все пророки приветствовали Мухаммеда как брата. На шестом небе Пророка Мухаммеда встретил Муса, а на седьмом небе восседал патриарх и праотец всех пророков Ибрахим, за спиной которого находилась «обитель ангелов» («Обитаемый Дом», аль-Бейт аль-Мамур, небесная Аль-Кааба), куда ежедневно заходит по сто тысяч ангелов. Здесь обитал ангел, у которого было семьдесят голов и на каждой голове семьдесят тысяч ртов, в каждом рту семьдесят тысяч языков, каждый из которых говорил на одном из наречий мира, и все вместе прославляли Аллаха.

Мухаммед дошел до лотосного дерева Сидра (сидрат аль-мунтаха) – это дерево, отмечающее конец седьмого неба, границу, за которую не может пройти ни ангел, ни пророк. По словам Джебраила, у этого «Лотоса крайнего предела» текут четыре реки: две скрытые (текущие в раю) и две видимые (Евфрат и Нил). Ни один из ангелов не может перейти этот рубеж. Даже Джебраил, остановившись, сказал: "Тут заканчиваются мои возможности. О, Любимец Аллаха, если я сделаю еще один шаг, то сгорю".

Пророк пошел вперед один. Тогда перед ним открылись завесы, земля и небо слились воедино так, что невозможно было их различить, и он увидел великое множество таинств и знамений Творца, увидел величие и красоту Аллаха. И Всевышний обратился к нему, говоря без посредника и проявляя к нему почтение.

Аллах говорил ему, в том числе, и о том, что мусульмане должны 50 раз в день поклоняться Аллаху, совершая намаз. Мухаммед обернулся к стоящему позади него Мусе и назвал ему число молитв, назначенное только что Аллахом. В ответ Муса посоветовал Пророку вернуться к Аллаху и попросить облегчить это предписание, ибо сыны Израиля в свое время не вынесли этого, и умма Пророка Мухаммеда не вынесет этого. Мухаммед возвратился к Всевышнему Аллаху и испросил облегчения для своей уммы, и Аллах убавил пять молитв, после чего Пророк вновь вернулся к Мусе и сообщил об этом, на что Муса снова посоветовал вернуться и попросить облегчить предписание для уммы. Так Пророк ходил к Всевышнему несколько раз, пока Аллах не согласился на пять молитв, сказав, что за каждую из пяти молитв в сутки он вознаградит десятикратно, а если кто-то задумает совершить благодеяние и не сделает, то за это он запишет одно благодеяние, но если совершит его, то это будет записано за десять. Если же кто-то задумает совершить плохой поступок, но его не сделает, то за ним ничего не будет записано, а если же сделает плохое, то за ним будет записано одно плохое деяние.

Об этом Пророк рассказал Мусе, и Муса вновь посоветовал вернуться к Господу и попросить облегчения, на что Мухаммед ответил, что возвращался ко Всевышнему до тех пор, пока не почувствовал стыд.

Во время мираджа Пророка ему были показаны чудеса, которые для разума людей непостижимы, а также показаны воздаяния, которые соответствуют деяниям людей. Пророк Мухаммед увидел Обитаемый Дом или небесную Аль-Каабу, а также Рай, Ад и Арш (Престол Господа, наивысшее место, которое объемлет все сущее и находится над ним). Мирадж подарил возможность Мухаммеду увидеть удивительные вещи: людей, сеющих и собирающих каждый день урожай, так, что им приходилось вновь возвращаться и собирать урожай друг за другом. На вопрос Пророка, кто эти люди, Джебраил рассказал, что они воевали на пути Всевышнего, чтобы возвеличить Его слово, и их хорошие деяния увеличивает Аллах до семисот раз, как и то, что они из своего имущества израсходовали, он им в наследство сохраняет.

Взору Пророка также предстали люди, которые разбивали свои головы о камни, а после оживали – это были те люди, которые ленились совершать намазы. Видел он и таких людей, что были закованы в цепи, издавая все время звуки подобно верблюдам и питаясь дурно пахнущими плодами деревьев Ада, хворостом с колючками, дикими маслинами и камнями: это были те, кто не выплачивал обязательную милостыню (садаку).

Потом увидел Пророк людей, питавшихся плохим, мерзким и гнилым мясом, хотя рядом с ними было и хорошее. Эти люди были примером того, как человек, рядом с которым есть дозволенная жена, оставляет ее ради запретной женщины, совершая с ней прелюбодеяние. Увидев человека, купающегося в реке из крови и глотающего камни, Пророк узнал от ангела, что это наказание за ростовщичество. Увидев людей, которые имели ногти из железа, которыми царапали себе лица, Мухаммед узнал от Джебраила, что это сплетники. Когда же Пророк почувствовал доносящийся из одного из ущелий отвратительный запах и ужасающий голос, Джебраил объяснил ему, что это к Всевышнему взывает голос Ада.

У Мухаммеда была и возможность увидеть пытки, которые уготованы в Аду для грешников: одну из адовых отдушин приоткрыл для Пророка повелитель Ада Малик, у которого на лице никогда не бывает улыбки. В этой отдушине увидел Пророк, как толпа людей глотает плоды с адского дерева, и узнал, что это те из его уммы, кто из своих богатств не выплачивал закят. Там же он увидел человека, который безуспешно пытался поднять целую кучу дров. Оказалось, что на этом человеке грех присвоения чужого добра, что было оставлено ему для сохранения. Здесь же Мухаммед увидел людей из окружения фараонов, у которых животы были настолько раздуты, что те не могли двигаться. Их гнали к огню ада. Джебраил объяснил, что все они при жизни копили состояние, выдавая ссуды под проценты (по шариату в обоих случаях речь идет о большом грехе). В Коране неоднократно сказано: «Не приближайтесь к имуществу сироты иначе как с тем, что лучше, пока он не достигнет своей зрелости и исполняйте верно договоры, ведь о договоре спорят».

Здесь же была и женщина, что родила своему мужу ребенка, который был зачат в греховной связи: Пророк увидел, что эта женщина висит на крюках, которые пронзают ее грудь. Видел Мухаммед и тех грешников, что греховны в присвоении имущества сирот – им приходилось глотать раскаленные угли.

Видел Пророк и Ангела Смерти Азраила – он был таким великаном, что расстояние между его глазами имело протяженность в семьдесят тысяч дней пути. Под его командованием находились сто тысяч отрядов ангелов, которые заносили в большие книги имена новорожденных и умерших. Из глаз ангелов, ведавших грехами, капали слезы. Лицо ангела, владевшего казнями людей, было медного цвета. Он восседал на троне из пламени. Мухаммед встретил еще одного ангела, состоящего наполовину изо льда, наполовину из пламени: «О Аллах! Ты соединил пламя со льдом. Ты разместил всех своих рабов в единый ряд по мере их веры».